26 июня 2015, 20:13

Астрономы обнаружили "планету-вампира" в созвездии Андромеды

Фото: ТАСС/Сергей Метелица

Астрономы обнаружили первого кандидата на роль "планеты-вампира". Ученые совершили открытие, изучая спектр недавно родившегося белого карлика в созвездии Андромеды, сообщает МИА "Россия сегодня".

Вампирический эффект проявляется, когда умирающая звезда соседствует с планетой-гигантом. Последняя вытягивает газ из звезды, омолаживаясь и ускоряя процесс старения светила.

"Когда планеты еще молоды, то они сияют теплом, которое скопилось в их недрах во время их формирования. Но когда они стареют, они постепенно охлаждаются и через некоторое время их невозможно увидеть в ИК-диапазоне. Планеты-"вампиры" научились возвращать себе молодость и заново становиться видимыми", – рассказывает Майкл Джура (Michael Jura) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Как объясняют Джура и его коллеги, ученые давно подозревали о существовании подобных "экзопланет-вампиров", которые должны находиться в окрестностях престарелых красных гигантов.

Потоки горячего газа, как показывали симуляции, должны захватываться притяжением планеты, падать на ее поверхность и разогревать недра "вампира". Этот процесс способен омолодить достаточно крупного гиганта на 1–2 миллиарда лет.

Виды планеты земля, снятые на МКС

Группа астрономов начала наблюдение за относительно молодым белым карликом PG 0010+280 с помощью телескопа "Спитцер", и впервые нашла потенциальный пример такой планеты-"вампира".

Светило было необычно тем, что в его излучении присутствовала достаточно заметная инфракрасная компонента. Обычно она не встречается у карликов, кроме крайне редкой разновидности подобных светил – "планетоедов", съедающих останки окружавших их планет и астероидов.

Следы таких процессов сохраняются в спектре белого карлика в виде линий кремния, кислорода, углерода и прочих элементов, которые никогда не встречаются на поверхности мертвых светил.

Как показал анализ спектра PG 0010+280, данный белый карлик не является "планетоедом". Астрономам осталось выбрать из двух вариантов – вокруг PG 0010+280 вращается или коричневый карлик, неудавшаяся звезда, или же крупная планета-"вампир".

К сожалению, проверить обе гипотезы не получится из-за отсутствия достаточно чувствительных телескопов. Возможно астрономы подтвердят свои догадки с помощью новых орбитальных обсерваторий, таких как "Джеймс Уэбб".