Новости

Новости

07 ноября 2014, 15:07

Культура

Андрей Люблинский: “Искусство не так необходимо, как новые сапожки”

Семь лет назад красные человечки Андрея Люблинского, установленные в Перми, вызвали большой скандал. Не привыкшие к современному искусству горожане и чиновники посчитали, что скульптуры портят облик города. Сегодня художник перешел от создания человечков к разноцветным животным и рассказал M24.ru о своей первой выставке в Москве и о том, почему сапожки нужнее искусства.

Скульптуры проекта “Кубизм плюс круглизм”. Фото: пресс-служба

- Что вы покажете на выставке “Кубизм плюс круглизм”?

- Там будут объекты из двух проектов, которые в итоге объединились в один. Я разработал десять животных из кубиков лет пять-шесть назад. Получились всякие быки, олени и обезьянки - смешные разноцветные звери. Проект назывался “Кубизм”. Позже были сделаны те же животные с более закругленными формами – появился “Круглизм”.

- Название выставки интересное. “Кубизм” – это дань, скажем, Пикассо, а “Круглизм” – это же вы сами придумали?

- Да. Искусство – вещь не первой необходимости, поэтому зрителя нужно хоть чем-то заманить, отсюда и ироническое название. Мой кубизм, разумеется, никакого отношения не имеет к вышеперечисленным художникам, которых я ужасно люблю.

- Вы сказали, что искусство сейчас не очень нужно зрителю…

- Подождите, слово сейчас не очень уместно. Искусство всегда вещь не первой необходимости. Что вы утром делаете дома, например?

- Понятно, что не собираюсь в галерею.

- Вот. Вы можете прийти в музей или галерею, когда у вас есть свободный вечер, тогда же можете позволить себе приобрести объект искусства или дизайна. Это вещь безумно приятная, но, естественно, не такая необходимая, как продукты питания или новые сапожки.

- А какому зрителю нужно ваше искусство? Первая мысль – ваши объекты созданы для детей.

- Разумеется, эти вещи не рассчитаны на детей. Скорее, на публику студенческого возраста. Я пытался вложить туда самые разные культурные коды - восьмибитные вещи и прочее. Это вещь, рассчитанная на студентов-гуманитариев в первую очередь, но это не отменяет, что на выставку могут приходить люди самого разного возраста. Этот проект я выставляю не в первый раз, и, судя по всему, наибольшей популярностью работы пользуются у детей и девушек.

Фото: пресс-служба

- Вы работаете достаточно давно, а многие знают вас по красным человечкам, которые вы установили в Перми.

В 2007 году по инициативе музея современного искусства ПЕРММ в городе появились скульптуры красных человечков, созданные Андреем Люблинским и Марии Заборовской. Представители местной власти и горожане встретили арт-объекты крайне недружелюбно. По их мнению, объекты современного искусства портили облик Перми. Красных человечков хотели демонтировать и даже сжечь. Сейчас в городе осталась одна скульптура.

- Это довольно долгая история с массой нюансов. Красный человечек появился в виде персонажа семь лет назад. Потом мы стали исследовать этого персонажа, помещая его в разные ситуации: он путешествовал, был героем комиксов. Проект много где выставлялся, но наиболее известен он стал в городе Пермь, где в рамках паблик-арт программы у здания Органного зала появилось несколько скульптур. Был бешеный скандал.

- Ну да, там же у всех, начиная от властей и заканчивая жителями, была негативная реакция.

- Ну как негативная. Лучшая реклама - это некролог (смеется). Не бывает негативной или позитивной реакции. По социологическим опросам две трети населения Перми негативно отнеслись к объектам, остальные – позитивно, что достаточно неплохой результат.

Произведение вызвало бешеный шум. Очень хорошо, когда на искусство реагируют. Тем более, когда реакция на нейтральное произведение, где отсутствуют огромные пенисы и какие-то другие скандальные вещи.

Пресса стала тут же об этом писать. На страницах одной из газет председатель Союза художников Перми сказал, что лично сожжет мои скульптуры. Через неделю появилась хвалебная статья в журнале Forbes. Получилось, что внешне я стал автором одной работы. На самом деле, я работаю постоянно.

- Красные человечки еще находятся в Перми? В каком они состоянии?

- Остался только красный медведь. В состоянии он нормальном, только весь изрисован какими-то м…и (глупыми и несообразительными людьми – M24.ru).

- Кто должен следить, чтобы не происходило вандализма? Художник или власти?

- Я думаю, никто никому ничего не должен. Тот, кто ставит свое произведение в городской среде, должен понимать, что найдутся вандалы, которые что-то с произведением сделают. Тем более, если произведение сделано в жанре паблик-арта, то взаимодействие со зрителем неизбежно.

- Кстати о паблик-арте. В одно время с выставкой на “Винзаводе” на дизайн-заводе “Флакон” появится ваша скульптура крокодила.

- Да. Недавно мне позвонил Алекс Томкевич, креативный директор “Флакона”, и сказал, что они хотели бы какую-то инсталляцию. Я решил, что больше всего для этого места по бюджету, яркости и простоте создания подойдет крокодил. С “Флаконом” у меня давние отношения, они даже делали пиксельную карту завода с моими красными человечками, а в итоге появился мой крокодил.

Вообще, у меня были разные проекты в Москве, но полноценной выставки не было. Теперь она состоится, за что я очень благодарен галерее 11.12.

В парке Горького плавает моя фанерная утка. По-моему, еще плавает. Я даже не знаю. Сейчас большинство произведений я вижу только на фотографиях. На заводе “Кристалл” выставлена линейка игрушек, напечатанных на 3D-принтере. В одном подмосковном микрорайоне, судя по всему, скоро поставят три огромные скульптуры, созданные мной.

Фото: пресс-служба

- Эта утка – чуть ли не главная звезда фотографий из парка Горького этим летом. Думаю, многие не знают, что она создана художником.

- Известных художников у нас практически нет. Есть известные артисты и музыканты. Петросян, например. А художников знает совсем небольшая аудитория, которая немного разбирается в искусстве и куда-либо выбирается раз в год. А среднестатистический россиянин из известных отечественных художников со скрипом назовет Сафронова, Церетели, Шемякина, Шилова и Глазунова.

- Нужно ли как-то влиять на это, популяризировать искусство?

- Да. Я постоянно этим занимаюсь, по той причине, что я хочу этим зарабатывать и зарабатываю. Такого формата, с которым я работаю, в России не было. И зрителя не было. Сначала мы воспитали и вырастили своего зрителя, потом познакомили его с форматом. Еще остались жалкие дебилы, которые упираются, но деваться им уже, похоже, некуда.

Выставка пройдет с 13 ноября по 14 декабря в пространстве галереи 11.12 на "Винзаводе". Вход свободный.

Екатерина Кадушкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика