09 ноября 2017, 00:00

Космические долгожители. Старейшие астронавты и космонавты Земли

Американские ученые изобличили NASA в сокрытии информации о смертельной опасности космических полетов, сообщает Lenta.ru. Речь идет о засекреченных материалах исследований о влиянии полетов на зрение астронавтов. Между тем, судя по возрасту живущих ныне первых покорителей космоса, их профессию не назовешь такой уж вредной для здоровья. Редакция портала Москва 24 составила список самых известных космических долгожителей.

Фото: Пресс-служба Роскосмоса

Старейший космонавт мира живет в России

Старейший из ныне живущих покорителей космоса − советский космонавт Владимир Шаталов, 9 декабря 2017 года Владимиру Александровичу исполнится 90 лет. Он совершил три полета в космос на кораблях "Союз-4", "Союз-8" и "Союз-10".

Второе место в мире по долголетию также принадлежит советскому космонавту − Анатолию Филипченко, который в феврале 2017 года отметил свое 89-летие.
Всего же в России и странах ближнего зарубежья сегодня проживают 11 космонавтов, чей возраст перевалил за 80-летний рубеж. Среди них − первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (80 лет), первый человек, побывавший в открытом космосе, — Алексей Леонов (82 года).

Почти всем космическим долгожителям приходилось испытывать на орбите колоссальные эмоциональные и физические нагрузки. Так, например, космонавтам Борису Волынову (82 года) и Виталию Жолобову (80 лет) во время полета на орбитальной станции "Салют-5" довелось устранять серьезную аварию: на станции погас свет, выключилась система регенерации воздуха, отключилась часть электрооборудования. После перенесенного стресса, связанного с ЧП, самочувствие космонавтов резко ухудшилось, и Центр управления полетами принял решение об их экстренном возвращении на Землю.

Старейшие американские астронавты летали в одном экипаже

Американцев побывало в космосе больше, чем советских и российских космонавтов, и число астронавтов-долгожителей здесь выше. Всего, как подсчитали корреспонденты портала Москва 24, в США сегодня проживает 31 астронавт, чей возраст превышает 80 лет.

Самый почтенный возраст − у Фрэнка Бормана: в марте 2017 года он отметил свое 89-летие. Борман был командиром "Аполлона-8", который совершил первый пилотируемый облет Луны. Пилот командного модуля "Аполлона-8" Джим Ловелл всего на две недели младше Френка Бормана: в 2017 году ему также исполнилось 89 лет, и он второй из старейших американских астронавтов. Мировая известность к Ловеллу пришла после выхода на экраны фильма "Аполлон-13", Джим был командиром миссии, его роль в фильме исполнил актер Том Хэнкс.

Самый известный американский астронавт-долгожитель − это, безусловно, Базз Олдрин, которому в январе 2017 года стукнуло 87 лет. Олдрин и Нил Армстронг стали первыми из землян, кому довелось побывать на Луне во время экспедиции "Аполлон-11". Кстати, сам Армстронг дожил до 82 лет.

Чем вредны полеты в космос

Впрочем, было бы не совсем корректно отрицать вредное воздействие на организм человека космоса, который, по сути, является для него враждебной средой.

Очевидной проблемой для здоровья во время длительных полетов может стать космическая радиация. Считается, что за день нахождения на Международной космической станции члены экипажа получают дозу радиации в размере около 1 миллизиверта, что равно годовой дозе на Земле. Между тем в ходе экспериментов на борту МКС с применением манекенов выяснилось, что внутренние органы космонавтов получают лишь незначительные дозы радиации, которые при рекордной интенсивности полетов могут сократить продолжительность жизни космонавта максимум на два-три года.

Проблемы со здоровьем на орбите чаше возникают из-за недосмотра на Земле. Пример − инцидент на борту советской станции "Салют-7", произошедший осенью 1985 года. Один из членов экипажа, космонавт Владимир Васютин, перед отправкой на орбиту скрыл от медиков урологическое заболевание, болезнь обострилась уже в космосе − Васютин потерял работоспособность, состояние его ухудшалось. Миссию экипажа, которая должна была продлиться полгода, прервали через два месяца, часть экспериментов, запланированных программой полета, так и не была выполнена, а общий ущерб от досрочного возвращения пилотируемого корабля составил более 10 миллионов полновесных советских рублей. По результатам расследования инцидента Васютин был исключен из отряда космонавтов, а в предполетную медкомиссию включили забор секрета простаты, которую космонавты окрестили "пробой Васютина".