Фото: m24.ru/Александр Авилов

По станциям Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД) после реконструкции и запуска движения поездов будут водить экскурсии. Об этом в интервью m24.ru рассказал руководитель департамента культурного наследия Алексей Емельянов. Он подчеркнул, что всем старым станциям МКЖД вернут исторический облик. Разработать туристические маршруты планируется вместе с руководством железной дороги.

"Возможно, стоит попробовать совместно с МКЖД создать экскурсионный маршрут по историческим станциям Малого кольца железной дороги. На кольце находится 16 станционных зданий, построенных перед его запуском 1908 года. Немаловажно, что благодаря плотной работе с МКЖД удалось удалить от исторических станций крупные современные транспортно-пересадочные узлы. Московская кольцевая железная дорога – это уникальное сооружение, каждая станция на ней неповторима", – сказал Емельянов.

Сегодня здания на МКЖД выкрашены в бело-голубой цвет, хотя раньше были красно-белыми. Помимо этого, интерьеры построек претерпели существенные изменения. Глава Мосгорнаследия подчеркнул, что всем объектам будет возвращаться исторический облик.

"Это было достаточно давно. ОАО "РЖД" покрасило здания к столетнему юбилею МКЖД в 2008 году. В рамках совместной работы с ОАО "РЖД" все железнодорожные объекты-памятники будут реставрироваться под контролем Мосгорнаследия. Большое внимание при этом будет уделяться возвращению исторического облика и первоначальных колористических решений", – отметил он.

По словам Емельянова, сегодня работа по инвентаризации и постановке под государственную охрану объектов Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД) входит в заключительную стадию.

Окружная железная дорога была спроектирована и построена по приказу Николая Второго. Из 13 предложенных проектов был выбран вариант инженера путей сообщения Петра Рошевского, который предложил линию Московской окружной железной дороги диаметром в 54–55 километров. Министр финансов, а затем глава правительства граф Витте считал, что четырехполосную железную дорогу вокруг Москвы строить дорого, поэтому было решено построить только два пути. Пассажирские поезда в этот период ходить не могли. Основным назначением дороги стал транзит грузов, то есть передача вагонов с любой ветки, подходящей к Москве, на любую, выходящую из Московского узла. Каждая станция этой дороги имела место для хранения грузов.

Сегодня Малое кольцо Московской железной дороги связывает воедино 11 радиальных направлений. Его протяженность составляет 54 км, а эксплуатационная длина с соединительными ветвями – более 124 км. Это многофункциональное хозяйство включает в себя 200 производственных зданий и сооружений. На Московской окружной железной дороге 31 мост, из них четыре крупных моста проходят над Москва-рекой.


Координатор общественного движения "Архнадзор" Юрий Егоров считает создание экскурсионного маршрута по старым станциям МКЖД перспективным.

"В принципе, вся дорога представляет интерес. Просто где-то сохранилось побольше зданий, где-то поменьше. Тем не менее, все станции воспринимаются как некий единый архитектурно-инженерный комплекс, а не как условный набор домиков. Хотя оригинальные двери и окна давно заменили на пластиковые, у многих зданий поменяли кровлю на современную еврочерепицу", – рассказал Егоров.

Он добавил, что единого экскурсионного маршрута на сегодняшний день нет. Как нет и маршрута, который охватывал бы все станции. "Всего на МКЖД 16 исторических станций. Они все находятся довольно далеко друг от друга, и сейчас, пока движения на кольце нет, перемещаться между ними довольно проблематично. Поэтому, как правило, желающие за раз успевают посмотреть лишь несколько станций, который более-менее близко друг к другу. Если с началом движения поездов появится какой-то единый маршрут – это будет хорошо", – отметил эксперт.

Восстановить исторический облик станций МКЖД не составит труда, считает архитектор-реставратор, директор Национального центра опеки наследия Сергей Конев.

"Есть специальные методики, с помощью которых можно узнать, как здание выглядело раньше. Сегодня есть и технологические возможности, и архивные материалы – словом, есть все для того, чтобы восстановить и показать всем исторический облик зданий Малого кольца Московской железной дороги. Технологии строительства у нас не отличаются принципиально от тех, что были в 19 веке – просто используются более современные материалы. Поэтому после реконструкции здания будут выглядеть точно так же, как в год создания", – заключил собеседник m24.ru.

Напомним, на сегодняшний день строительство МКЖД завершено на 80%. Завершается строительство одновременно 20 станций. Недавно закончили реконструкцию Звенигородского и Коптевского путепроводов, а до конца года будут завершены еще три: Богородский и два Волоколамских. Дополнительные пути монтируются на Ярославском, Горьковском, Казанском, Павелецком, Курском и Смоленском направлениях, в перспективе построят пути на Киевское и Савеловском направлениях для развития ТИНАО.

Ожидается, что движение в тестовом режиме по Малому кольцу начнется в апреле 2016 года, а полностью железная дорога откроется для пассажиров лишь 2 сентября. По ней будут курсировать 35 электропоездов постоянного тока серии ЭД4М-500, контракт о поставке которых был подписан между ЦППК и ОАО "Демиховский машиностроительный завод". Весь подвижной состав будет приспособлен для перевозки маломобильных пассажиров. Также их планируется оснастить энергосберегающим электрооборудованием.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ ДЕПАТРАМЕНТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛЕКСЕЕМ ЕМЕЛЬЯНОВЫМ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ


Виталий Воловатов, Светлана Казанцева

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика