22 февраля 2017, 14:23

Археологи доказали господство женщин в первых цивилизациях мира

Фото: BarcroftMedia/Eric Lafforgue

Ученые нашли свидетельства того, что власть в одной из древнейших цивилизаций Америки переходила по материнской линии, сообщает журнал Nature Communications.

Многие антропологи считали, что в первых сообществах людей после распада первобытно-общинного строя правили женщины. Такие теории подробно разрабатывались мыслителями. Сегодня многие ученые придерживаются мнения о том, что "полный" матриархат никогда не существовал. Однако есть свидетельства того, что женщины могли играть более важную роль в жизни первых цивилизаций, чем принято полагать. В некоторых современных африканских и амазонских племенах доминируют женщины, а мифы многих народов рассказывают об обществах "амазонок".

Дуглас Кеннетт из университета Пенсильвании и его коллеги нашли первые доказательства существования матриархата среди древнейших цивилизаций. Исследователи изучали останки знатных индейцев из племени Пуэбло, первой цивилизации Нового света, возникшей около трех тысяч лет назад.

Споры между сторонниками теорий патриархата и матриархата возникают по причине отсутствия письменности в древнейшие времена. Но ученые решили проблему, проанализировав обрывки геномов десятков знатных индейцев, захороненных в одном месте рядом с крупнейшим селением Пуэбло. Оказалось, что все представители знати имели одинаковую митохондриальную ДНК. Это означает, что в данном сообществе господствовал матриархат.

Такая ДНК передается только от матери к детям. Следовательно, в культуре Пуэбло власть наследовалась по женской линии.

Возможно, это локальная особенность Пуэбло: там до сих пор есть племена, лидерами которых являются женщины.