Страховщики попросят наделить их полномочиями детективов

Фото: ТАСС/Михаил Фомичев

Российский союз автостраховщиков (РСА) собирается обратиться в Государственную думу с просьбой внести поправки в закон о детективной деятельности. По мнению страховщиков, это поможет им собирать улики и помогать полиции еще до начала расследования случаев мошенничества со страховыми полисами ОСАГО.

"Поправки нужны для того, чтобы сотрудники служб безопасности и дознаватели страховых компаний, которые выявят какие-то нарушения, имели право обращаться в органы безопасности и полицию за информацией и поддержкой", – рассказал m24.ru президент РСА Игорь Юргенс, отметив, что речь идет, например, о поддельных полисах ОСАГО. В настоящее время страховщики не имеют возможности вести расследовательскую деятельность, говорит он.

Начальник управления правового регулирования ГИБДД Юрий Шакиров отметил, что "каждый должен заниматься своим делом". "Если страховщики выявили какие-то нарушения, то пусть проинформируют службу криминальной полиции, которая имеет все полномочия для решения таких вопросов. Иначе мы дойдем до такой ситуации, что дворник захочет проводить криминально-следственные мероприятия", – заявил Шакиров.

Число поддельных полисов ОСАГО в России оценивается в диапазоне от 1 до 4 млн единиц. Многие клиенты ОСАГО даже не подозревают, что пользуются поддельным полисом и узнают об этом только после ДТП. Чаще всего "левый" документ визуально ничем не отличается от оригинала. Единственный надежный способ удостовериться в надежности документа – проверка предлагаемых бланков на сайте Российского союза автостраховщиков. Это особенно актуально в случаях, когда покупка полиса происходит у непроверенного страхового агента. Только в конце прошлого года РСА заблокировал 645 сайтов, предлагающих оформить поддельный полис ОСАГО.

В страховые компании поступают обращения от граждан, которые по незнанию купили фальшивые полисы ОСАГО. При проверке выясняется, что бланки – поддельные. Мошенники часто дублируют уже существующие номера полисов, представляясь потенциальным клиентам сотрудниками какой-либо известной страховой компании. Как правило, мошенники звонят гражданам, уговаривают оформить ОСАГО со скидкой, а затем предлагают доставить с помощью курьера, чтобы клиент не приехал по указанному адресу и не обнаружил, что не существует либо офиса, либо сотрудника. По словам страховщиков, они никак не могут отреагировать сами на жалобы клиентов, купивших поддельные полисы. Например, не могут собрать и отправить информацию в полицию, опросить пострадавших и провести самим проверку обстоятельств случившегося.

За последний год продажи официальных полисов обязательного страхования выросли на 5 процентов. Такой прирост связан в первую очередь с ростом его средней стоимости – за 2015 год она выросла с 3 530 рублей до 5 530 рублей. Средняя выплата выросла на 17 тысяч рублей – с 43 до 60 тысяч.


Заместитель генерального директора по маркетингу, рекламе и PR страховой компании "РЕСО-гарантия" Игорь Иванов утверждает, что у страховщиков нет практически никаких прав, если дело касается борьбы с правонарушениями или расследования попыток клиентов обмануть компанию.

"Ситуация усугубляется тем, что очень часто страховщики не могут обратиться в следственные органы, потому что не являются пострадавшей стороной. Если мы уличаем кого-то в попытке совершить страховое мошенничество, мы тоже не являемся пострадавшей стороной. Следственные органы завалены различными заявлениями от граждан и страховщиков, но эти заявления не являются приоритетными для полиции", – объясняет Иванов.

В компании "РЕСО-гарантия", по словам Иванова, поддерживают инициативу дать страховщикам правовую возможность помочь полиции собрать некие сведения, документы или улики, записать показания сторон – подготовить материал для следствия. "На рынке страхования, в частности, на рынке ОСАГО, сложилась драматическая ситуация – количество поддельных полисов разные эксперты оценивают в миллионы. Жулики обманывают граждан, которые отдают свои деньги за полисы, иногда даже не подозревая, что покупают поддельные полисы. У нас на сайте есть предупреждение о мошенниках, однако граждане все равно попадают в неприятные ситуации. В таком случае страдают и граждане, и репутация страховой компании. Мы могли бы собирать заявления в полицию от пострадавших клиентов", – рассуждает Иванов.

В службе безопасности страховых компаний работают бывшие полицейские, которые "полжизни проработали в погонах и разбираются в законодательстве", отметил Иванов. "В настоящее время они направляют запросы в полицию в качестве предупредительных мер, было бы полезно наделить их дополнительными возможностями для расследований", – добавил собеседник m24.ru.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин резко раскритиковал идею РСА. "Я считаю, что автостраховщикам не нужны никакие дополнительные полномочия. У них есть прекрасный способ минимизировать свои убытки. По сведениям ГИБДД, каждое третье ДТП происходит по вине дорожных служб. Эти факты отражаются в протоколах, которые подписывают дорожные полицейские. На основании этих документов страховщики могли бы обращаться с исками к дорожникам в суд и возмещать выплаты, которые они сделали в отношении потерпевших", – считает он.

По его мнению, то же касается поддельных полисов ОСАГО. "Страховые компании могут нанимать адвокатов, которые имеют право получать информацию у правоохранительных органов. Существует адвокатский кодекс, который не позволит юристам превышать полномочия, у страховщиков нет такого кодекса, – сказал эксперт. – Сравнить с коллекторами страховщиков нельзя, потому что коллекторы выбивают не свои долги, а страховые компании преследуют свою прибыль".

Адвокат Московской коллегии адвокатов "Александр Еким и партнеры" Сергей Кузнецов уверен, что перспективы у инициативы РСА сложные. Детективы имеют специальные лицензии, которые выдаются после обучения, пояснил юрист.

"Страховщикам придется выписывать лицензии, для этого нужно провести большой объем работы. Существуют возможности в рамках закона – написать заявление в полицию на правах обычного гражданина, после этого полиция будет обязан провести проверку. За детективами наблюдают, они отчитываются, страховщиков нельзя пускать на самотек. Придется тоже брать их под контроль", – сказал Кузнецов.



Реформа ОСАГО начала действовать 1 октября 2014 года. Первые поправки касались лимитов выплаты потерпевшим в результате ДТП. Например, по имуществу они выросли со 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью – со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. Затем несколько раз повышались тарифы ОСАГО, а с 1 июля 2015 года началось оформление автомобильного страхования через интернет.

Оформление через сеть предполагает, что автовладельца будут проверять по некоторым базам данных – например, ГИБДД сообщает, прошла ли машина ТО. Электронное оформление полиса возможно только в том случае, если данные о владельце есть в системе АИС ("Автоматизированная информационная система ОСАГО"). Там содержатся данные о договорах, о самих автовладельцах и количестве аварий.

Александра Суперека, Никита Щуренков

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика