Новости

Новости

25 декабря 2013, 18:09

Новости культурного мира

Кирилл Серебренников: "Россия - театральная страна"

"За обедом": Кирилл Серебренников - о русском репертуарном театре

Художественный руководитель Гоголь-центра Кирилл Серебренников в интервью телеканалу "Москва 24" рассказал о смысле понятия "русский театр", режиссерском одиночестве и отношении запада к российскому искусству.

- Кирилл, как вы считаете, актуально ли говорить сегодня о наличии русского репертуарного театра? Есть ли он у нас?

- Театр на русском языке – это русский национальный театр. В прошлом году вышла интересная статья, в которой говорилось о том, что понятие "русский театр", который все обожествляют, не стоит делать таким сакральным.

- По каким еще признакам можно определить русский театр?

- Он разный, к счастью. Нет какого-то одного признака. Есть визуальный, психологический, духовный, традиционный театр. Россия – театральная страна.

- Более театральная в сравнении с другими странами Европы?

- Есть несколько великих театральных держав: Германия, Франция и Россия. Причем там берется во внимание не только культура исполнения, но и культура "смотрения". Немцы, например, любят социальный театр. Русские предпочитают спектакли про любовь, человеческие переживания.

- Для вас важен социальный элемент?

- Да, и я очень люблю немецкий театр. Он является для меня формообразующим.

- Театральные школы в разных странах влияют друг на друга?

- Раньше мне казалось, что этого нет. Но я ошибался. Есть международные европейские фестивали – в Авиньоне, Эдинбурге. Представляя панораму своего театра, они показывают все лучшее, что есть в европейском театре, а иногда и в мировом. Но нас нет в этом контексте. Россию не очень любят на западе.

Конечно, есть российские театры, которые давно заслужили признание. Это театр Васильева, Таганка. Традиционного интереса к русскому театру нет. На отторжение нашего искусства влияет политика.

- Но ведь политика существует отдельно от культуры.

- Не всегда. Есть отношение к стране в целом. Если мы знаем, что наш сосед дебоширит и бьет жену, то за солью к нему не пойдем.

- Как интернационализируется российский театр?

- Трудно, потому что привязан к языку.

- Этот процесс протекает сложнее, чем в кино?

- Интернационализация в киноиндустрии также сложна. Не все наши фильмы идут в западном прокате.

Все фестивали помимо панорамы искусства и лоббирования интересов имеют свои аспекты, что коррелируется с внешнеполитическими задачами страны, которая этот фестиваль проводят. В этом отношении мы сами себя не понимаем. Русский театр привык к иллюзии, к тому, что на сцене нужно показать сладкий сон вместо тьмы низких истин. Люди говорят, что сложностей им хватает на работе и не хотят видеть их в театре. Немцы так никогда не скажут. Им интересно прожить этот опыт в театре.

- В какой мере театр отражает общие социальные настроения?

- Театр – это послание посвященных посвященным. Для того, чтобы смотреть спектакли, нужно принимать некие условности. Театр - точно не для рабов.

- Вы как-то говорили, что в России закончились люди. Что имели в виду?

- Я часто повторяю эту фразу. Недавно был такой случай - строили люди дом, а батареи забыли. Сейчас у нас нехватка людей подготовленных, быстро включающихся в работу. Это влияет и на театр, в котором идет депрофессионализация . Театр становится кружком по интересам. В принципе, артистом и режиссером может быть каждый. И каждый способен снимать кино. И эта доступность профессиональных средств играет дурную шутку с искусством.

- Вы чувствуете себя одиночкой?

- Режиссер вообще профессия одинокая. И это нормально.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика