Личный выбор: переход на электронные трудовые книжки будет добровольным

Фото: ТАСС/Смирнов Владимир

Переход на электронные трудовые книжки должен быть добровольным. Об этом ТАСС сообщил глава Роструда Всеволод Вуколов. Эксперты рассказали m24.ru, какие минусы и плюсы у перехода на электронное кадровое делопроизводство.

По словам Всеволода Вуколова, документооборот нужно упростить. "Ведение кадрового делопроизводства в электронном виде позволит защитить трудовые права граждан, в частности, вахтовиков и дистанционных работников, и значительно снизить издержки организаций на бумажную пересылку документов. Необходимо создать условия, при которых документооборот станет проще. Это особенно актуально для крупных компаний и должно носить добровольный характер", – сказал глава ведомства.


Ранее глава Сбербанка Герман Греф заявил, что трудовые книжки в России в их нынешнем бумажном виде неудобны работодателям, самим гражданам и Пенсионному фонду.

На заполнение книжки тратится много времени. При этом писать в ней нужно обязательно синей ручкой и ставить только синюю печать. Кроме того, по словам Грефа, трудовые книжки при утере доставляют лишние хлопоты и самим работникам.

"Нужно провести пилотный проект, чтобы выявить недостатки и пробелы"

Член НП "Эксперты Рынка Труда" Антон Куприянов считает, что сначала нужно провести пилотные проекты в небольших коммерческих организациях.

"Переход на трудовые книжки в электронном формате – вопрос насущный. И обсуждается он давно. Естественно, этот переход должен проходит постепенно. Сначала необходимо выбрать в определенной отрасли коммерческие организации, которые будут переходить на электронные трудовые книжки. Позже – перевести крупные организации. И потом уже государственные службы", – сказал эксперт.

По его словам, предварительно нужно провести повышение квалификации сотрудников, которые будут работать с электронным кадровым документооборотом.

"Огромное значение имеет человеческий фактор. Представьте, сколько ошибок и брака может возникнуть"

"Вопрос не только в формате, но и в квалификации сотрудников. Огромное значение имеет человеческий фактор. Представьте, сколько ошибок и брака может возникнуть. Нужно детально подойти к обучению сотрудников. И в первую очередь нужно провести пилотный проект, чтобы выявить недостатки и пробелы. И только через пять-десять лет возможен полный переход в электронный формат", – заявил Куприянов.

Он также подчеркнул: пока что полностью отказываться от печатного формата нельзя. "Я думаю, что нужно вести параллельно два формата. Не отказываться от бумажных носителей и параллельно ввести электронный формат. Но эту систему нужно внедрять. Она позволит не только упростить документооборот, но и защитить права дистанционных работников. Электронные трудовые книжки – это, кстати, не новинка. Такая практика есть за рубежом, в частности, в США и во многих европейских странах. Просто нужен комплексный подход. Думаю, что рынок труда ожидают серьезные перемены", – заключил специалист.

"Какой бы документооборот в электронном виде не делали, всегда часть документов дублируется в бумажном виде"

Директор центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида отметил, что при переходе на электронный формат, нужно будет полностью исключить бумажный.

"Какой бы документооборот в электронном виде ни делали, всегда часть документов дублируется в бумажном виде. Необходимость в печатном формате есть. Поэтому я несколько скептически отношусь к переходу на электронный формат. Тогда бумажный формат нужно полностью отменять. Но наверняка бумажные версии остаются", – сказал эксперт.

Он предположил, что для граждан будет спокойнее с бумажными документами. "Обычным гражданам, например, проще хранить документы в бумажном виде. Это своего рода уверенность. Возможно, психологический момент. Единственная проблема – возможная потеря документа. В этом плане с электронной версией легче. Да и для предприятий в какой-то мере электронный вариант проще", – объяснил Покида.

"Главное, чтобы не происходило дублирования"

По его словам, электронный формат не должен удваивать работу кадровиков. "Главное, чтобы не происходило дублирования. Вряд ли работа упростится, ее в два раза станет больше. Сотрудник должен заниматься и электронной формой, и печатной. В идеале, электронная форма – это замечательно. Упрощается деятельность предприятий, сам документооборот, в конце концов, бумаги меньше тратится. Это в идеале. А на деле, чтобы система заработала, бумажную версию нужно будет исключить,– отметил Покида.

Он отметил: электронную систему нужно будет продумать до мелочей. "Безопасность должна быть на высшем уровне. Чтобы и мысли не было про утечку информации. И, конечно, сам переход должен быть постепенным. Думаю, электронные трудовые книжки будут появятся у новых сотрудников. Вряд ли в электронный формат будут переводить старые книжки. Зачем проводить эту громадную работу", – заключил эксперт.

"Все бумаги, относящиеся к кадровому делопроизводству, хранятся огромный срок, едва ли не по сто лет"

Директор по правовым вопросам и инициативам Фонда развития интернет-инициатив Искендер Нурбеков считает, что риск перевода трудовых книжек в электронный формат минимален.

"Трудовые книжки – всего лишь одна из возможных форм хранения информации и чисто российская практика, которая к тому же сейчас не является единственным и первичным источником информации. Они важны для подсчета трудового стажа и дальнейшей выплаты пенсии, а также для информирования потенциального работодателя о наличии профессионального опыта и дисциплинарных взысканий. Но существует много дублирующих документов, по которым можно получить информацию о трудовом стаже (для начисления пенсии) и профессиональном опыте (для найма новых сотрудников). По сути, ресурсы типа HeadHunter с каждым днем знают о работнике все больше, нежели трудовая книжка, а трудовой стаж можно подтвердить договорами, зарплатными выплатами или даже приказами о найме – увольнении сотрудника. Все бумаги, относящиеся к кадровому делопроизводству, хранятся огромный срок, едва ли не по сто лет, поэтому с точки зрения потери информации риск перевода в электронный вид минимален", – отметил эксперт.

Разговоры о переводе трудовых книжек в электронный формат ведутся давно. В марте заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Денис Васильев заявил, что в России есть все условия для полного отказа от бумажных технологий в данной сфере.


А в начале 2010-х годов обсуждалась идея по отмене трудовых книжек. Переходный период предлагалось оставить для тех, кто привык к ним. Но в 2016 году глава Минтруда Максим Топилин отверг инициативу об отказе от книжек. Однако допустил возможность перехода на электронную версию.

Наталья Лучкина

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика