Новости

Новости

14 марта 2016, 00:01

Город

Александр Орешкин: "Дороги убраны так, что окурка не найдешь"

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

Очищать мегаполис от снега и грязи при постоянных погодных сюрпризах задача непростая. Однако коммунальщики стараются с каждым годом сделать город чище. О том, какие противогололедные средства применят в следующую зиму и как с помощью новых технологий будут совершенствовать качество уборки дорог, в интервью m24.ru рассказал руководитель ГБУ "Автомобильные дороги" Александр Орешкин.

– Александр Станиславович, нынешняя зима преподнесла коммунальным службам много неприятных сюрпризов: обильные снегопады, постоянные перепады температур из плюса в минус и наоборот – дожди, гололедица. Дождь смывал реагенты, их использование становилось неэффективным. Чем будут в дальнейшем заменять реагенты при аномальной погоде?

– При аномальной погоде решили применять больше инертных материалов — гранитную и мраморную крошку. Начиная с этого года будем закупать по 60–70 тысяч тонн в год. Необходимое количество для 2016 года уже закупили.

С этого года будем закупать по 60–70 тысяч тонн гранитной и мраморной крошки в год

– Все столичные дороги и тротуары будут крошкой посыпать?

– Посыпать будут только подходы к метро, к торговым центрам, общественным зданиям. Еще раз отмечу, что крошкой посыпать планируем при аномальной погоде – при ледяном дожде, смывающем реагенты.

− А песок собираетесь использовать при гололеде, как в Санкт-Петербурге?

− В Москве песок не применяется, и применять его не будем. К слову, в Петербурге пошел обратный процесс. За месяц они забили песком все канализационные и ливневые стоки. Теперь от песка отказались и обратно возвращаются к реагентам.

В Петербурге за месяц забили песком все канализационные и ливневые стоки

− Гранитная крошка также может забить канализационные и ливневые стоки. Опасно ли ее использовать?

− Опасности нет, потому что мы ее редко применяем, только при ледяном дожде. Если в 2010 году ледяной дождь шел всего сутки, то в этом году практически около месяца.

− А поваренную соль применяете?

– Нет, соль не применяем. На самом деле в обществе нагнетается обстановка с солью. Многие жалуются, что от соли портится обувь, остаются белые разводы. Но это не от соли и реагентов. Вот я в детстве на даче бегал по сугробам, где ни соли, ни реагентов не было, но все равно на обуви оставались после снега белые разводы.

– Москвичи сообщали о случаях, когда дворники в продуктовых магазинах покупали поваренную соль, а потом рассыпали на дорожках. Известно ли вам об этом?

– Ну, это бред. Вы полагаете, что дворники будут покупать соль за свои деньги?

– Говорят, что деньги им в управе выдавали.

– При том количестве реагентов и техники в Москве нет никакого смысла покупать поваренную соль. Может, какой-то арендатор или частная фирма давали деньги дворникам, чтобы посыпать дорожки у себя во дворе.

– Значит, соль применять даже в будущем не планируете?

− Нет, не планируем.

"Москва в деталях": Как убирают городские дороги

− В этом году дороги впервые промывали немецким средством "Торнадо". Будете дальше использовать "Торнадо" и сколько раз в год?

− Будем, средство хорошее. Первую помывку дорог шампунем планируем провести после того, как установятся плюсовые температуры. Промыть дорогу "Торнадо" нужно для того, чтобы смыть пленку, накопившуюся за зиму, и потом нанести разметку. Всего шампунем дорогу моем четыре раза весной и четыре – осенью.

− Расскажите, как работаете с жалобами москвичей?

− Именно к нам попадают все жалобы с портала "Наш город", связанные с дорогами, уборкой снега, ямами и разметкой. Мы их синхронизируем и даем задания исправить. К примеру, в системе у нас 600 пользователей, у всех производственников есть мобильные устройства или планшет. Основная часть жалоб, относящихся к нам, – это ямки на дорогах, которые мы в течение суток должны убрать.

− И за сутки убираете?

− Да, так и происходит.

Ямы на дорогах допустимы − у нас в год 46 переходов через ноль

− А вообще ямы допустимы?

− Допустимы. У нас, в отличие от всех остальных стран, в среднем за год 46 переходов через ноль. Плюс высокая интенсивность движения. Да, у немцев гарантия покрытия шесть-восемь лет, но у них и интенсивность движения гораздо ниже. В Москве порядка 32 миллионов прокатов на квадратный метр. Значит, у нас гарантия покрытия не больше двух с половиной лет. Раньше мы подражали немцам и меняли асфальт раз в шесть лет. С прошлого года перешли на смену асфальта раз в три года на дорогах с высокой интенсивностью. А на маленьких переулках менять будем через четыре-пять лет.

− Вы отказались от подрядчиков при изготовлении асфальта?

− Да, от подрядчиков практически отказались. Сейчас работают четыре асфальтовых завода, весной запустим еще четыре, то есть всего будет восемь. В этом году своими силами переложим порядка 70 процентов асфальта. А всего по городу отремонтируем 12 миллионов метров, своими силами – восемь миллионов.

− Восьми заводов будет достаточно или будут строиться новые?

− Возможно, будут. Перспективы для развития есть, но об этом поговорим осенью.

− Какие материалы используются для производства асфальта?

− Только российские – и щебенка, и битум.

− Применяются ли при изготовлении и укладке асфальта новые экспериментальные технологии?

– Новые технологии отрабатываем, но они все проваливаются. Был проект дорожного покрытия с резиновой крошкой, но он себя не оправдал. Впервые сделали лет пять или семь назад, но покрытие проваливается, не держится. В городе очень интенсивное движение, ну и лето стало жарче. Резиновая крошка не дает того сцепления, которое должно быть.

За границей используют резиновую крошку, чтобы сэкономить. Для нас это не показатель

− А за границей резиновая крошка активно используется?

− Используется, потому что они вынуждены экономить: у них щебенки нет, а у нас есть. Заграница для нас вообще не показатель.

− Что делать с резиной от покрышек в России тогда?

− Давайте рассуждать так: если ее не выкидывать, то раздать каждому по мешку домой? Это называется "на тебе, боже, что мне не гоже".

– Ну а старый асфальт после удаления потом как используете?

– Из старого асфальта отсыпаем обочины. Засыпали порядка 1,2 тысячи километров, также отсыпали грунтовые дороги в ТиНАО. Жители, кстати, довольны. В этом году продолжим. Сделаем порядка 350 километров.

− После сноса ларьков появились претензии к асфальту, который в спешке уложили.

− Асфальт нанесли из-за того, что надо было оперативно закрыть землю. Весной будет сделано благоустройство. Здесь стояли странные ларечки с наркотиками, с водкой и неизвестно с чем. Я с 90-х годов наблюдал, как это все застраивалось, и наконец-то все убрали. Открылась "Пушкинская", "Баррикадная", "Краснопресненская", "Чистые пруды". Теперь можно увидеть здание "Известий".

− Что повлияло на изменение качества уборки в Москве: человеческий фактор, новые машины или все вместе

− Скорее всего, все вместе. На нашем предприятии из 20 тысяч человек нет ни одного мигранта. Водитель получает от 35 до 50 тысяч рублей. А техника на 95 процентов отечественная, за исключением пресс-машин. Делают Смоленск, Калуга. Всего у ГБУ 3,5 тысячи единиц техники.

Нормативы Москвы: правила вывоза снега

− Каких машин не хватает?

− Честно вам говорю, хватает всего, поэтому в городе так чисто. Если сейчас ехать по большим улицам, в лотках даже окурка не найдешь. Даже иностранцы обращают внимание на чистоту Москвы.

Колоннами не убирают нигде в мире − по кругу ходят две несчастные машины

− Сейчас в уборке вы используете колонный метод, когда машины идут одна за другой. Автомобилисты жалуются, что они создают пробки. Отказываться от колонны не планируете?

− Отказываться не будем, иначе дороги не будут убраны. Сейчас колоннами не убирают нигде в мире: ни в Европе, ни в Америке, ни в Канаде. Там две несчастные машины ходят по кругу и убирают. На транспортную ситуацию колонна не влияет. Перед первым сентября и без уборочных машин скорость движения примерно 20–25 километров в час. Зимой если машина едет за колонной, то ее скорость не больше 20 километров в час в определенный отрезок. Нужно просто проехать какой-то участок, ни одна колонна не убирает больше 15 километров дороги. И жалоб в последние годы особо нет.

– Для различных исследований и измерений вы используете разное оборудование, в том числе и лазерное. Для чего оно?

– В этом году впервые обследуем с помощью систем фото-, видеомониторинга и картографирования все металлические барьерные ограждения, а также бордюрные края. Проверку уже начали. Проверяем МКАД и Третье транспортное кольцо. В ближайшее время планируем проверить все объекты, которые находятся на балансе ГБУ "Автомобильные дороги", это 521 объект дорожного хозяйства: городские магистрали и дороги. В перспективе проверим все ограждения и бордюры на улицах, которые находятся на балансе города. То есть всего порядка семи тысяч объектов дорожного хозяйства.

– Много выявили дефектов с начала мониторинга?

– Достаточно много, на Третьем транспортном кольце это сотни погонных метров.

− Как скоро будете устранять?

– Дефекты будем устранять как можно быстрее, точно все уберем в этом году. Процедура такая: на основании обследования составляем дефектные акты. Потом анализируем и оперативно принимаем решения о замене или ремонте ограждений или бордюров.

– Несколько лет назад дорожную разметку начали наносить новым способом – холодным пластиком, но мотоциклисты сетуют, что она скользкая. Почему выбрали такой вид разметки?

– Такая разметка лежит гораздо дольше, поэтому продолжим ее использовать. Первый раз нанесли холодный пластик в 2013 году на Новом Арбате, Кутузовском проспекте, у Кремля, на Воздвиженке, Можайском шоссе до МКАД и на самой МКАД. Весной 2014 были приятно удивлены: сохранность оказалась 95 процентов. А вот разметка из термопластика стоит лето, осень, зиму и уничтожается.

А мотоциклистам просто не нужно наезжать на пластик, тем более когда идет дождь. Проблема возникает при пересечении продольных линий разметки, осевых, линий рядности, то есть там, где мотоциклист заходит на параллельную линию. На поперечных линиях разметки, пешеходных переходах, такой проблемы нет. Надо стараться не гонять, когда асфальт мокрый и разметка мокрая. Ну и на сухом асфальте нужно быть внимательнее.

Мотоциклистам просто не нужно наезжать на пластик, тем более когда идет дождь

– Сколько дорог разметят весной холодным пластиком?

− В этом году планируем до 40 процентов всего общего объема разметки Москвы сделать холодным пластиком. Всего нанести нужно порядка 2,5 миллиона квадратных метров разметки. В этом году собственными силами планируем разметить 600–700 тысяч. Для этого закупим еще восемь машин, наносящих холодный пластик. Всего в парке будет 20 машин.

− Где вы впервые нанесете в этом году разметку холодным пластиком?

− У нас будет продолжена программа "Моя улица", обязательно будем делать разметку в центре города. В прошлом году мы сделали пять центральных улиц: Бронные – Малую и Большую, Никитские – Малую и Большую, Спиридоновку.

− Экспериментальную разметку "вафельницу" будете наносить в этом году? Есть мнение, что ее трудно убирать.

− "Вафельницу" все равно нужно обновлять, она действует в течение ограниченного периода. Я поддерживаю эту идею, потому что, когда перекресток ограничен желтой сеткой, для водителя это дополнительный фактор, привлекающий внимание, который его останавливает. Однако в планах на этот год новых разметок "вафельниц" нет.

− А какие-то новые цвета будут в этом году применяться в разметке?

− Цвета разметочных материалов достаточно строго регламентированы: белая разметка – для обозначения линий регулирования на дорогах, оранжевые линии – для обозначения временной разметки при реконструкции дорог, желтая – для разметки на остановках общественного транспорта.

Других цветов не будет. Но в 2008 году был такой эксперимент, когда массово наносили цветное покрытие: остановки выделяли красным цветом на проезжей части, зеленым на тротуаре, а пешеходные переходы были красно-белыми. Я считаю, что эксперимент был достаточно удачным. Просто в конце 2008 года грянул кризис, и деньги перестали выделять на эту разметку.

− А в чем плюсы цветной разметки?

− Помимо вопросов обеспечения безопасности движения, она еще несет на себе эстетические функции, дорога имеет более привлекательный вид. Кроме того, акцентирует внимание водителей на опасных зонах. Ну и разметка была противоскользящая, так как покрывалась сначала смолой, а потом сыпалась гранитная крошка. Может, когда-нибудь вернемся к этому вопросу, по крайней мере, мы готовы.

На улицы Москвы нанесут разметку из "холодного" пластика

− Расскажите, пожалуйста, о работе единого дистанционного центра мониторинга. Когда он был создан и какие решает задачи?

− Центр был создан в 2014 году для контроля за всей коммунальной техникой Москвы. Мы обслуживаем каждый третий квадратный метр дорожного покрытия в городе, в том числе все вылетные трассы: Ленинский, Кутузовский проспекты, МКАД, Третье транспортное кольцо. С помощью мониторов мы контролируем всю коммунальную технику – 18 тысяч единиц, работающих в Москве. Своей техники у нас 3,5 тысячи, она убирает улицы в зависимости от их ширины. К примеру, такие магистрали, как Ленинский проспект, убирают единовременно шесть машин, а небольшие улицы – по две.

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

− Какие новые возможности появятся у центра в этом году?

− С этого года мы начнем мониторить не только местонахождение техники, но и ее рабочий функционал. У нас появятся устройства – датчики, позволяющие определить, что именно делает машина: движется и поливает или движется и не поливает. Также сможем определить, сколько часов она поливала.

Эти датчики будут подключаться к компьютеру машины, то есть датчик "ГЛОНАСС", который подключается через Can-шину либо через аналоговый привод. К примеру, когда машину сдают в ремонт, диагностику проводят так: подключают к компьютеру и считывают определенные показатели. Мы сможем делать то же самое, только онлайн. Ранее мы проверяли только сам факт посещения объектов, но не смогли узнать, что именно они сделали, – мы же не оракулы.

− Когда внедрите эту систему?

− Эту систему мы тестировали более полутора лет, и сейчас она готова к вводу в эксплуатацию. Думаю, что она начнет работать с мая, установим их на парк нашей техники – на 3,5 тысячи машин. Кроме того, датчик сможет сэкономить средства на дополнительные разъезды служб проверки.

− Какие еще инновации в вашем центре можно ожидать?

− У нас есть своя метеослужба, измеряющая погоду дорожного покрытия. Мы пользуемся своей, так как наши датчики вмонтированы прямо в асфальт и отражают температуру покрытия, а, к примеру, Росгидрометцентр показывает температуру на уровне двух метров на дорогой. По всему городу у нас порядка 40 объектов с бесконтактной метеостанцией и встроенными в дорожное полотно датчиками.

Наши датчики вмонтированы прямо в асфальт и отражают температуру покрытия

Планируем в этом году запустить метеоконтроль и термокартирования, то есть мы хотим сделать тепловую карту всего города. Это очень важный инструмент, так как температура асфальта в Москве разная и снег тает с разной скоростью. К примеру, на северо-западной участке МКАД, в районе Ленинградки, температура асфальта минус один, а на юге, в районе Капотни, плюс четыре. То есть на МКАДе в одном участке может быть минусовая температура, а в другом плюсовая.

Соответственно, для двух этих участков по-разному формируются работы их уборке. Используя тепловую карту, мы сможем прогнозировать подтопления. Пока что карта будет только внутренним документом, но если будет необходимость, выложим ее в общий доступ. Температура будет отслеживаться сразу на всех дорогах города.

− Что карта может прогнозировать, кроме подтопления?

− Гололед, возможные ямы. Однако для прогнозирования ям у нас есть еще георадары, с их помощью мы видим на 15 метров под землей.

Новый датчик сможет измерять семь показателей качества уборки

Кроме того, недавно к нам приезжал руководитель компании "Люфт" из Баварии, презентовал бесконтактный мобильный датчик, который можно вешать на любую машину и показывать качество уборки. Всего датчик будет измерять семь важных показателей определения качества зимней уборки, в том числе и процент льда в воде. Сейчас мы ищем российскую компанию, которая смогла бы для нас сделать такие мобильные датчики.

Мы сейчас работаем с двумя организациями российскими, тестируем это, в следующий зимний период планируем запустить 20 таких датчиков. Они мониторят качество именно зимней уборки − проверяют итоги противогололедной работы, так скажем, противоснежной.

– А чем они лучше? Что эти датчики могут дать по сравнению с той проверкой, которая есть сейчас?

− Сейчас качество зимней уборки проверяется примитивным способом. Выезжают на машинах люди и смотрят, как убрана улица. А мониторинг с помощью датчика позволит за десять минут определить, где убрано качественно, а где некачественно.
На мониторе на онлайн карте Москвы появятся зеленые и красные полосы. Зеленая полоса будет означать, что качество уборки хорошее, а красная полоса – что уборка не совсем качественная. Датчик будет сканировать покрытие инфракрасным лучом. И с помощью определенных алгоритмов выдавать результат.

− Где датчики будут крепиться?

− Основной плюс датчика в том, что он может крепиться и на легковую машину, и на грузовую машину, то есть он универсальный.

− Как вы используете лазерные сканы?

− За три года на многих улицах дополнительно добавились парковочные карманы, ширина, а на каждую улицу нужен паспорт для проекта разметки. Однако изменения вносили раз в три-четыре года, и на месте, когда приезжала машина для нанесения разметки, могли возникнуть проблемы.
Но с этого года каждый проект разметки будет обязательно проходить через Единый ситуационно-мониторинговый центр проверку геометрии объекта. На место будет выезжать наша лазерная сканирующая машина и давать точные сведения по объекту.

Беседовали Марина Курганская, Светлана Казанцева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика