ТАСС/сайт

Анонимную индивидуальную и групповую психологическую помощь для московских учителей начали оказывать при Городском психолого-педагогическом центре департамента образования. Об этом m24.ru рассказала руководитель центра Любовь Олтаржевская.

"Специалисты работают очень серьезно: проводят групповые тренинги с учителями, индивидуальные, в том числе анонимные, консультации – по телефону и лично, – объяснила Олтаржевская. – У учителей бывают проблемы с взаимоотношениями с учениками, с родителями учеников, с администрацией школы, а некоторые просто не могут встроиться в быстро меняющийся мир".

Новое направление работы с педагогами в пилотном режиме было запущено в конце 2015 года. До конца года центр планирует собрать статистику о причинах эмоционального выгорания московских преподавателей, чтобы выяснить, какие учителя чаще обращаются за психологической помощью и поддержкой и какие проблемы их волнуют.

Понятие синдрома эмоционального выгорания в 1974 году ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Синдром проявляется как нарастающее эмоциональное истощение, что вызывает апатию, мешает плодотворно работать и адекватно общаться. Синдрому эмоционального выгорания подвержены все категории руководителей, полицейских, судей, учителей, врачей, психологов, социальных работников, спасателей, продавцов. В настоящее время в России, по подсчетам специалистов, 78 процентов граждан живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса и страдает синдромом эмоционального выгорания.

В сентябре 2014 года в Москве обсуждалась возможность введения в школах института медиаторов – специалистов, которые бы решали конфликты между детьми, педагогами и родителями. Однако инициатива пока не реализована. Сейчас, если ребенок подвергся травле в школе, он может позвонить по детскому телефону доверия – 8 (800) 2000-122 или 8 (495) 624-60-01. Горячую линию для детей открыл и центр экстренной психологической помощи Московском городском психолого-педагогическом университете. Департамент образования в 2015 году говорил о проведении курсов по профилактике школьной травли, поскольку тема часто обсуждается среди учителей и родителей учеников.


Директор центра образования "Царицыно" № 548 Ефим Рачевский уверен, что у педагогов не бывает эмоционального выгорания. "Профессиональное выгорание есть у врачей, летчиков, у членов правительства, даже у президента. Учителя работают с детьми, поэтому их психологические проблемы чреваты страшными последствиями. Поэтому не зря педагогам для отдыха дается отпуск длиной в 56 дней. Но я считаю, что профессиональное выгорание – это миф. Если ты профессионально выгорел, то меняй профессию", – заявил Рачевский.

По его мнению, возникающие проблемы можно решить внутри коллектива или при личном разговоре. "Есть проблемы, связанные с психофизиологическим здоровьем, угрозой для жизни и нарушением закона, – рассудил Рачевский. – Есть проблема высокой инфляции, которая делает учительскую зарплату неплатежеспособной, но тут нужны особые специалисты. Со всеми остальными трудностями учителя могут справиться самостоятельно".

Врач-психолог Александр Федорович также отметил, что педагоги "выполняют серьезную работу по воспитанию подрастающего поколения, однако относятся к группе наименее социально защищенных слоев населения". Кроме того, существует еще ряд проблем, которые способствуют постоянному эмоциональному напряжению учителей.

"Педагоги, как правило, работают в женском коллективе. Он разрозненный, там практический нулевой уровень поддержки. При этом социальный статус педагога довольно низкий. Именно поэтому в последнее время случаются очень неприятные и курьезные случаи, когда учительницы создают в социальных сетях группы, где публикуют свои фотографии в стиле "ню". С психологической точки зрения педагоги очень нуждаются в поддержке и помощи", – уверен эксперт.

Федорович предложил и превентивные меры, которые помогут избежать проблем при работе: эксперт считает, что для учителей нужно проводить профессиональное психологическое тестирование. "Однозначно нужно тестировать работников сферы образования на психологическое состояние при приеме на работу. Если результаты будут тревожными, надо в добровольно-принудительном порядке предложить педагогу пройти терапевтический курс или поискать новую, менее ответственную работу. Для студентов педагогических вузов необходимо проводить подобные тесты в процессе обучения профессии", – заключил психолог.

Министерство образования собирается отправлять школьных учителей на курсы оказания медицинской помощи. Уже идет разработка курса обучения медпомощи для учителей физкультуры, далее министерство может рассмотреть разработку таких курсов и для учителей по другим дисциплинам. В настоящее время в школах недостаточно медперсонала, как правило, присутствует только дежурная медсестра.

Недавно в Москве предложили создать специальные психологические курсы для матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и проводить тестирование для выявления у них депрессии. организовать такие курсы можно при территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних. Профилактическую работу, по мнению экспертов, нужно вести в комплексе и при этом постоянно проводить мониторинг, чтобы была возможность вовремя среагировать в экстренных случаях.

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика