Новости

Новости

18 июля 2013, 16:03

Культура

Оборонные праздники и распродажи: что отмечали москвичи сто лет назад

Фото: ИТАР-ТАСС

Публицист, футурист и городской журналист Александр Трифонов о том, какие праздники отмечали москвичи сто лет назад и как проходила первая общегородская распродажа.

Почему жители Москвы еще сто лет назад отмечали избавление от среднеазиатского завоевателя Тимура в XIV веке, и какой маркетинговый ход придумали когда-то столичные купцы, чтобы создать новый общемосковский праздник?

В истории, да и настоящем нашего любимого города есть немало загадок, ответы на которые известны лишь узкому кругу специалистов. Поэтому мы решили открыть раздел о тайнах мегаполиса и его окрестностей.

Свои, только московские праздники существовали на протяжении столетий. Однако сегодня они прочно забыты. И, думаю, большинство жителей мегаполиса удивились бы, узнай они, что праздновали хотя бы сто лет назад. Например, Дней Москвы тогда было целых три, и приходились они на теплое время года: 21 мая, 23 июня и 26 августа. Все торжества были связаны с иконой Владимирской Богоматери, почитавшейся небесной заступницей столицы.

А широко отмечавшийся праздник иконы Казанской Богоматери 4 ноября возродился недавно уже в форме общероссийского торжества - Дня народного единства.

Старинный день Москвы и тайна Тамерлана

Удивительно, но еще сто лет назад москвичи праздновали избавление от нашествия среднеазиатского завоевателя Тамерлана (Тимура) в далеком 1395 году, 26 августа по старому стилю. Тогда Москва представляла собой центр не самого большого русского княжества и все еще находилась в вассальной зависимости от Орды, несмотря на Куликовскую битву 1380 года. Только-только, в 1383 году, московским князем Дмитрием Донским был получен наследственный ярлык на управление русскими землями.

В начале 90-х годов четырнадцатого столетия ордынский хан Тохтамыш захватил часть земель Тамерлана, за что последний вторгся в 1395 году в рязанские пределы, а потом разграбил Елец. В конце августа он повернул обратно.

"Чудесного избавления" здесь, скорее всего, не было. Современные историки полагают, что Тамерлан едва ли специально собирался разорять Москву. В 1382 году будущую столицу разгромил сам Тохтамыш, впрочем, брать там было особенно нечего, да и преследовал среднеазиатский эмир вовсе не русских, а ордынского хана. Истинные причины его поведения, наверное, навсегда останутся тайной.

Фото: ИТАР-ТАСС

Как бы там ни было, согласно легенде, в Ельце вовсе не православному Тамерлану явилась во сне Владимирская Богоматерь и велела отступать. Мы точно не знаем, когда именно появилась легенда, но вскоре после этих событий Владимирская икона действительно была перевезена из Владимира, бывшего великокняжеского города, в новую ставку великих русских князей - Москву. Так московские князья обрели в глазах народа дополнительную легитимность, ведь теперь именно в их граде находился один из самых почитаемых образов на Руси.

23 июня вспоминали о стоянии на Угре 1480 года с ханом Ахматом, пришедшим в Московию после отказа великого князя Ивана III платить Орде дань. Тогда оба войска избежали главного сражения, а Ахмат не стал пытаться взять Москву, хотя и находился вместе с войском после окончания стояния совсем недалеко от города - в 80 км южнее. 21 мая - окончание осады Москвы крымским ханом Мехмед I Гиреем в 1521 году. Справедливости ради надо отметить, что крымское войско отошло лишь после того, как московские бояре признали его своим сюзереном. Но московиты все равно считали несостоявшееся разорение чудом.

Эти праздники были и московскими, и государственными. У них была ярко выраженная идеологическая подоплека: в три летних дня вспоминали особую роль и место города в истории России, неприступность Третьего Рима - центра земель Русских - для неприятеля, подчеркивали оборонный характер чудес.

Традиция отмечать "оборонные" праздники не была утрачена даже в XX веке. На месте старых дат, связанных со средневековыми чудесами и викториями, после Великой Отечественной войны появилась новая - День обороны Москвы 5 декабря.

А совсем недавно старый московский праздник иконы Казанской Богоматери 4 ноября возник из небытия и стал полноценным красным днем календаря для всей страны. Интересно, что возродилась именно старинная трактовка этой даты, связанная с версией освобождения Москвы от поляков в 1612 году в этот день. Она была официально закреплена еще во времена царствования московского царя Алексея Михайловича в 1649 году. Но есть и существенное различие. День народного единства теперь выступает датой гражданской, вне связи с религиозными корнями торжества.

Купцы-маркетологи и Фомин понедельник

Москва, конечно же, отмечала не только свои собственные даты. Общероссийские Пасха или Рождество со Святками были не менее любыми народом. Но существовал еще один день, как нельзя лучше отражавший купеческо-мещанский характер большинства жителей города. Столичный град Москов со средних веков считался торговым местом, и это мнение только укрепилось после того, как в начале XVIII века столицей для ведомств, а следовательно, и чиновников стал Петербург.

Вид на Тверскую улицу к Бульварному кольцу – участок между Газетным и Брюсовским переулками.1910 год. Фото: ИТАР-ТАСС

В Фомин день - понедельник второй недели после Пасхи – москвичей, по крайней мере, с середины XIX века ждала всегородская распродажа. В этот день, кроме торговцев, почти никто не работал: купцы в лавках снижали цены на оставшийся с осени-зимы товар.

Москвичи устремлялись в торговые ряды, чтобы по дешевке скупить, что возможно. Впрочем, распродажная лихорадка радовала далеко не всех. Литератор середины XIX века Павел Вистенгоф в "Очерках московской жизни" оставил нам живое описание первого праздника, придуманного предшественниками современных маркетологов. "Несмотря на то, что всякий понимает эту совсем не глупую выдумку промышленности, слова "дешевые товары" заставляют толпу народа всякого звания отправляться с раннего утра в Ряды (торговые - прим. авт.).

Вы удивитесь, с каким восхищением спешат на покупку дешевых товаров московская модная красавица в своей блестящей карете и попадья в своем огромном чепце, чопорная купчиха, скромная портниха и кухарка, пожилой помещик со своею семьею и франт без семейства. Взглянув на эту толпу, вы подумаете, что прекрасные товары отдаются даром, и как же обманетесь, когда увидите, что в это время продаются дюжинами гнилые перчатки, вышедшие из употребления материи и ситцы, разрозненные браслетки и остатки или кусочки лент".

Нам же остается только порадоваться, что сегодня на распродажах все же сбывают остатки непроданных коллекций или партий, а не просто залежалый и испорченный товар, как было 150-170 лет назад.

В окончание заметим, что в смене памятных дат нет ничего особенного. К примеру, в начале XX века в Москве почти перестали отмечать Семик (Троицу), хотя авторы первой половины XIX века еще описывали этот праздник как один из самых почитаемых.

Александр Трифонов

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика