Новости

Новости

20 мая 2014, 21:30

Наземный транспорт

Максим Ликсутов выступил с лекцией о транспортной системе столицы

Максим Ликсутов выступил с лекцией о транспортной системе столицы

Заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов прочел лекцию в университете имени Плеханова. Онлайн-трансляцию выступления провело сетевое издание M24.ru.

Максим Ликсутов рассказал о том, что такое транспортная система города и каковы особенности транспортной среды Москвы в сравнении с другими мегаполисами. Кроме того, он объяснил, с какими проблемами столкнулась Москва в результате стихийной автомобилизации и что делают столичные власти для улучшения транспортной ситуации.

Максим Станиславович Ликсутов

Родился 19 июня 1976 года в городе Локса Эстонской ССР. Родители Максима родом из Тульской области. Большую часть жизни они прожили в Эстонии, где работали на судостроительном заводе.

В 1998 году Ликсутов переехал в Москву, где в 2007 году окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности "Финансы и кредит", а в 2012 году - Международный юридический институт по специальности "Менеджмент организации". В совершенстве владеет тремя языками – английским, эстонским и шведским.

Бизнес в Эстонии

Предпринимательская деятельность Ликсутова началась в Эстонии. Вместе с соседом по дому Сергеем Глинкой он занимался угольным бизнесом.

В 2005 году Ликсутов получил гражданство Эстонии "за вклад в развитие местной экономики".

В 2007 году перевел штаб-квартиру Transgroup Invest в Россию. К этому времени из материальных активов у Ликсутова в Эстонии оставался простаивающий угольный терминал и ресторан итальянской кухни Gianni.

Бизнес в России

С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях. Являлся членом совета директоров ОАО "Первая Грузовая Компания" и ОАО "ТрансКонтейнер". С 2001 по 2011 год был председателем совета директоров ООО "ТрансГрупп", а также членом совета директоров ЗАО "Трансмашхолдинг".

Занимал посты главы представительства АО "ВорлдВайд Инвест АС", президента МТК "ЮниТранс" и был руководителем компании "Иристон-сервис".

С 2009 по 2010 год занимал должность генерального директора ООО "Аэроэкспресс".

Работа в правительстве Москвы

29 апреля 2011 года Максим Ликсутов занял пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, а в декабре того же года назначен на должность руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

25 сентября 2012 года был назначен заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На этом посту он сменил Николая Лямова.

Сегодня на Ликсутове лежит ответственность за все виды городского транспорта, а именно за государственное предприятие "Московский метрополитен", государственное унитарное предприятие "Мосгортранс", куда входят почти все автобусы, трамваи и троллейбусы, службу эвакуации, водный и воздушный транспорт (специальные рейсы, которые выполняет МЧС, полиция, медицинские вертолеты). Также в его обязанности входит управление велосипедно-пешеходным пространством и дорожным движением в городе.

Максим Ликсутов ответил на вопросы москвичей о транспортной системе

Спорт

С детства Максим Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет он стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания, трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 году стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса, проплыв 100 км в бассейне.

История развития транспорта

Конные трамваи

Вместе с активным развитием городов в XIX веке стали развиваться транспортные системы. Очень популярными в то время были конные перевозки.

Первым трамваем вообще и непосредственным предшественником электрического трамвая в частности была конка: городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными - чаще всего одной или двумя лошадьми (реже использовались мулы и зебры). Первые в мире городские конки появились в США: в Балтиморе в 1828 году, в Нью-Йорке в 1832 году и в Новом Орлеане в 1835 году. Однако по-настоящему успешными конные железные дороги стали только после того, как в 1852 году Альфонс Луба (Alphonse Loubat) изобрел рельсы с желобом для реборды колеса, которые утапливались в полотно дороги. До этого использовались рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что очень мешало прочему уличному движению. Изобретение Альфонса Луба оказалось незаменимым на городских улицах и фактически используется до сих пор.

До того времени в качестве городского транспорта уже использовались омнибусы. Но в сравнении с омнибусом колесо конки испытывало меньшее сопротивление качению, что позволяло лошади вести более тяжелый пассажирский вагон. Однако не устранялись другие недостатки:

- Рабочий день лошади был ограничен физическими возможностями животного (четыре-пять часов);
- В среднем на один вагон конного трамвая приходилось по десять лошадей, которые к тому же требовали ухода и питания.

В Нью-Йорке конка была закрыта в 1914 году, примерно в это же время прекращали свое существование и конки во многих других городах. Обычно они заменялись электрическими трамваями.

Электрические трамваи

Первый российский трамвай пустили 2 мая 1892 года в Киеве, а строил его инженер А.Е. Струве. Затем он появился в Нижнем Новгороде, Елисаветграде, Витебске, Курске, Одессе и других городах.

В азиатской части России первая трамвайная линия была открыта 9 октября 1912 во Владивостоке. В столичных же городах - Петербурге, Москве - ему пришлось выдержать борьбу с конкурентами - конками (в Киеве такой борьбы практически не было из-за сложного рельефа - лошади не справлялись с крутыми подъемами).

Старейший трамвай в современной России находится в Калининграде.

Владельцы конок, частные и акционерные общества, получившие в свое время права на устройство "конно-железных дорог", долго не хотели возвращать эти права обратно. Закон Российской империи стоял на их стороне, а в выданных правах говорилось, что городская управа в течение пятидесяти лет не может без согласия "коночных" хозяев использовать на улицах какой-либо другой вид транспорта.

В Москве первый трамвай был запущен 26 марта 1899 года, а в Петербурге - 16 сентября 1907 года, несмотря на то, что первая трамвайная линия там была проложена еще в 1894 году прямо по льду Невы.

"Ледяные" трамваи

"Ледяные" трамваи ходили несколькими маршрутами: Сенатская площадь - Васильевский остров, Дворцовая набережная - Мытнинская набережная, Марсово поле - Выборгская сторона. Рельсы и шпалы просто укладывались на ледяную поверхность, а столбы для проводов вмораживались в лед. Ледяные трамваи начали действовать зимой 1904 года.

Автомобилизация

Автомобилизация - это оснащенность населения автомобилями. Уровень автомобилизации населения рассчитывается из показателя среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей.
Наиболее высоким уровнем автомобилизации населения традиционно владеют США с 775 автомобилями на 1000 человек (данные на 1995 год). По данным Всемирного банка, который использует базу данных World Road Statistics Международной дорожной федерации, на 2008 год на первое место выдвинулось княжество Монако (863 против 809 автомобилей на 1000 жителей в США). По данным ООН на январь 2011 года, в первую пятерку вошли: США (776 автомобилей на 1000 жителей), Люксембург (686 авто), Малайзия (641 авто), Австралия (619 авто на 1000 человек) и Мальта (607 авто).

Автомобилизация в России началась в начале 30-х годов, когда на заводе в Нижнем Новгороде (будущий ГАЗ) стартовало лицензионное конвейерное производство среднетоннажного грузовика Форд-АА (ГАЗ-АА) и легкового Форд-А (ГАЗ-А).

Наиболее высокий уровнь автомобилизации в России в 1970 - 2002 годы сохраняла Москва с 256 автомобилями на 1000 человек. По оценкам аналитического центра "АльфаСтрахование", к 2011 году первое место занял Приморский край с 580 автомобилями на 1000 человек, а Москва опустилась на восьмое место, пропустив вперед также Камчатский край (428), Калужскую (347), Мурманскую (326), Псковскую (312), Калиниградскую (309), Московскую области (307 авто/1000 чел.)

По словам Максима Ликсутова, на сегодняшний день в Москве примерно 500-550 тысяч лишних автомобилей. Это то количество машин, которые уличная дорожная сеть не может вместить на сегодняшний день.
Также он считает, что в городе никогда не будет столько пространства, чтобы все ездили на автомобилях. В Москве огромный недостаток транспортной инфраструктуры для личного транспорта. Единственное, что можно предпринять – это увеличить пропускную способность автомобилей и сделать город более связанным, чтобы из одной точки в другую можно было попасть по кратчайшему расстоянию.

Единая транспортная система

Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года "О транспортной безопасности" инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Единую транспортную карту запустят в Подмосковье 1 мая

Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся - 5 - 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте - автомобильный.

Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяженность автомобильных дорог - 24 млн км, железнодорожных путей - 1,25 млн км, трубопроводов - 1,9 млн км, воздушных путей - 9,5 млн км, речных - 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота.

Транспортные узлы и коридоры

Транспортные коридоры - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров.

Крупные транспортные узлы всегда есть в больших городах, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность, да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест.

Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы. Прежде всего это города-порты: в Великобритании - это Лондон, во Франции - Марсель, Париж, в Германии - Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании - Бильбао, Барселона, в Италии - Венеция, Милан, в Нидерландах -Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть - Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции - Стокгольм, в США - Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии - Сидней, в Японии - Токио, в Китае - Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живет за счет аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Крупнейший транспортный узел России - Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример - Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Программа развития транспортного комплекса до 2020 года

Цель государственной программы – это обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения города Москвы путем развития устойчивых, функционирующих, безопасных, привлекательных, удобных для всех групп населения транспортных систем как части Московского транспортного узла.

Все силы будут направлены на развитие общественного транспорта. Например, планируется увеличить количество станций метрополитена и сделать радиус доступности от 800 до 1500 метров. Также будет увеличена скорость движения общественного транспорта, появится дешевый единый билет людей, которые часто пользуются городским транспортом. Помимо прочего будут организованы легальные таксомоторные перевозки и начнется строительство линий скоростного трамвая. В понятие "скоростной" входит движение без помех по обособленной полосе.

Развитие ТПУ до 2020 года

Сюда же входит введение новых тарифов на билеты, развитие карты "Тройка" и бесконтактное пополнение проездных билетов.

Также планируется развитие железнодорожного сообщения. К началу 2016 года будет создан 31 транспортный пересадочный узел. По предварительным данным пропускная способность этой системы – около 300 миллионов пассажиров в год.

Количество пассажирских мест на пригородной железной дороге будет удвоено, а аэроэкспрессы станут двухэтажными.

Анна Лебедева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика