Новости

Новости

20 ноября 2014, 16:55

Культура

Взгляд из окон коммуналки: гид по выставке Абрама Моносзона

В Музее Востока открылась выставка, приуроченная к столетию еврейского художника Абрама Моносзона. M24.ru публикует гид по экспозиции и объясняет, почему библейские пророки в работах художника выглядят так же, как жители московских коммуналок.

Выставку открыла арт-директор галереи “Веллум”. Любовь Агафонова познакомилась с художником на Московском рынке, когда пошла туда за продуктами. Пожилой Моносзон держал в руках недописанную картину и на вопрос Агафоновой о том, когда он ее доделает, ответил: “А когда вам надо?”.

Куратор Выставки Любовь Агафонова. Фото: m24/ru Александр Авилов

С того момента началась дружба художника и искусствоведа Любови Агафоновой, которая покупала работы Моносзона и очень хотела показать их публике. Первая персональная выставка автора состоялась в 2004 году в Центральном доме художника в Москве “Моносзон пришел на экспозицию, зашел в маленькую комнатку, где висели десять его работ и сказал: “Неужели так много картин и все – мои?” Я засмеялась и предложила Абраму Исааковичу пройти в зал, где висели остальные восемьдесят”, - вспоминает Любовь Агафонова.

Вторая выставка прошла в музее Марка Шагала в Витебске, уже без участия автора. Экспозиция в Музее Востока – третья. Здесь показывают зарисовки художника из московской коммуналки, хозяйственную Еву, которую изгнали из рая, и страшные картины жизни евреев в концлагерях.

Проводы в армию


Работа Абрама Моносзона "Проводы в армию". Фото: m24/ru Александр Авилов

Любовь Агафонова, куратор выставки: "Самыми интересными в творчестве Абрама Исааковича Моназона были его сюжетные композиции, посвященные в первую очередь людям, с которым он жил. На этой картине мы видим самого художника, который дирижирует оркестром. Танцующие люди, дети, военные, односельчане. Понятно, что уйдя на фронт, военные не вернутся. Здесь изображен сороковой или сорок первый год. Это первое обращение к миру настоящему и миру ушедшему, одна из ранних работ Моносзона".

Коммунальная Москва


Работы из цикла "Коммунальная Москва". Фото: m24/ru Александр Авилов

Любовь Агафонова, куратор: "Тогда он жил на улице Энгельса в коммунальной квартире и наблюдал за своими соседями. Они были разные: инженеры, врачи, учителя, профессора и тут же жили слесарь, полуграмотный сапожник. Эти люди прекрасно проводили время вместе на праздники. Когда застолья затягивались, начинались драки, в которых участвовали и интеллигентные люди. Это было состояние разношерстной Москвы, послевоенной, которую мы помним по многим фильмам. Абрам Исаакович, будучи соседом, ровесником и полноправным членом коммунальной квартиры все это запечатлел. Например, на одной из картин профессор университета играет в шахматы с обычным слесарем, и непонятно, кто выиграет.

Такая странная Москва, от который мы отвыкли сегодня. Как-то я у него спросила: “Абрам Исаакович, почему у вас так много драк в работах?”. Он уже был совсем старенький, ему было за девяносто. “А, наверное, подраться хотел”, - сказал маленький хрупкий человек".

Библейские сюжеты


Работы из цикла "Библейские сюжеты". Фото: m24/ru Александр Авилов

Любовь Агафонова, куратор: "Моносзон обращается к библейским сюжетам. Начиная с Каина и Авеля и продолжая Адамом и Евой, которых изгоняют из рая. Обратите внимание: они уходят из рая и тащат с собой райские яблоки. Ева у Моносзона – местечковая тетка, серьезно относящаяся к своему будущему. Ее выгнали из рая, но она все равно будет жить и рожать детей, как ей в принципе и повелели. Она ошиблась, совершила грех, но она поднимает руки, просит прощения у бога через его посредника архангела, который их и изгнал. Адам пытается бороться с архангелом.

Это личная мифология художника. Он был человеком советским и в то же время еврейским. Он хорошо знал Ветхий завет, знал еврейскую традицию и в то же время был прекрасно знаком с европейской христианской культурой. Этот синтез он старался запечатлеть всю жизнь".

Работа "Пророк" из цикла "Библейские сюжеты". Фото: m24/ru Александр Авилов


Любовь Агафонова, куратор: "Старик с бутылкой - на самом деле пророк, который объясняет человеку поющему и играющему на гитаре суть бытия. Что это за пророк? Почему он так выглядит?

Точно так же делали художники эпохи Возрождения, когда в одежде своих современников изображали святых, пророков, самого Спасителя и Матерь Божью. Обратите внимание, что герои библейского цикла выглядят так же, как персонажи "Коммунальной Москвы" - обычные люди. Абрам Исаакович не разделял человека современного ему и людей древней Палестины - они все для него ровесники. Он считал, что мир меняется, но сущность людей остается".

Холокост


Работы из цикла "Холокост". Фото: m24/ru Александр Авилов

Работа из цикла "Холокост". Фото: m24/ru Александр Авилов

Любовь Агафонова, куратор: "Серия посвящена холокосту. В противовес смешной картине, где евреи бьют фашистов, - это работы полны драматизма. Например, портрет отца, который держит фотографию своей жены, и еще на одной картине этот же портрет держат руки самого художника. Или совершенно душераздирающая вещь, на которой изображен узник концлагеря - босой человек в кепочке. Дело в том, что во время фашистской оккупации мать и отец художника погибли в негашеной извести, как и все евреи местечка (населенный пункт, где преимущественно живет еврейское населений - M24.ru) в Могилеве. Естественно, эта трагедия повлияла на него, и Моносзон обращался к теме холокоста постоянно".

Натюрморты


Натюрморт Абрама Моносзона. Фото: m24/ru Александр Авилов

Любовь Агафонова, куратор: "Моносзон был не просто художником, но и философом. Здесь мы видим его желание передать собственные мысли. Его натюрморты наполнены гениальным сюжетом. На месте пустыни появляются новые дома, создается город, а из-под незастроенной земли прорываются розы. Мы показывает только две подобные работы, но у Моносзона их намного больше. Многое приобрели частные коллекционеры, еще при его жизни, несмотря на то что художник был под запретом. Многие вещи просто уехали из России, особенно в начале 90-х".

Скульптуры


Скультпутра Григория Златогорова "Лестница Иакова". Фото: m24/ru Александр Авилов

Портрет Моносзона. Фото: m24/ru Александр Авилов

Любовь Агафонова, куратор: "Мы посчитали нужным и необходимым показать скульптуры современного еврейского художника Григория Златогорова. Он продолжает линию творчества и эстетику Моносзона. Это видно, например, в библейской скульптуре "Лестница Иакова". Это известная, общемировая история. Помните, когда Иаков уснул, ему приснились семь небес, и на каждом встречались ангелы. Эти небеса и лестница Иакова - символ нашего духовного спасения. Также скульптор показывает на выставке портрет Монасзона, сделанный по моему заказу, и несколько еврейских персонажей. Работы Златогорова показывают, что несмотря на то что художник умер, его творчество и талант продолжают жить".

История вопроса

Абрам Моносзон родился в 1914 году в Могилеве. После службы в Красной Армии будущий художник переехал в Москву и поступил Московский текстильный институт. Моносзон учился у художников Александра Куприна и Вениамина Эйгеса. При жизни художник редко выставлялся и мало общался с другими художниками. За работу "Ленин и дети" Моносзона исключили из Московского Союза Художников. Основные темы творчества Моносзона - библейские сюжеты, зарисовки из жизни Москвы, философские пейзажи и война.

Выставка организована галерей "Веллум" и проходит в Музее Востока по адресу Никиский бульвар, 12А. Время работы - до 2 декабря.

Екатерина Кадушкина

Сюжет: Колонки
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика