Новости

Новости

14 января 2016, 20:08

Общество

Свое дело в кризис: стоит ли сейчас открывать новый бизнес

Фото: m24.ru/Роман Балаев

Как избежать ошибок, если вы решились стать предпринимателем и открыть свое дело, объясняет автор программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин.

Устали работать на дядю? Потеряли или не можете найти работу? Чувствуете в себе потенциал вкупе с предпринимательской жилкой? Может, тогда попробовать открыть собственное дело? Наверняка волевые, смелые и предприимчивые товарищи не раз задумывались об этом. Однако размышления на тему поиска стартового капитала, расчеты возможных рисков и прочих сложностей – все это зачастую мешает сделать первый шаг на пути к осуществлению мечты.

Этот материал будет полезен для тех, кто все-таки желает решиться или, несмотря ни на что, всерьез подумывает о развитии собственного предприятия. Итак, как правильно начинать и стоит ли вообще открывать свое дело именно сейчас, то есть в условиях экономического кризиса? По мнению специалистов, этот вопрос в наши дни больше носит риторический характер.

Мнение эксперта

"В целом принятие такого решения никак не связано с общей экономической ситуацией в стране и в мире. Многие крупные и известные компании стартовали именно во времена кризиса. Увы, случалось и так, что и в периоды экономического роста далеко не все компании оставались на плаву. Вообще же начало собственного бизнеса – это в первую очередь вопрос наличия оригинальной идеи для бизнеса, уникальных компетенций предпринимателя и наличия ресурсов для реализации задуманного, прежде всего финансовых.

Формально для открытия компании нужен уставный капитал не менее 10 000 рублей, однако в реальности стартовые затраты куда значительнее: нужно зарегистрировать компанию, заплатить государственную пошлину, арендовать помещение, нанять сотрудников и т.д. Рассчитывать на этапе стартапа на заемные средства не стоит: сегодня банки весьма неохотно кредитуют представителей новых компаний без наличия солидного имущества, а также без проверенного временем имени на рынке".

Елена Харитонова
Доцент кафедры финансов, кредитно-банковского дела и аудита института МИРБИС

Выбор сегмента

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

В первую очередь нужно определиться и правильно выбрать сегмент бизнеса или свою нишу. Это крайне непростая задача, ведь многие интересные, а значит и прибыльные ниши уже давно заняты.

Мнение эксперта

"Чем заниматься – это ключевой вопрос, но рецептов тут нет и быть не может. Наверное, сначала надо определить современные потребности в товарах, работах, услугах в вашем регионе. Вот сравнительно недавно в Москве появилась компания, которая скупает старые ненужные вам вещи – от мебели до шнуров к компьютерам. Приезжают и тут же забирают. Деньги платят, правда, очень небольшие, но сразу и наличными. Наверняка потом все это перепродается дороже, но ведь и эту идею надо было придумать!"
Елена Харитонова
Доцент кафедры финансов, кредитно-банковского дела и аудита института МИРБИС

И все же большинство экспертов советуют начинать свое дело в той сфере, где имеется опыт работы наемным сотрудником, что называется, с самых низов. Когда есть представление о том, как работает та или иная отрасль от и до. Будет не лишним, если в намеченном бизнесе уже занят и успешно трудится один из родственников или друзей. Они всегда смогут что-то подсказать или предостеречь от вероятных ошибок.

По мнению управляющего партнера консалтинговой компании Green group, председателя комитета по налогам Московского городского отделения "Опоры России" Сергея Зеленова, одной из важнейших задач на этапе открытия своего дела является понимание механизмов привлечения целевой аудитории.

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Иными словами, вы априори должны понимать не только кто именно будет вашим покупателем, но и механизм привлечения их внимания к вашему продукту или услугам. Например, если у вас в друзьях в социальных сетях числится приличное количество девушек, то им можно продавать ту же косметику путем рассылки им сообщений в сети. Для этого нужно всего лишь научиться писать грамотные развернутые тексты о предлагаемой продукции и красиво фотографировать товар. Неплохо было бы и, конечно, изучить вкусы и пристрастия этой целевой группы.

Бизнес-план

После того как вы определитесь с тем, чем именно будете заниматься, вам будет нужно расписать затраты на год вперед. Это своего рода внутренний или личный бизнес-план. То есть начинающему предпринимателю надо прикинуть, сколько ему потребуется оставить денежных средств на жизнь: питание, текущие обязательные платежи, расходы на проезд и т.д. Ведь остальные средства, возможно заемные, в течение длительного периода будут вложены в дело, а потому будут заморожены.

Мнение эксперта

"Нужно составить некий синхронизированный план относительно своих не только ожиданий, но и расходов, которые человек будет нести вынужденно. В этой связи будет не лишним помнить о том, что в зависимости от роста бизнеса (увеличения количества покупателей, клиентов или потребителей услуг) будут неизбежно увеличиваться и затраты. Расходы делятся на постоянные и переменные. Первые, в отличие от последних, не зависят от выручки и наоборот, соответственно. Их обязательно стоит учитывать и закладывать в бюджет".
Сергей Зеленов
Управляющий партнер консалтинговой компании Green group, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "Опоры России"

Такие правильные и точные финансовые расчеты, а также прогнозы, кстати, позволят правильно составить бизнес-план не только, что называется, для себя или личного руководства. Этот документ понадобится и тем, кто захочет получить какой-либо грант или субсидию на развитие бизнеса. Увы, зачастую многие начинающие предприниматели составляют красивый официальный бизнес-план лишь формально, для возможности получения денег. Спустя какое-то время они про него и вовсе могут забыть. Это первая и одна из самых распространенных ошибок!

Наличие бизнес-плана – это еще не гарантия того, что вы получите пусть небольшую, но субсидию от государства. Его необходимо составить таким образом, чтобы заинтересовать государство и показать, что вы готовы трудиться не только ради собственного процветания, но и на благо страны. То есть в этом документе нужно отразить хорошие показатели для налоговой: рост вашей выручки должен подчеркнуть тот факт, что вы в будущем будете хорошим и стабильным налогоплательщиком, а грамотная стратегия развития вашего бизнеса будет способствовать появлению новых рабочих мест, что существенно снизит трудовую напряженность в вашем регионе. Также существенный фактор, который рассматривается в любом бизнес-плане, – это инновационные идеи. Кстати, если вы такую сможете разработать и представить, есть шанс получения повышенной субсидии.

Мнение эксперта

"Человеку, не знакомому с финансами и экономикой, составить правильно бизнес-план, по-моему, не под силу. Надо обращаться к профессионалам, в консалтинговые компании. Тот, кто имеет хотя бы общее представление о финансах, может попробовать сделать бизнес-план самостоятельно, воспользовавшись каким-нибудь программным продуктом. Несложные программы можно найти в интернете, они бесплатные, но еще раз обращаю внимание: от предпринимателя требуется знание экономики и финансов".
Елена Харитонова
Доцент кафедры финансов, кредитно-банковского дела и аудита института МИРБИС

Подводя итог вышесказанного в части краткого "посвящения в предприниматели", хочется отметить, что в наши дни рассчитывать на заемные деньги, полученные в банках, увы, не приходится. Сейчас и в банковском секторе нет дешевых и долгосрочных денег даже под небольшие потребительские кредиты. Единственное, на что могут откликнуться банкиры, так это на ваше имущество или недвижимость, которое вы согласитесь отдать банку в качестве залога. Но лучше этого не делать. Если у вас нет собственных денег, с которыми вы можете легко и непринужденно распрощаться, лучше все же не рисковать.

Субсидии в помощь?

По мнению большинства экспертов, с которыми мне довелось поговорить на тему субсидирования бизнеса для начинающих предпринимателей, в наши дни получить финансовую поддержку на торговую деятельность практически нереально. А те копейки, которые даже, возможно, вам и дадут, вряд ли помогут в деле развития бизнеса. Надо понимать, что выделяемые деньги пойдут, скорее всего, на поддержание штанов в течение первого месяца, пока вы будете раскручиваться, но не более. Однако если ваш бизнес-план предлагает некие инновации, то в этом случае у вас действительно есть шанс в получении реальной материальной поддержки от государства. Так что размышляйте о новых технологиях, тогда вам наверняка дадут зеленый свет.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Мнение эксперта

"Существуют субсидии на создание собственного бизнеса в фонде занятости. Подробности надо узнавать в фонде занятости своего региона. В фонде поддержки малого предпринимательства могут помочь субсидией, но все это суммы очень небольшие. Вообще, собственный бизнес – вещь крайне рискованная. Всем рискует владелец фирмы – от денег до свободы. Если страшно, если не уверены, а также нет гарантированной финансовой подпитки, то лучше не начинать".
Елена Харитонова
Доцент кафедры финансов, кредитно-банковского дела и аудита института МИРБИС

Система налогообложения

Напомню нашим читателям, что заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации нельзя. Это чревато уголовной ответственностью. А потому если вы решили заняться бизнесом, то визитов в налоговые органы вам не миновать.

Мнение эксперта

"Во-первых, нужно составить устав компании. Это процедура простая. Необходимо заплатить госпошлину 4000 рублей, определиться с адресом компании, получить гарантийное письмо от владельца помещения, в котором вы намерены арендовать площади, и отдать эти документы в налоговый орган на регистрацию. Через пять дней вы будете счастливым обладателем компании. В целом для начинающих бизнесменов считаю наиболее оптимальной упрощенную систему налогообложения (УСН). Эта система позволяет уплачивать вместо довольно большого спектра налогов (НДС, налог на прибыль и некоторые другие) единый налог. По вашему выбору это могут быть шесть процентов от всех полученных доходов или 15 процентов от разницы между доходами и расходами. Хотите сэкономить на бухгалтере – выбирайте первый вариант. При этом надо помнить, что страховые взносы и НДФЛ платить "упрощенец" все же обязан".
Елена Харитонова
Доцент кафедры финансов, кредитно-банковского дела и аудита института МИРБИС

Чтобы оформить себя как индивидуального предпринимателя (ИП), нужно, имея на руках ИНН, написать заявление по установленной форме о регистрации ИП. К этому документу приложить заявление о той или иной системе налогообложения. Теперь о том, что это, собственно, такое. Существует так называемая общая система налогообложения. Под нее попадают те компании, которые платят налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество и другие. Этот налог в основном касается тех компаний, где трудится свыше 100 сотрудников, имущество компании оценивается в более чем 100 миллионов рублей, а годовая выручка составляет более 60 миллионов рублей. Думаю, это пока не наша история. Что касается начинающих бизнесменов, то, конечно, лучше работать по упрощенной системe налогообложения, которая освобождает предпринимателя от уплаты таких налогов, как НДС, на прибыль и проч. Однако любому новичку необходимо помнить, что если он планирует работать с крупными компаниями, а то и вовсе с государственными компаниями, то они будут требовать наличие НДС, потому что он зачитывается им в налоги. К этому нужно быть готовым.

Мнение эксперта

"Среди плюсов "упрощенки" – простота в расчетах. "Упрощенка" бывает двух видов. Первая – с налоговой базой "доходы". Это когда от всех пришедших на ваш расчетный счет средств предприниматель исчисляет шесть процентов, уменьшает их на сумму уплаченных пенсионных взносов, но не более чем наполовину, и перечисляет эти деньги в бюджет. Вторая разновидность "упрощенки" – это "доходы минус расходы". В этом случае предприниматель платит 15 процентов со всех средств поступивших на его расчетный счет за минусом тех, которые он внес на свой счет лично. Какую разновидность выбрать? Для этого необходимо хотя бы предполагать, какая будет доходность от бизнеса. Если маржинальность будет 67,7 процента, то лучше воспользоваться системой "доходы", если меньше – "доходы минус расходы".
Сергей Зеленов
Управляющий партнер консалтинговой компании Green group, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "Опоры России"

Патент – это разновидность системы налогообложения. Его суть также незатейлива. Вы пришли и заплатили разом определенную сумму и спите спокойно, не опасаясь, что к вам неожиданно нагрянет налоговая. Стоимость патента зависит от той сферы, где именно новоиспеченный бизнесмен собирается зарабатывать, а также от региона и даже местоположения, например, магазина предпринимателя".

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Понятно, что в случае с патентом вы будете платить обязательно, а что касается "упрощенки", то с государством придется делиться по факту размера вашей прибыли. Да, и не забывайте, что патентом могут воспользоваться лишь те, кто избрал для себя исключительно индивидуальное предпринимательство. Поэтому выбор только за вами.

В целом, по мнению экспертов, если вы решили заняться бизнесом в кризис, то лучше отдавать предпочтение сегменту товаров и услуг повседневного спроса. К выбору партнеров также необходимо подходить очень внимательно. От их честности, трудолюбия, а также вашего взаимодействия и взаимопонимания будет зависеть половина успеха вашего бизнеса. Удачи!

Будьте бдительны и не повторяйте чужих ошибок!

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика