Залог успеха: легко ли быть боссом и остаться частью команды

Хороший начальник – это залог успеха любого бизнеса. На боссе лежит подбор грамотного персонала, выстраивание работы команды, решение сложных ситуаций и постановка новых задач.

Зачастую именно от руководителя зависит "погода в офисе": ему нужно овладеть искусством превращения места труда во второй дом, куда хочется приходить каждое утро и который хочется улучшать, где каждый чувствует свою значимость, а стало быть, приобретает потребность активно участвовать в развитии общего дела.


Фото: YAY/ТАСС

Конечно, лучше всего с последней задачей справляется система, при которой сотрудники получают часть зарплаты в виде акций компании и должны выкладываться на полную, чтобы эти акции и их капитал росли.

Однако такой механизм в нашей стране если и встречается, то крайне редко. А стало быть, мотивация сотрудников целиком ложится на плечи руководства. Словом, хороший лидер должен быть и хорошим менеджером, и знающим специалистом, и вдохновителем, и даже отчасти провидцем. Многовато для одного человека. Мы поговорили с несколькими начальниками и узнали, как они справляются со своей ролью, чем увлекают сотрудников и как приходят к высоким должностям.


Играющий тренер

Фото: Владимир Кочетков

Руководитель проектов "Музыка" и "Сообщения" социальной сети "Одноклассники" Владимир Кочетков говорит, что ему постоянно приходится держать в голове множество сценариев и очень быстро находить решения. На рабочие подвиги его побуждают благодарности от клиентов и подчиненные, которых Владимир называет на иначе как коллегами.

"Самое важное – не упустить возможности, которые тебе встречаются. В моей карьере было несколько моментов, когда мне предоставлялась возможность что-то изменить. В свое время из LG я перешел в Yota –тогда фактически стартап. Этот опыт позволил мне узнать, что такое разработка интернет-сервисов и управление продуктом. В этой компании я начал карьеру менеджера, а до этого был инженером. Уже в Yota стало понятно, что социальные сети – это будущее интернета, поэтому отказаться от приглашения Ильи Широкова, который в то время возглавлял "Одноклассники", я не мог.

Работа в "ОК" – это про "сделать что-то новое" для обычных людей. Только это может тебя мотивировать работать каждый день, придумывать новые идеи и проверять их жизнеспособность. Карьерный рост в ОК – это не должности и регалии, а запущенные сервисы и благодарности пользователей. Когда человек пишет в службу поддержки: "Спасибо вам за музыку в "Одноклассниках", я не могу себе представить утро без нее", то ты можешь с уверенностью сказать себе, что все не зря. Это самое приятное в работе. Моя работа влияет на то, что делают, видят и обсуждают миллионы людей, при этом идея может появиться сегодня, а завтра этим уже пользуются люди. Это заставляет постоянно находиться "в тонусе", прогоняя в голове кучу разных сценариев и придумывая улучшения. Это имеет колоссальный эффект для всей команды: гораздо интересней работать для людей, которых ты можешь увидеть сам и оценить, как ты сделал их жизнь лучше.

У меня нет подчиненных, у меня есть коллеги. Мне крайне важно видеть людей, которые понимают конечную цель и стремятся сделать результат лучше. Я стремлюсь к тому, чтобы люди, которые меня окружают, были сильнее меня, чтобы они мотивировали меня на движение вперед. Только так можно совместить интенсивный рабочий график и возможность развиваться самому. На собеседованиях я прежде всего оцениваю, насколько мне интересно с человеком, насколько легко он может делиться своими знаниями. Поэтому идеальное собеседование для меня – когда ты узнал что-то новое из определенной профессиональной области, и разговор был интересным.

Крайне важно, чтобы все в команде разговаривали на одном языке, начиная от терминологии до обсуждения конечного результата. Это моя основная задача при организации работы. Если все в команде понимают и разделяют результат, которого нужно достичь, то это добрая половина успеха. Даже в случае ошибки наличие такого общего понимая сильно упростит работу, позволит сделать выводы и закрепить это в виде бесценного опыта. Допущенные ошибки и выявляются намного раньше, поскольку каждое предложение и идея рассматриваются каждым участником через призму его понимания нужного результата. В купе с тем, что в команде работают люди с разным опытом и экспертизой, это обеспечивает многогранное ревью.

Больше всего моя работа как руководителя похожа на "играющего тренера". Я помогаю людям, с которыми работаю, "играть" лучше, достигая командного результата. Я оцениваю свою работу по качеству и эффекту от решений, которые принимаются в команде без моего участия".

Нужно найти партнера

Фото: Лана Цуби

Главой компании можно стать в фирме, куда пришел на рядовую должность, а можно — основав собственный бизнес, как и поступила наш следующий герой совладелица ателье индивидуального пошива "Юбочки да Блузочки" Лана Цуби. Она давно хотела работать на небольшом предприятии, связанном с миром моды, и решилась на осуществление мечты, потеряв предыдущее место работы.

"О своем маленьком бизнесе я задумывалась всю свою рабочую жизнь. Так уж случилось, что карьера у меня быстро пошла в гору, и на своем первом месте работы уже через полгода я стала руководителем. Дальше – больше: организовала подразделение, потом новое направление в бизнесе, а потом я пошла работать в иностранную компанию. То есть что такое огромный объем работы, дедлайны, ответственность за бюджет, я почувствовала давно – и сразу же и начала мечтать о своем и обязательно камерном бизнесе, устав от масштабности поставленных задач, бесконечных дедлайнов и ночевок в офисе.

Мне были всегда по душе маленькие семейные компании: французские винодельни, итальянские сыроварни, ну и, конечно, семейные ателье. Моей страстью по жизни всегда были мода, стиль, имидж. Я заканчивала всевозможные курсы: парикмахерские, по имидж-консультированию, визажу, ходила на лекции по истории моды и прошла много разных курсов онлайн. Параллельно основному месту я работы консультировала женщин, вела мастер-классы, устраивала имидж-девишники, стилизовала съемки для журналов, каталогов и т.д. К сожалению, вся эта "модная" суета приносила огромное удовольствие, но не давала стабильного дохода. Но кризис расставил все по своим местам. Компания, в которой я работала, закрылась, и мы вместе с подругой Екатериной Рогачевой решили открыть ателье "Юбочки да Блузочки". Я знаю, как сложно бывает некоторым женщинам подобрать одежду в магазине под свои параметры, поэтому идея казалась здравой.

Самое сложное было найти грамотного партнера. Кроме того, я понимала, что мне недостаточно знаний, поэтому пришлось пойти учиться конструированию и моделированию – это направление я взяла на себя, Катю нельзя подпускать близко к швейной машинке, поэтому она взвалила на себя продвижение, продажи и рекламу, за что я ей безмерно благодарна.

У нас не было огромного стартового капитала, поэтому до сих пор мы все по максимуму делаем сами. Оборудование, например, нам помогали перевозить и собирать наши мужья, обои тоже клеили сами. Ателье уже почти год, я все еще общаюсь с клиентами, поставщиками тканей, координирую работу конструкторов и портных. Катя отвечает за поиск и привлечение клиентов. Во многом мы делаем это не потому, что некому доверить. Нам всегда хотелось, чтобы индивидуальный пошив был доступен каждой женщине, а чем больше штат, тем больше накладных расходов и тем выше итоговая стоимость изделия.

Как ни странно, отношения с подчиненными у меня складываются без особых сложностей. Портные, конструкторы, швеи – народ трудолюбивый и исполнительный. Мы работаем с настоящими профессионалами своего дела и очень стараемся создавать им комфортную атмосферу, иначе они "закиснут" и перестанут творить красоту. Уважение друг к другу и относительная свобода действий - вот главные составляющие здоровой рабочей атмосферы в мастерской.

Конечно, бывают моменты, когда получается не все, в основном это связано со спецификой наших услуг: девушка представляет себя в платье так, а по факту выходит иначе из-за особенностей фигуры. Но мы всегда находим выход, чтобы клиент остался доволен. С портными проговариваем все трудные моменты.

Когда ателье терпит убытки, мы никогда не взваливаем это на сотрудников, то есть рублем не бьем. Мы поощряем, если месяц был отличный – часто портные просят себе в качестве бонуса какую-то ткань, правда, работы у них столько, что шить для себя некогда, но это их выбор. У нас в бизнесе есть другая проблема – найти специалистов! Как мы знаем, все швейные училища позакрывались, и хорошего портного или швею приходится искать по 3–4 месяца".

Разбираться в своем деле

Фото: Андрей Зорин

Степень вовлеченности начальника в рядовые процессы — один из наиболее заметных факторов, отличающих руководителей с разными подходами к организации труда. Кто-то готов самостоятельно отвечать на звонки всех клиентов, а кто-то вмешивается лишь в экстренных ситуациях, предоставляя подчиненным законное право самостоятельно выполнять рутинную работу. Глава компании "краудФОМ" Андрей Зорин предпочитает поручать решение задач членам своей команды, но отмечает, что любой босс обязан разбираться в своем деле и быть в состоянии помочь подчиненным со сложными вопросами.

"Интерес и склонность к управленческой работе у меня возникла еще в институте, и далее в основном все мои позиции так или иначе касались управления. При этом, с моей точки зрения, каждый руководитель должен уметь и регулярно что-то делать своими руками. Мне лично интересна работа с текстами и исследование процессов, разворачивающихся в интернете, поэтому часть своего дня я обычно стараюсь посвящать именно этому. В этом смысле управление компанией для меня стало просто новым этапом развития своей управленческой компетенции. А так как наша компания входит в группу компаний "Фонд Общественное мнение", мне в чем-то легче, чем другим руководителям – всегда есть возможность воспользоваться поддержкой группы в целом и ее президента.

Мы занимаемся проведением краудсорсинговых проектов на собственной платформе "КраудСпейс", и думаю, что именно новые вызовы и необходимость снова и снова решать нетривиальные задачи дают возможность проявить себя нашим коллегам и вызывают в них интерес к тому, чем мы занимаемся. И в каком-то смысле каждый становится управленцем на своем месте, имея дело с организацией работы участников наших проектов.

Сейчас компания активно развивается, и вопрос формирования команды является как самым важным и сложным, так и самым интересным: приходится двигаться и развиваться самому, чтобы не подвести других и успешно реализовывать задачи.

Как обычно бывает с новыми и необычными проектами, вопросы распределения работ и зон ответственности между членами команды приходится решать по ситуации, и здесь я по возможности стараюсь делегировать то, что коллеги способны сделать самостоятельно. Иногда это может быть непросто и получается не с первого раза – тогда задача становится совместной. На любом пути встречаются трудности, и иногда допускаешь ошибки, здесь главное вовремя признать ошибку, разобрать ее и вместе двигаться дальше.

Каждому помогает правильная мотивация, и первое, на что я рассчитываю и обращаю внимание, – это наличие у коллег собственного интереса, а также готовность работать в интересах команды в целом. Конечно, в случае необходимости можно применить и обычные инструменты мотивации – как материальной, так и не материальной, но это зависит уже от конкретной ситуации".

Быть немного странным на вид

Фото: Александр Горностаев

Еще одним героем статьи стал заместитель главного редактора m24.ru Александр Горностаев. Саша принадлежит к той породе руководителей, которые отмечают и воспитывают в себе лидерские качества с самого юного возраста.

"Мой профессиональный путь начался еще в младших классах школы, когда мы с ребятами во дворе играли в Fort Boyard. У моего дома есть большой пруд, вокруг него много лавочек и деревьев. Вот там мы все бегали и искали ключи. Я в то время исполнял роль Патриса Лаффона (фр. Patrice Laffont – мэтр французского телевидения, великий хозяин Fort Boyard).

Постепенно через детские ролевые игры я стал сначала ведущим на радио, а потом из прямого эфира перекочевал в руководителя редакции радиостанции, затем студии звукозаписи, а потом уже на телевидение и интернет-СМИ. Другими словами, руководить, управлять и бежать впереди локомотива у меня в крови с момента рождения (смеется).

Самое приятное – успех твоей команды. Самое сложное – вставать каждый день в 5:30. На мой взгляд, руководитель должен быть немного странным на вид, уметь говорить на любые темы и знать отличие градусника от термометра.

Что же касается хорошей команды, то это является основной любого дела. Это как отлаженный механизм, который должен работать без сбоев. Конечно, в творческом коллективе часто возникают мини-скандалы, споры, обиды друг на друга... Но без этого нет творческого процесса.

Я не люблю делегировать дела. Бывают случаи, когда зашиваешься в потоке новостей и программ. Но при грамотной расстановке приоритетов задачи решаются по мере их поступления".

Ирина Бурмистрова

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика