Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

Новости

Новости

16 сентября 2015, 16:06

Ж/Д и вокзалы

Путь в никуда: Как устроена субкультура зацеперов

Kobzarro (в маске) и ее друзья предпочитают путешествовать на свежем воздухе

На Московской кольцевой и в метро появятся плакаты, агитирующие против зацепинга. 18-летняя студентка лондонского ВУЗа из Москвы рассказывает об этом опасном для жизни но, к сожалению, модном в России развлечении - катании на крышах электричек и поездов. Она попросила не называть ее имя, а именовать просто Kobzarro - никнеймом, которым девушка пользуется в соцсетях, а также на собственном, достаточно популярном канале на видеохостинге Youtube, где выкладывает видео, смонтированное по мотивам своих путешествий.

"В России я дома, а сюда я приехала учиться, здесь я чувствую себя в гостях. В гостях нужно вести себя прилично"

- Давай разберемся, что такое зацепинг вообще и для тебя в частности?

- Каждый определяет это по-своему. Для кого-то это просто поездка снаружи поезда, для кого-то - движение, субкультура. Для третьих - целая философия. Я нахожу в этом романтику железной дороги, мне это приносит вдохновение. Зацепинг - это возможность жить по неким своим правилам, которые устанавливаю я сама. Это интересный социальный и психологический опыт. В данный момент я проживаю в Великобритании и для меня это такой контраст: между учебой, где все строго и нужно жить по правилам, и домом, где можно сбежать от забитости.

- Можно ли этим заниматься в Британии?

- В Великобритании этим заниматься можно, но существует высокий штраф, около 1000 фунтов, то есть порядка 100 000 рублей. Но меня останавливает не это: В России я дома, а сюда я приехала учиться, здесь я чувствую себя в гостях. В гостях нужно вести себя прилично. Дома я могу позволять себе некоторый беспорядок.

- Зацепинг - русское слово по корню, но имеет английский суффикс. В Британии это развлечение развито?

- Это все придумали в России. В Англии это не развито - развит руфинг, то есть попытка прохождения на крыши, и диггерство, то есть исследования подземки, здесь все это называется термином urban exploration (изучение городской среды - прим. М24), но не зацепинг. Английское окончание "-ing" добавляет понтовости, молодежь это любит. Сам зацепинг пришел из Индии: не знаю, легально это там или нет, но для них привычно так делать.

- Там это нормальный способ передвижения: повиснуть на поезде и ехать. Видимо из-за того, что железнодорожный транспорт в принципе не справляется с нагрузкой.

- Ну да, у них это нормально.

Фото: зацепер и фотограф Арсений Шемякин

"Я три раза каталась на Сапсане: 250 км/ч - это уже некая духовная практика, как полет в космос"

- Как ты к этому пришла?

- Это, честно говоря, не самая приятная история. Возможно, виной всему некая гиперопека. Это было три года назад, мне было пятнадцать, в один прекрасный момент я просто ушла из дома. Получилось так, что я оказалась на вокзале. Меня всегда тянуло к железной дороге, я не знала ни о каких движениях, субкультурах. Мне нравится делать всякие глупости, скажем так, и находить в этом какой-то смысл, или снимать это на камеру, и, может, тогда зрители найдут в этом какой-то смысл. По сути, все эти действия бессмысленны.

Я один раз так проехалась и в итоге опубликовала ролик, и в последствии оказалось, что это довольно развито в России. Тогда я связалась с участниками движения и поняла, что для некоторых это спорт, даже искусство. Мы ставим какие-то рекорды, изучаем новые направления. Например, мы катаемся не просто на электричках, а на Сапсанах. Могу признаться, я три раза каталась на Сапсане: 250 км/ч - это уже некая духовная практика, как полет в космос. А электрички, уже что-то обыденное. Альтернативный способ проезда. Также как на втором этаже даблдеккера в Лондоне (двухэтажные автобусы - прим. М24).

- Что со службами безопасности? Я на видео разглядел неких людей в желтом, стоящих на переездах и платформах - это охранники? Что они могут тебе сделать?

- Если я еду на обычной электричке, на это обычно не обращают внимания, настолько все приелось. В желтом - это сотрудники ЧОПов, но я не вижу в них врагов, не противопоставляю их зацепингу: люди выполняют свою работу. Они могут сделать мне замечание, не более того. Я изначально себя психологически настраиваю - я делаю все правильно. И меня не трогают.

- Пролетает Сапсан, и там эти люди в желтом, что они сделают?

- В этом есть некий юмор, когда чувак едет на Сапсане и ему кажется, что он ломает систему. Во время самой поездки, очень сильно меняется сознание. Нас очень часто сравнивают с парашютным спортом. Но я сама прыгала не раз: это совсем другое ощущение. Бытовые проблемы уходят разом. Некоторые таким проездом себя возвышают, когда видят этих чопов и говорят себе: они меня не догонят, ничего со мной не сделают. Меня пару раз ловила полиция, как раз по статье 11.17 КОАП (Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте - М24).

Но в они либо брали с меня объяснительную, и я придумывала, как оправдаться: это затягивается часа на три. Либо я прошу оформить меня как зацепера - и мне просто дают бумажку, я расписываюсь, и мне потом присылают сторублевую квитанцию. Однако она редко доходит - штраф мизерный, поэтому полицейским просто неинтересно заполнять квитанцию. Гораздо сложнее несовершеннолетним: полиция выписывает 500 рублей родителям по статье "Плохое воспитание детей", с 16 по 18 лет - оплачивает сам нарушитель, но родители присутствуют.

Фото: Арсений Шемякин

"Подростки могут это все неправильно понять - особенно когда на видео это выглядит - мол, я такой крутой"

- А как ты относишься к школьникам, которые, насмотревшись видео, лезут на электрички, хватаются за провода... Известно довольно много случаев гибели подростков? Вы же подаете им пример, получается?

- Это действительно факт. Среди зацеперов их называют УЕПЧ. Они прикасаются к токоведущему оборудованию, играют с проводами, подтягиваются на них. Вообще, есть такая отдельная дисциплина, со своими правилами. Всерьез ей занимается очень небольшое количество людей. Нужно делать это в специальных перчатках, в обуви с резиновой подошвой, во время касания стоять на деревянной площадке, словом, множество тонкостей. Подростки могут это все неправильно понять, особенно когда на видео это выглядит: мол, я такой крутой... Не знаю, если это человек взрослый, он должен осознавать ситуацию, и я даже скажу цинично, может, но тут работает некий закон Дарвина

- А УЕПЧ как-то расшифровывается?

- Интуитивная игра слов. Был такой мем "Упячка" то есть УПЧК (на заглавной странице сайта, посвященного термину, написан призыв "Я идиот, убейте меня кто-нибудь", хотя слово куда более многозначно - прим. М24), зацеперы по аналогии называют себя ЗЦПЧ, а УЕПЧ это вот такие дилетанты.

- То есть у вас есть своего рода деление на касты?

- Вот есть УЕПЧ, а есть ЗЦПЧ - нормальные зацеперы, которые соблюдают технику безопасности. В этом сообществе все серьезно. В вашу группу Вконтакте просто так не вступить, надо сдать экзамен админу по специальным справочникам по технике безопасности.

- А где их можно найти?

- Все есть в интернете. Нужно админу показать - я адекватный человек, за меня никто не отвечает.

Фото: Kobzarro

"Есть такое понятие - "Индия" - когда собираются 30-40 человек и нападают на электрички"

- А сейчас зацепинг, насколько это крупная субкультура, или, скажем, тусовка?

- Есть пять компаний, наше сообщество в ВК - это 10 тысяч подписчиков. На всю Россию и Украину. Но на самом деле тех, кто занимается всерьез, значительно меньше - около тысячи человек. Есть сообщества, считающие себя элитой.

- А вот есть пять компаний - это такие группировки, я правильно понимаю?

- Да, это команды, грубо говоря. У них нет своей символики и названий, кроме одной - которая себя отделяет ото всех - они называют себя "семья". Там состоят только группы друзей, активные зацеперы, которые проводят сходки, мероприятия, путешествуют таким образом. Есть такое, например, понятие - "Индия" - как раз пошло от того, о чем мы говорили. Это когда собираются 30-40 человек и нападают на электрички. Во время таких мероприятий людей не задерживают, хотя иногда и останавливают электрички. Я в таких мероприятиях не участвовала, меня звали, но я не люблю массовость, и не могу ручаться за то, что меня кто-то не заденет или еще что...

- То есть вопрос доверия...

- Да. Люди, которые называют себя "семьей", они как раз таки каждого участника проверяют. Кроме того, это должен быть чей-то знакомый, то есть нового члена организации должен представить член организации (прямо как в Мафии - прим. М24). Организаторы, их человек пять, может десять. Ну и плюс друзья, друзья друзей.

Фото: Kobzarro

"У меня было плохое настроение, хотелось куда-то уехать, я пришла на Ленинградский вокзал, хотела сесть на Сапсан, в буквальном смысле "На Сапсан"

- А какое ты в общей сложности проехала расстояние, считала пробег?

- Ну вот, кстати, некоторые считают пробеги. Нанозацеперы - те, которые катаются на Сапсанах, так себя называют, подсчитывают количество поездок, часов. Я этим не занимаюсь.

- А какие маршруты популярны с географической точки зрения?

- Москва-Питер, на Сапсане. Потом, очень популярен маршрут Москва-Тверь, даже есть такое выражение: "В любой непонятной ситуации езжай в Тверь". Считается, что очень просто зацепить ПДС в ту сторону - поезд дальнего следования, я на своем примере недавно убедилась. У меня было плохое настроение, хотелось куда-то уехать, я пришла на Ленинградский вокзал, хотела сесть на Сапсан, в буквальном смысле. Но не удалось, он сильно охраняется, села на ПДС.

- Охраняется: то есть желтые ходят?

- Там желтые стоят, да, охранники, проводники. У каждого межвагонья с бесплатформенной стороны стоит по охраннику.

- А как же тогда забираются?

- Я не могу сказать, это зацеперская тайна. Даже сами зацеперы друг другу не говорят о залазах. Это конфиденциальная информация, она хранится в большом секрете. У нас идет некая конкуренция на Сапсан - кто больше прокатится, кто рекордсмен.

- Круче Сапсана пока что ничего нет?

- Пока что нет. Возможно, завезут какие-то более быстрые поезда, вследствие чего Сапсаны станут как обычные электрички. Сейчас это самая элитная игрушка. Кстати, поездку на нем мы называем "телепортация".

- Если поезда дальнего следования - это ПДС, а электрички как называются?

- Электрички - собаки или элки. Есть по названиям. Электрички серии ЭД - это эдешки, ЭР - эрки. Есть поезд, его называют Демех - не знаю, почему. Электричка, которая белого цвета, ЭД4М, - ее называют Опарыш, полукруглые - глобусы.

- Если Сапсан это самое крутое, то, как идет дальше иерархия?

- Самый отстой - это кастраты, электрички у которых обрезаны поручни. По иерархии после электричек идут экспрессы, дальше ПДС - это уже считается, элита. Далее поезд "Ласточка" - 180км/ч, далее "Тальго" - 200 км/ч. Ну и самый крутой, как я уже сказала, это Сапсан.

Фото: Арсений Шемякин

"Родители знают, относятся с непониманием, но не препятствуют моей деятельности"

- Ты сказала, что учишься в Великобритании

- Да, я вчера вернулась в Лондон из Москвы, я буду учиться здесь на факультете кино и телевидения в Regent's University London. До этого был колледж в Брайтоне.

- Твои родители знают о твоем увлечении?

- Родители знают, относятся с непониманием, но не препятствуют моей деятельности. Надеются на мою ответственность, на то, что голова на плечах у меня имеется, и в своих действиях я отдаю себе отчет.

- А почему ты на видео появляешься в маске?

- Многие зацеперы тоже закрывают лица, но по причинам конфиденциальности. Для меня же, маска это творческий образ, не более. Мои видеоролики - театр одного актера, я снимаю атмосферу, в которую помещаю своего персонажа. Закрытое лицо дает зрителю возможность самому наделить "персонажа" качествами, точно так же, как и найти для себя какой-нибудь смысл (об этом написано в описании канала). Да и просто, очень нравятся маски, у меня их целая коллекция.

"Специальный репортаж": Зацепиться за жизнь

- Как долго ты собираешься этим заниматься? Ты осознаешь насколько это опасно?

- Разумеется, я осознаю потенциальный риск определенных действий. Как и в официальном спорте, у нас есть справочник с написанной техникой безопасности, которую, как я уже рассказала, увы, не все соблюдают. Соблюдение ТБ сводит риск к минимальному.

Сложно ответить, как я представляю себе возможность этого "момента". Железнодорожная техника развивается, возможно, в будущем текущие электрички заменят более современными составами, вместо Сапсанов на заданные маршруты поставят другие "крутые игрушки". Тогда тема "трейнсерфинга" будет либо развиваться, либо, наоборот, уйдет в прошлое, не в последнюю очередь это будет зависеть от того, как будут оборудованы составы. А может быть железнодорожные передвижения и вовсе перестанут быть для меня актуальными или же езда снаружи не будет больше приносить мне прежнее вдохновение и станет чем-то рутинным.

Редакция m24.ru подчеркивает, что подобные занятия противоречат законам Российской Федерации, а также являются опасными для вашего здоровья и жизни. Как сообщал Телеканал "Москва 24". По данным департамента транспорта города, в 2014 из-за увлечения зацепингом пострадало 27 человек, еще 20 человек - за последние девять месяцев. Всего в России за 2014 год 250 человек, катавшихся на крышах поездов, получило травмы. Боле ста погибло.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика