M24.ru

Организаторы Городского маркета еды - об уличном питании и конкуренции

07.11.2014 18:43

Яблочный узвар, бургер с буйволиным сыром и другие уличные изыски: каждые выходные ноября на Соколе будет проходить Городской маркет еды. В этот раз событию придали национальный колорит - проекты-участники должны добавить в свое меню традиционные русские блюда или ингредиенты. Задача маркета - не только помочь начинающим предпринимателям раскрутить свой проект, но и познакомить горожан с новым форматом питания. Уличная еда тоже может быть вкусной и полезной - главный посыл мероприятия.

О том, как все начиналось, зачем городу уличная еда и как развить культуру питания в Москве - сетевому изданию M24.ru рассказала одна из организаторов Городского маркета еды Анастасия Колесникова.

О том, как все начиналось

"Все началось несколько лет назад, у меня был свой небольшой бизнес - маленький магазин с молодежной одеждой, кафе и галереей в центре Москвы. Но стоимость аренды в центре так высока, что никакая милая инициатива не выживет. Когда мы закрыли магазин, стало понятно, что в городе есть много людей с отличными идеями, но из-за высокой стоимости аренды, отсутствия опыта и денег, они не могут реализовать свои проекты. Хотя город явно бы выиграл, если бы у этих ребят все получалось.

Тогда появилась мечта сделать площадку для теста локальных проектов. Во всем мире началась мода на еду, и стало понятно, что такая площадка будет отлично работать на гастро-проектах. Два года назад я сделала страницу "Местной Еды" в Facebook. Она быстро набрала несколько тысяч подписчиков. Мы стали планировать проведение первого Городского маркета еды: искали площадку и партнеров, спонсоров, но в итоге сделали все сами и за свой счет. И очень этому рады.

С того момента мы провели уже 15 маркетов на шести разных площадках Москвы.

С самого начала я мечтала о постоянной площадке, постоянном маркете, как в Тель-Авиве и Хельсинки. Но у нас не было культуры потребления уличной еды, поэтому мы постепенно шли к своей мечте.

Мы всегда старались делать проект, отличающийся от всех фестивалей еды, поэтому у нас никогда не было мастер-классов и выступления поваров. Мы делаем платформу для развития предпринимательства в гастрономии. И поэтому основные наши активности - это интенсивы Школы Местной Еды, где эксперты рассказывают как начать свое дело, открыть свое кафе.

На этом маркете занятия будут проходить 9 ноября в студии Местной Еды. В этот раз мы еще будем проводить детские мастер-классы в Студии.

И по традиции нашего маркета - у нас всегда прекрасная живая музыка".

Об участниках маркета

"На Соколе у нас участвует 24 проекта. Заявки мы начинаем принимать за месяц-полтора до маркета. На этот маркет пришло более 70 заявок. Мы всех дегустируем и инспектируем. Все это - начинающие проекты, у которых нет своих кафе. Именно для таких ребят мы и придумали маркет, чтобы они могли попробовать свои силы, показать себя.

Еще полтора года назад никто даже не верил, что начинающие могут вообще играть на рыке общепита, а в конце года ведущие издания стали ставить ребят на обложки журналов, все фудкорты мероприятий сейчас собраны из таких проектов. Из нашего маркета выросло около 10 полноценных кафе – например, Crabs are Coming, The Burher Brothers, "Едим стоя" и другие.

Все очень стараются, когда составляют меню для маркета. Хотя иногда даже хочется наоборот попробовать простой стабильной еды. Один из самых интересных проектов за нашу историю - замороженные бананы в шоколаде и традиционный вьетнамский суп Фо, который прекрасен в уличном формате".

О деньгах

"Маркет - это не гигантский бизнес, но он может существовать без спонсора, что радует.

Мы как организаторы стараемся модерировать контент. По цене в том числе. Очень дорогие проекты мы не берем, хотя у нас есть ребята, делающие стейки в уличном формате и они, конечно же, дороже других предложений. Но мы всегда поддерживаем тех, кто готов делать продукт максимально адекватным по цене".

О любви москвичей

"Горожанам, безусловно, помимо вкусной и интересной еды нравится атмосфера. Мы всегда делали большой общий стол, эстетическое оформление, подбирали приятную музыку. И, конечно же, посетителям нравится возможность поговорить с создателями проектов, увидеть, как создается еда, которую они берут, и кто ее делает. Сейчас это в нашем городе практически невозможно. Наш маркет - одно из немногих мест, где ты видишь честную историю приготовления еды. И да, маркет создает правильное ощущение соседства и дружественности. Со временем у нас появилась очень большая и разная аудитория. Невероятно приятная: молодые семьи, экспаты, взрослые люди, дети".



О конкуренции с ресторанами

"Есть ощущение противостояния форматов – еды ресторанной и уличной. Понятное дело, рестораторам не выгодно развитие уличной еды, тем более не их силами, а силами непрофессионалов.

Реки вспять не повернешь, людям уже нравится уличный формат. Это быстро и часто вкусно. В Москве с ее бешеным ритмом без уличной еды никак".

О культуре питания в Москве

"Сначала у нас не было уличной еды вообще, потом появились "Русские бистро" от Лужкова, после этого – "Стардоги", "Теремки" и "Крошки-Картошки". Это действительно интересные концепты и прекрасно работающие, но не всегда хорошего качества. Разнообразия при этом не было, только шаурма еще существовала. Как только предприниматели стали заниматься вопросом обеспечения качественным питанием горожан, власти ужесточили требования к уличной еде. Поэтому предпринимателям пришлось уйти на маркеты. Именно благодаря маркетам культура потребления уличной еды в городе начала развиваться. Наши форматы стали появляться в крупных ресторанах и в сетях. Взять хотя бы Shawarma Republic – там уже и фалафель есть. Конечно же, индустрия запущена и дальше будет еще больше хороших проектов. Если городские власти не решатся сами открыть доступ уличной еде, то она появится в других коммерческих местах. По итогу окажется, что не департамент торговли обеспечивает город едой, а сами горожане - в принципе, так и должно быть.

Здорово, что есть настоящие энтузиасты и среди шеф-поваров, и рестораторов, и производителей продуктов, и организаторов маркетов. Только так культура и сможет развиваться - никто кроме нас".

О других проектах

"Ящик появился год назад, как помощь небольшим производителям продуктов. В городе много людей, которые производят очень хорошие продукты, но не могут продавать их в сетях, потому что у них нет денег на взносы, и они не потянут штрафные санкции. Как им найти своего покупателя? Так появился Ящик Местной Еды. Вот уже больше года благодаря ему мы рассказывает горожанам о новых продуктах и независимых производствах.

Еще один проект – Школа Местной Еды. Начинающим предпринимателям во всех сферах не хватет денег, знаний и опыта. На маркете мы даем возможность людям получить опыт, а в Школе Местной Еды - получить знания. Мы проанализировали, какие курсы сейчас есть и чуть изменили формат: позвали преподавать только тех, кто уже открыл свое успешное дело в таком же небольшом формате, и снизили цену участия до минимума.

Мы стараемся давать только полезные знания".





Виктория Сальникова