От театра до инватуризма: социальное предпринимательство в России

Фото: ИТАР-ТАСС

Социальное предпринимательство – новое явление для России, однако оно все прочнее укрепляется на отечественном рынке: возникают проекты, школы и фонды, готовые помочь предпринимателям и советом, и финансированием. Накануне в Москве стартовал курс по социальному бизнесу, организованный фондом "Наше будущее" и бизнес-инкубатором Высшки. На участие подали около 140 заявок.

Доход и польза: что такое социальное предпринимательство?

Эксперты отмечают, что идея социального предпринимательства в нашей стране становится популярнее год от года. Несмотря на то, что маркеров успеха здесь целых два: финансовый показатель и социальный эффект, - предприниматели все охотнее идут в соцбизнес.

"У нас есть много примеров, в том числе в крупных организациях, когда бизнесмены понимают, что благотворительность – это разовая акция: сделал и забыл. У социального предпринимательства более долгий эффект", - рассказывает руководитель дирекции разработки программ Фонда "Наше будущее" Татьяна Скорая.

Социальное предпринимательство

У этого вида бизнеса существует четыре основных показателя:

- социальное воздействие ( целевая направленность на смягчение или решение проблем, существующих в обществе)

- финансовая устойчивость и самоокупаемость

- иновационность (использование новых подходов, позволяющих увеличивать социальное воздействие)

- бизнес-подход (способность предпринимателя видеть провалы рынка, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения)
К решению создавать социально ответственный бизнес люди приходят разными путями: кто-то сам испытал трудности, восстановился и решил помогать товарищам по несчастью, а кто-то понял, что извлекать личную пользу из добрых дел совсем незазорно.

Сетевое издание М24.ru пообщалось с предпринимателями, которые решили совместить приятное с полезным.

Из тюрьмы на театральную сцену

Театр "Вольный дебют" был создан на базе проекта "Возвращение", занимающегося социально-психологической реабилитацией бывших заключенных. Пока проект находится на стадии становления и ощутимой прибыли не приносит, но у него еще все впереди.

Изначально создание "Вольного дебюта" было только благотворительным мероприятием, и зарабатывать на нем никто не собирался.

"Это была некая игровая реабилитация. Знаете, есть деловые игры в бизнесе? Но оказалось, что это имеет некий побочный художественный эффект", - рассказал помощник руководителя проекта Александр Кушнир.

Репетиция спектакля "От письма до письма". Фото: http://shalom-zk.ru

Именно этот "художественный эффект" и решили развивать в "Возврщении": набрали труппу из десяти актеров с непростыми жизненными историеями, пригласили режиссера и костюмеров. Всего вместе с руководителями в театре работает 14 человек. Все непрофессиональные члены труппы уже владеют азами актерского мастерства и пластики, но, по словам руководителя и идейного вдохновителя проекта Аркадия Барановского, одного таланта актеров тут недостаточно:

"Зрители же не идут просто на спектакль. Тут важно имя режиссера, актеров и так далее. Пока еще мы не так известны, и для того, чтобы создать нечто большое, нужен какой-то период становления", - делится Аркадий.

Сейчас в арсенале "Вольного дебюта" уже два спектакля. Первый из них – "От письма до письма" - три года назад поставила режиссер Елена Сибиркина. Спектакль прошел сразу на нескольких площадках Москвы. Второй - "Мимореальность", создан по книге Е. Клюева "Между двух стульев". Его поставила Анастасия Яблокова, а премьера прошла совсем недавно. Постановка возымела успех и удивила даже Барановского:

"Все прошло так удачно, как я не ожидал. Зал был полным, удалось собрать и какие-то деньги, актеры даже получили небольшую зарплату", - сказал он.

По словам Аркадия, за посещение спектакля зрители платили по системе Pay What You Want (оплата по желанию) и оставляли деньги в специальном кэшбоксе. Организаторы постановок уверены, что это удобный способ получить награду за труд и не навязываться гостям с фиксированной ценой. На таких же условиях можно будет попасть и на второй показ спектакля, который пройдет 26 апреля в подмосковном Солнечногорске в молодежном центре "Подсолнух".

Вообще, на "Мимореальность" у театра "Вольный дебют" большие планы: совсем скоро спектакль можно будет увидеть в театре "У Никитских ворот" Марка Розовского, расписание показов появится на официальном сайте проекта.

Сам Аркадий верит, что социальное предпринимательство - необходимая в современном обществе вещь. Именно поэтому он создал проект Биржи НКО, где по аналогии с обычной коммерческой биржей может происходить знакомство инвесторов и социальных предпринимателей. Пока проект находится в стадии разработки, но предприниматель уверен, что эта идея может способствовать развитию социального бизнеса в целом:

"Для того чтобы социальное предпринимательство в России приобрело свой классический вид, понадобится еще лет десять, не меньше. Биржа вводит рыночные инструменты в эту сферу, приближает социальное предпринимательство к деловому миру. Ведь сейчас очень часто деньги выделяются инвесторами не на проект, а на конкретного просителя. По сути, любой харизматичный человек может собрать деньги на любой проект".

Мир без границ: можно ли стать путешественником, если ты прикован к коляске?

Примером классического предпринимательства, о котором говорил Аркадий, можно считать компанию "Амадэль-тур", предлагающую заграничные туры людям с ограниченными возможностями. На рынке эта компания действует уже четырнадцать лет, но с социальным туризмом начала работать только в 2006 году. За это время менеджеры "Амадэль" успели найти маршруты, по которым их клиентам удобно было бы путешествовать.

"Я называю их людьми с расширенными потребностями, а не с ограниченными возможностями, - сразу предупредила меня руководитель компании Татьяна Уртаева. – Наши клиенты едут не в экскурсионные туры, не в столицы. Они выбирают пляжи, а такой отдых подразумевает адаптированный съезд в море. Одна из наших проблем состоит в том, чтобы найти отели, где были бы подходящие пляж и съезд. Это крайне сложно, их по всему миру единицы".

Фото: ИТАР-ТАСС

По словам Татьяны, легче всего такие гостиницы найти в Греции, но туристы на колясках, как и любые другие путешественники, хотят посмотреть весь мир, поэтому приходится искать отели в Италии, Таиланде и других популярных странах.

По словам Уртаевой, желание заниматься социальным предпринимательством и помогать людям с ограниченными возможностями (или "расширенными потребностями"), возникло само собой.

"Я никогда не сидела и не думала, чем бы мне заняться. Мои знакомые попросили меня найти тур для их сына, с детства прикованного к коляске, я нашла адаптированный отель. Потом я увидела детей-инвалидов в самолете, и у меня возникла мысль, что таким людям надо помогать", - сказала она.

На одном социальном предпринимательстве компания пока не может прожить, и большую часть денег фирма получает от обычного туризма. Одну из самых серьезных социальных проблем Уртаева видит в том, что ее компания не в состоянии обеспечить скидки для своих клиентов-инвалидов, адаптированные отели стоят дорого. Чтобы это несильно было по кошельку, во многих странах отдых людей с ограниченными возможностями и их пребывание в реабилитационных центрах дотируется государством. В России получить такую дотацию довольно сложно, поэтому поездки внутри страны почти не пользуются спросом.

Тем не менее, Татьяна уверена в необходимости вывозить людей с ограниченными возможностями в путешествие:

"Что такое отдых для людей, которые все время живут в четырех стенах? Это заряд бодрости и сил буквально на весь год. Среди моих клиентов есть мама, которая, будучи на пенсии, работает, чтобы вывезти куда-нибудь взрослого сына с ДЦП. После этих поездок человек буквально оживает".

Киностудия для режиссеров-школьников

Следующий проект ставит перед собой грандиозную цель: покорить жюри российских и международных кинофестивалей. Среди его достижений - диплом международного фестиваля социальной рекламы "ЛАЙМ", целый урожай призов фестиваля экологического кино "Зеленый Взгляд – 2013" и победа на международном конкурсе экологических видеороликов Neue Vision. Речь идет о детской киностудии "Жираф", руководители которой обучают своих подопечных основам режиссерского, актерского и сценарного мастерства.

Ученики студии "Жираф". Фото: http://vk.com/albums-28494304

"Жираф" выполняет сразу несколько социальных функций. Во-первых, создает все условия для детского творческого досуга. Обычно занятия в киностудиях - удовольствие затратное, в "Жирафе" же занимаются с детьми бесплатно, среди учеников студии как обычные школьники, так и подопечные различных благотворительных фондов. А во-вторых, киностудия работает с экологической темой, пропагандируя бережное отношение к живой природе.

"Жираф" был создан в 2010 в Сакт-Петербурге. Совсем недавно появилось московское отделение киностудии:

"Пока столичный проект находится на стадии подачи документов, - рассказывает мастер-режиссер студии Мария Сопова, - но у нас уже появилась первая группа, с которой мы проводим занятия. Это подопечные фонда "Подсолнух", занимающегося помощью детям с нарушениями иммунитета".

На первый взгляд, создатели "Жирафа" занимаются чистой благотворительностью: денег за обучение не берут, на фестивалях не зарабатывают. При этом киностудия все-таки считается проектом социального предпринимательства. Доход преподаватели и руководители "Жирафа" получают от рекламодателей и спонсоров, предлагая целый пакет рекламных услуг, от упоминаний спонсоров в титрах до рассказа о них на пресс-конференциях и фестивалях. По словам Марии, такая форма заработка не позволяет получать большую прибыль, но дает возможность окупиться проекту.

Раиса Ханукаева

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика