Новости

Новости

25 декабря 2013, 19:25

В Новый год с наличными: как избежать проблем с банковской картой

Российские банки не будут блокировать кредитные карты клиентов, не предоставивших контактные данные. Ранее такая информация появилась на сайтах некоторых кредитных организаций. О том, в каких случаях банк может пойти на эти меры и что делать, если это случилось с вами, - в материале M24.

С 1 января 2014 вступают в силу поправки в закон "О национальной платежной системе", который, помимо прочего, обязывает банки возмещать своим клиентам украденные с кредитных карт средства. Кроме того, банки должны будут информировать держателей карт о каждой совершенной транзакции, причем делать это бесплатно. Сейчас большинство банков предлагают услугу SMS-оповещения, но, как правило, она обходится от 30 до 60 рублей в месяц.

Согласно старой редакции закона, в случае несанкционированного списания денег со счета, клиент банка обязан в течение суток проинформировать об этом свою кредитную организацию, чтобы утраченные средства были возмещены. "В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств <..> не позднее дня, следующего за днем получения от оператора уведомления о совершенной операции. После получения уведомления клиента оператор обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента", - говорится в законе. Вступающие в силу поправки предусматривают увеличения срока обращения клиента за компенсацией до 10 дней.

Кредитные учреждения не могут блокировать карты из-за отсутствия контактных данных клиента, заявляют в Центробанке. Как поясняет пресс-служба ЦБ, "способы направления уведомлений законодательно не регулируются и определяются договорами", поэтому блокировка карты не может осуществляться из-за того, что в организации нет информации для связи с клиентом, в том числе по уже заключенным ранее договорам. При этом в Центробанке отмечают, что блокировать карту банк может только в том случае, если был нарушен порядок ее использования, предусмотренный договором (например, три раза был неправильно введен PIN-код).
Однако ЦБ все же рекомендует клиентам банков предоставлять свои контактные данные для контроля операций по счету и для получения возмещения в случаях кражи денег.

По его словам вице-президента Ассоциации региональных банков Олег Иванов, перед банками встала непростая задача, как в соответствии с законом уведомлять своих клиентов о совершенных операциях, если те не пользуются интернетом и не предоставили банку номер своего мобильного телефона. "Закон сконструирован таким образом, как будто все российские держатели карт просто спят с мобильным телефоном и ждут получения SMS-сообщений об операциях по своим счетам. Это конечно же не так", - отметил эксперт.

Срок возврата украденных денег на банковские карты будет увеличен

Эта ситуация, по его мнению, вынудила кредитные организации прибегнуть к "жесткому маркетингу": на сайтах многих банков появились обращения к клиентам с просьбой предоставить свои номера телефонов. А для того, чтобы стимулировать граждан это сделать, банки указывают на потенциальную возможность блокирования и приостановления пользования банковскими картами.

Закон "О национальной платежной системе" не дает банкам права блокировать карты своих клиентов, не предоставивших актуальные контактные данные. Для этого такая возможность должна быть отдельно прописана в договоре между кредитной организацией и держателем карты.

Банк может в одностороннем порядке заблокировать карту, если усмотрит в совершаемых операциях признаки мошенничества, либо транзакция вызовет другие подозрения (например, снятие за короткое время крупных сумм банк может счесть отмыванием денег). Кроме того, карта может быть заблокирована по решению суда, например, в случае задолженности по кредитам.

У разных банков разные условия разблокирования карты. У одних это можно сделать дистанционно - позвонив в службу клиентской поддержки и пройдя процедуру идентификации, у других - придется идти в отделение банка и писать заявление. При этом, чтобы воспользоваться своим счетом, не обязательно ждать, пока карту разблокируют, деньги можно получить в отделении банка, предъявив паспорт.

Иногда мошенники, под видом банка рассылают клиентам SMS-сообщения с текстом о том, что карта заблокирована и предлагают позвонить по указанному телефону. Этого делать нельзя - со счета вашего мобильного телефона может списаться крупная сумма. В случае возникновения каких-либо проблем нужно звонить в колл-центр банка, номер которого всегда указывается на карте, специалисты службы поддержки объяснят, как действовать в той или иной ситуации.

Частой причиной блокировки карты становится неправильный ввод ПИН-кода. Об этом особенно нужно помнить, веселясь в новогодние праздники. Если вы не уверены, что точно помните комбинацию цифр, операцию лучше отложить. Однако, если эта неприятность все-таки случилась, не стоит расстраиваться - карта автоматически разблокируется спустя сутки.

Григорий Медведев

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика