Выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина"

Фото: www.facebook.com/theartsmuseum/Эгон Шиле. Натурщица в красном. Фрагмент. 1914. Графитный карандаш и гуашь на японской бумаге © Albertina, Wien bzw © The Albertina Museum, Vienna

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта (1862–1918) и Эгона Шиле (1890–1918). Выставка состоится в рамках Года туризма Россия – Австрия 2017, который был анонсирован в Вене 12 января 2017 года.

На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет показано около 100 листов из собрания музея Альбертина (Вена) – 47 работ Густава Климта и 49 – Эгона Шиле. Эти работы относятся к разным периодам творчества художников и представляют разные типы рисунка – этюды фигур, связанные с живописными работами, портреты, самостоятельные этюды обнаженной женской модели и т.п.

Используя традиционные графические техники – черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь, – художники решали новые эстетические задачи, стоявшие перед ними на рубеже XIX и XX столетий.

Густав Климт, главный представитель венского модерна, пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве. Его рисунки оказали влияние на творчество более молодых художников, в первую очередь – Эгона Шиле, который начинал карьеру в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. Усвоив опыт своего предшественника, Шиле очень рано обрел собственный неповторимый стиль, который знаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы Густава Климта и Эгона Шиле появились в Альбертине еще при жизни художников. За сто лет количество рисунков Климта в собрании музея достигло 170, а Шиле – 140; к этому можно добавить около 40 листов, поступивших в Альбертину на долговременное хранение.

Рисунки Климта пользовались огромной популярностью среди знатоков искусства и коллекционеров в годы непосредственно до и после его кончины (художник ушел из жизни в 1918 году). Со временем Климт-рисовальщик оказался в тени Климта-живописца, но в наши дни изучение его графического наследия позволило в полной мере оценить роль рисунка в творчестве мастера. После смерти Климта в его ателье осталось около 2500 рисунков – то, что не было им самим продано, раздарено или уничтожено. Всего же в настоящее время известно более 4000 рисунков художника.

Представленные в экспозиции самые ранние рисунки Шиле, относящиеся к 1906 году («Автопортрет», «Бюст Вольтера») задают точку отсчета, позволяющую оценить стремительную эволюцию, которую претерпело его творчество в последующие годы. Серия эскизов почтовых открыток (около 1909) свидетельствует о том, что к тому времени художник уже освоил стилистику Сецессиона и Венских мастерских, которая отличалась декоративностью и геометрической стилизацией; в этот период он находился под сильным влиянием Густава Климта.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

17:31
Яндекс.Метрика