Новости

Новости

06 сентября 2012, 19:39

Культурное наследие

Наталья Душкина о 65-летней истории сталинских высоток

Здание у "Красных ворот". Фото: ИТАР-ТАСС

Знаменитые сталинские высотки были заложены в один день – 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы. В преддверии 65-летнего юбилея этого события мы решили поговорить об истории высоток и их сохранении с историком архитектуры и градостроительства, профессором Московского архитектурного института и внучкой архитектора здания у "Красных ворот" Алексея Душкина – Натальей Душкиной.

- Наталья Олеговна, расскажите, пожалуйста, об истории формирования знаменитых сталинских высоток.

- Это был послевоенный период, триумф советского союза в победе над фашизмом. И это событие не могло быть не отмечено архитектурными знаками. С другой стороны, Москва потерпела большие потери в результате сносов, главным образом церквей и колоколен, которые составляли уникальную панораму Москвы – потрясающую небесную линию, которую воспевали и в художественных произведениях, и в поэзии. Москва стала плоской. Один из идеологов этих сносов – Сталин – видел это тоже. Понимали это и архитекторы. Было принято решение поднять градостроительный силуэт Москвы. Кроме того, надо было показать, что несмотря на длительную войну, мощь страны велика, у нее есть современные технологии, которые позволяют создавать выдающиеся сооружения. Поэтому небоскребы "шагнули" в Москву. В результате родилась целостная градостроительная система. Если посмотреть на генплан, то все здания стоят в определенной логической системе. Они поддерживают радиально-кольцевую систему Москвы. Центральными точками в этой композиции должны были стать Кремль и так и не построенный Дворец Советов. Образная стилистика была задана русской архитектурой и барочными сооружениями русской архитектуры. Притом что был запрет на отсылки к американским небоскребам, все равно элементы этой архитектуры видны. По крайней мере, здание Министерства иностранных дел и высотный дом у "Красных ворот" имеют прямые прообразы американской архитектуры.

- Высотки возводились как доминанты в структуре Москвы. А сейчас, как вы считаете, они утратили это значение?

- Нет, они не утратили значение. Они держат центр. Здания внесли, я считаю, мощный вклад в Москву. За последние 20 лет произошла переоценка их значения. Все искусствоведческое сообщество, когда были построены здания, предавали их анафеме, говорили, что гигантский масштаб, характер их помпезной архитектуры, не соответствуют Москве. Были даже предложения снести эти здания. Сейчас отношение к ним изменилось. Они очень популярны за рубежом, там высотные здания – один из символов Москвы. Профессиональное сообщество уже давно говорит, что эти здания должны быть номинированы от России в список Всемирного наследия.

МИД. Фото: ИТАР-ТАСС

- Каковы шансы на включение зданий в список ЮНЕСКО?

- На данный момент абсолютно никаких, так как они являются объектами наследия регионального значения. Пока они не будут переведены в памятники федерального значения, говорить о возможности их включения в этот список не приходится. Это жалко, так как за ними не осуществляется должный уход. Есть много утрат. А федеральный статус мог бы обеспечивать более тщательный уход и внимание к ним именно как к памятникам архитектурным и историческим послевоенного периода. Негативные примеры говорят о том, что надо позаботиться об этих зданиях как можно скорее, поскольку у них большая экономическая, политическая и, конечно, архитектурная и культурная ценность.

- Какие именно утраты понесли высотки?

- Очень много утрат декора. Например, в доме у "Красных ворот" в чудовищном состоянии находятся пандусы, стелы, облетает гранитная облицовка. Подземное строительство привело к деформации здания. Никто не следит за оконными переплетами, появляются коричневые, белые переплеты, которые выглядят как заплаты, уродуя восприятие фасадов. Есть и успехи – была отреставрирована гостиница "Ленинградская". Отреставрированы на хорошем уровне вестибюли, входная группа, а многие номера потеряли свое оригинальное убранство. Но в худшем состоянии находится гостиница "Украина". Она принадлежит частному собственнику. Утраты в интерьерах огромные. В квартирах проведены евроремонты, были выломаны филенчатые двери, утрачены детали, характерные для того времени. Евроремонт был произведен и во многих административных зданиях, и авторский дизайн 50-х годов был полностью уничтожен, его заменил ширпотреб. Надо прописать предмет охраны каждого сохранившегося элемента дизайна. Еще – замена лифтов. Сейчас замена лифтов началась в доме у "Красных ворот" в жилой части. Ставят лифты типовые, двери которых шире проемов существующих дверей. Мастера планировали сорвать деревянную облицовку и заменить ее металлом

– Удалось защитить эту часть здания?

- Сейчас пытаемся защитить. Подключилось Мосгорнаследие. Для этих зданий надо было заранее создать программу замены лифтов. Посмотрим, удастся ли спасти эту часть.

– Удачи Вам в этом.

Жилой дом на Кудринской площади. Фото: ИТАР-ТАСС

Справка: сталинские высотки строились в ознаменование победы СССР в Великой Отечественной войне, а также как символы мощи и величия страны. Первоначально планировалось построить не семь, а девять зданий, центром композиции должны были стать Кремль и Дворец Советов – здание высотой более 400 метров со 100-метровой статуей Ленина. Грандиозную постройку начали возводить в 1934 году, но строительство остановилась в военные годы. Еще одной высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. Проект принадлежит народному архитектору СССР, на тот период главному архитектору Москвы Дмитрию Чечулину. После смерти Сталина строительство было отложено, а на месте административного здания появилась гостиница "Россия", которую снесли в 2006 году. Остальные семь зданий до сих пор являются примером высокого мастерства советских архитекторов и важными элементами в структуре города. Высотки стали откликом на требование времени – сталинский план реконструкции столицы предусматривал повышение этажности застройки Москвы до 8-12 этажей. Перед архитекторами ставилась задача – создать высотки отличные от западных образцов, в сталинском стиле, который позже стал называться "сталинским ампиром".

Согласно первоначальным проектам, большинство зданий не имело шпилей. На вершине МГУ предполагалось установить статую Ломоносова, которая позже оказалась перед входом в здание. Без шпиля было и здание на Смоленской площади. Существует даже легенда, согласно которой Сталин, проезжая мимо высотки на Смоленской, выругался и велел добавить шпиль. После этого шпиль появился и на этом здании, и на других высотках.

К семи сталинским высоткам относятся: здание МГУ на Воробьевых горах, гостиницы "Украина" и "Ленинградская", здание Министерства иностранных дел, жилые дома на Котельнической набережной и на Кудринской площади и административно-жилое здание возле "Красных ворот".

Подготовила Софья Кондрашина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика