Добро пожаловать в Москву: Адриан Гезе – о преображении площади Тверская Застава

Площадь Тверская Застава ждет преображение. По задумке авторов, от Белорусского вокзала до храма Николы Чудотворца появится U-образная пешеходная дорога. На площади вместо парковки появится сквер, туда вернется памятник Максиму Горькому и трамвайный круг. Движение на площади также станет более систематизированным.

Кроме того, там появятся террасы, прогулочные зоны, пространства для кафе и баров. Корреспонденты m24.ru пообщались с автором проекта благоустройства площади Тверская Застава, нидерландским архитектором Адрианом Гезе о том, как будет выглядеть площадь после реконструкции.


Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Адриан Гезе – голландский архитектор, специализирующийся в области градостроительного и ландшафтного планирования. Основатель архитектурного акцента West 8. Гезе является автором проекта благоустройства Тверской улицы (2016 год) в Москве и площади Тверская Застава, реализация последнего начнется в июне 2017 года.

Ещё один известный проект Гезе в Москве – Барвиха Luxury Village на Рублево-Успенском шоссе. Другие наиболее известные проекты – вокзал в Роттердаме (Нидерланды), парк Джубили Гарденс (Jubilee Gardens) рядом с известной английской достопримечательностью – London Eye. Он также занимался реконструкцией набережной в Плайа-де-Майорка (Испания).

"Сейчас, с новыми проектами, люди, наконец, могут ходить пешком. Это очень мудрое и правильное решение"

– Что вы думаете о Тверской улице после проведения работ по благоустройству? Сходится ли результат с вашими ожиданиями?

– Я видел ее три-четыре недели назад. Был сильный дождь, и я был сбит с толку, увидев воду, стекающую с крыши по желобам в металлических решетки. Там появилось много новых пространств. Пешеходная часть стала шире, новые фасады, новые магазины и бары. Раньше на 100 процентов все было в машинах. Я прилетел два дня назад и увидел ее ночью, но не смог разглядеть. Хочу увидеть её при свете.

– Ваше мнение о проекте "Моя улица", как он меняет город?

– В Москве если что-то меняется, сразу разгораются дебаты и люди говорят, что это плохо и приводят кучу аргументов. Мы же делаем парки и общественные места – это может занимать 15–20 лет. Например, парк JubileeGardens, рядом с Лондон Ай (LondonEye), реализация проекта заняла 21 год. Деревья росли не так быстро, деревья были посажены маленькими и нужно, чтобы они выросли. И когда меня через год спрашивают: "что вы об этом думаете" – я этого не понимаю. Нужно минимум десять лет, для того, чтобы оценить.


Москва – потрясающий город, один из крупнейших европейских городов, и очень важно здесь сделать общественные места лучше и больше, используя гранит и деревья, которые будут давать тень в сезон, и чтобы меньше было трафика для машин. Сейчас, с новыми проектами, люди, наконец, могут ходить пешком. Конечно, при этом нарушается обычная работа, например таксисты, всегда жалуются – им становится сложнее проезжать по городу. Очень важно, чтобы Москва стала "человечным городом" и чтобы во время работ по благоустройству использовались качественные материалы. Это дает новое обаяние городу. Эта программа (Моя улица – m24.ru) впечатляет.

– Вы можете рассказать о других сторонах, кроме трафика?

– Только о сильных. Это история, масштабы, красота, романтика, русский стиль – мне нравится, это особенный город. Москва – это огромный мегаполис.

"Мы соединим всю площадь от вокзала до церкви – это будет U-образная дорога для пешеходов, без трафика"

– Расскажите о вашем следующем проекте – площади Тверская Застава. Это очень шумное место, как его можно усмирить? Сделать более комфортным?

– Сложно объяснить. Сейчас там на 95 процентов доминирует трафик. Мы начали делать пешеходную зону вокзала шире для того, чтобы больше людей могли ходить там. Очень важно, в России люди часто едут в аэропорт на поезде (С Белорусского вокзала можно попасть на аэроэкспрессе в аэропорт Шереметьево – m24.ru), из-за этого на вокзалы происходит двойная нагрузка, и это делает среду вокруг них совершенно некомфортной. Мы пытаемся сделать пространство, где скапливаются люди, шире. Мы также соединим всю площадь от вокзала до храма – это будет U-образная дорога для пешеходов, без трафика. Со стороны храма мы хотим сделать эспланаду с деревьями, газоном. Пешеходная дорога пройдет через тоннель, часть пространства на площади мы поднимем, там будет высажена линия деревьев. Здесь можно будет посидеть и расслабиться. Это как бы место в месте, одно в другом.

Рядом с парком появятся террасы, бары и рестораны. Это простая организация, в проекте мы представляем меньший, человечный масштаб, чтоб людям было проще ориентироваться... Людям не обязательно будет бегать через площадь, они смогут ходить по тротуару, часть которого будет выполнена из гранита. Обязательно вдоль пешеходных зон появятся красивые фонари.

Мы концентрируем трафик в определенных местах. Количество парковочного пространства у площади будет чуть меньше, но оно будет более концентрированно. На выходе из вокзала появятся подъездные карманы для такси, что существенно облегчит движение на площади.


– Что насчет трамвая?

– Да, он должен быть. Трамвай будет останавливаться рядом с площадью, памятником Максиму Горькому и сквером, который вернется на свое место. Эта площадь полна проводов и инженерных коммуникаций, однако это не должно помешать пешеходам свободно перемещаться вокруг.

– Не слишком ли шумно будет в этом новом парке?

– Да, очень шумно – добро пожаловать в Москву!

– На какой западный или европейский город похожа Москва?

– Москва – это Москва. Нет такого другого города, он особенный. Москва меняется по масштабам. Каждый раз, когда я приезжаю в Москву – она становится все больше и больше. Я приезжаю сюда с 1985 года, я помню, что тогда Москву можно было проехать за час, сейчас – минимум за три, и это невероятно. Это очень занятой город, здесь очень много трафика. Я немного беспокоюсь из-за этого – Москва становится, как Каир, постоянные заторы и никакого движения. Поэтому очень важно создавать больше места для пешеходов.

– Москва – современный город?

– Очень современный. Рим классический город, Москва – также. Но она полна молодежи, хипстеров, бизнесменов – всех. Поэтому Москва, мне кажется, очень хороший пример современного города. И это столица, сердце российской культуры и это очень чувствуется.



Сегодня площадь Тверская Застава – это открытое, заполненное автомобилями, пространство без зон отдыха и зеленых участков. После реконструкции на привокзальной площади появится сквер, лавочки и навигационные стелы. Работы по благоустройству на площади и улице 1-я Тверская-Ямская начались 26 мая. Участки ремонта отделяют специальными ограждениями, на тротуарах для безопасности пешеходов обустраивают временные деревянные настилы с пандусами и спусками. Ночью их подсветят сигнальными огнями.

На самой площади в июне проложат кабельную канализацию, а воздушные линии уберут под землю. Затем там обустроят пешеходные дорожки и замостят их плиткой. Также в сквере установят около 30 фонарей. Ближе к осени в сквере появятся газоны, а в конце октября там начнут высаживать липы и яблони.

Кроме того, вблизи вокзала вновь появятся трамвайные пути, их проложат по Лесной улице от Миусского переулка к площади Тверская Застава. Трамвайная линия и разворотное кольцо на Лесной улице работали до 2008 года, в 2012 году трамваи вернули на Лесную, однако до Белорусского вокзала линия не доходила. Протяженность нового трамвайного кольца составит 1,2 километра.

После запуска, движение будет поделено на два действующих маршрута. Трамвай № 7 будет следовать до Белорусского вокзала по улице Палихе и Лесной улице. Сегодня он сворачивает на Сущевскую улицу и доезжает до станции метро "Новослободская". До вокзала будет продлен и маршрут трамвая № 19, пока она доходит только до "Новослободской". По маршрутам будут курсировать шестидверные трамваи нового поколения "Витязь-М".


Из-за прокладки путей на Лесной улице будут по частям перекрывать движение транспорта. На период с 10 до 30 июня закроют участок от площади Тверская Застава до 3-й Тверской-Ямской улицы.

Планируется, что памятник писателю Максиму Горькому, который был демонтирован в 2005 году, вернут на площадь ко Дню города. Реставрировать монумент начали в конце мая. Поверхность очистят от загрязнений, воска и следов коррозии. Затем реставраторы восстановят утраченные элементы и только после начнут устанавливать конструкцию на железобетонный фундамент. Монумент был установлен у Белорусского вокзала в 1951 году, спустя 54 года он переехал в "Музеон" на хранение.


Никита Щуренков, Кристина Оленёва

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика