Новости

Новости

13 января 2014, 12:00

Литература

Людмила Петрушевская: "Владимир Маяковский ухаживал за моей бабушкой"

"Частная история": Писательница Людмила Петрушевская

Публичные персоны – писатели, музыканты, художники – всегда на виду, профессия обязывает. Однако часто важные факты их биографии до поры до времени остаются скрытыми не только от почитателей творчества, но и от самых близких людей. Каждому откровению – свое время. Наступило оно и для Людмилы Петрушевской. Писательница, драматург, певица рассказала о том, как в голодное послевоенное время убежала из дома, как в юности была против воли помещена в неврологическую больницу и почему решила оставить работу на телевидении, посвятив себя литературе.

Детство маленькой Люси (настоящее имя – Долорес) вряд ли можно назвать счастливым. Девочка родилась с диагнозом "Туберкулез". С этой болезнью Петрушевская боролась в течение нескольких лет.

Сталинские репрессии коснулись чуть ли не половины семьи Петрушевской, членов которой объявили врагами народа.

"Как я потом выяснила, для них (представителей власти – прим. ред.) самое важное было получить подпись на показаниях. И второе – следом за подписью получить список людей, с которыми они состояли в шпионской организации. Моя бабушка косила под сумасшедшую, а сумасшедших не брали. И она призывала всех писать в этом списке Достоевского, Короленко, Айседору Дункан".

Людмила Петрушевская. Фото: ИТАР-ТАСС

Дед Петрушевской, заменившей ей отца, - советский лингвист Николай Феофанович Яковлев. Он стоял у истоков научной лингвистической деятельности в нашей стране. Будучи студентом Николай Яковлев создал знаменитый московский лингвистический кружок, в котором, кстати, состоял Владимир Маяковский. Поэт даже пробовал ухаживать за бабушкой Людмилы Петрушевской.

"В этот момент она уже была дедовой невестой. И Маяковский, между прочим, не представлял собой чего-то очень привлекательного, потому что он всегда был с резкими манерами, у него были очень плохие зубы, и он всегда кричал - был громогласным. Он очень рано усвоил то, что сейчас часто применяется – скандальность".

После войны мама Людмилы уехала учиться в Москву. А дочь оставила на попечении сестры и матери в Куйбышеве.

"Они меня запирали и не пускали на улицу, а для меня это было единственной возможностью найти пропитание. Но они, видимо, опасались за меня, потому что мне уже было 9 лет. И я сбежала".

Маленькая Люся стала жить на улице, ночевала в кинотеатре Дома офицеров.

"Во двор нашего Дома офицеров привозили хлеб. Приезжала лошадь с деревянным фургоном, и солдаты относили деревянные поддоны с буханками. Когда они все уносили, на дне оставались крошки, мы залезали туда и слизывали все с пола".

Позже за Люсей приехала мама, и они вместе отправились в Москву.

В голодные послевоенные годы мама продавала книги из библиотеки деда Петрушевской – первое издание Евгения Онегина.

"Мать в суровое время в тайне от деда продала эту вещь. И люди, которые принимали ее в лавке писателей, сказали, что, скорее всего, это был экземпляр генерала Ермолова, там его подпись стояла".

Будучи 20-летней девушкой Петрушевская полгода провела в неврологической больнице. Ей ставили диагнозы "Рассеянный склероз", "Воспаление головного мозга", "Энцефалит". Людмилу лечили сильнейшим нейролептиком, последствия которого были не изучены. Во время пребывания в медучреждении Петрушевская поправилась на 25 килограммов, а из больницы вышла инвалидом. Но, несмотря на сложности со здоровьем, девушка продолжила учебу на факультете журналистки МГУ.

Людмила Петрушевская. Фото: ИТАР-ТАСС

Потеряв первого мужа и оставшись с маленьким сыном на руках, Людмила Петрушевская приняла одно из знаковых в своей жизни решений – она оставила работу редактора на Центральной студии телевидения и посвятила себя ребенку. В свободное время писала рассказы и пьесы, благо недостатка в сюжетах не было, их Петрушевская брала из собственной жизни.

"Когда я пришла в "Новый мир" с рассказом, они меня сразу оплели своими ветками, корнями. К ним приходили великие Искандер, Войнович, Домбровский, Солженицын. И я там, как дочь полка. Чтобы туда ходить, мне приходилось писать по одному рассказу в неделю. Они меня называли курочкой, которая несет золотые яйца".

Но первый рассказ, который Петрушевская принесла в редакцию журнала напечатали только через 20 лет.

Петрушевская – человек упрямый и разносторонний. Помимо литературы она тяготеет к музыке и живописи. Поет Петрушевская всю свою жизнь, а вот музыку сочинять начала лишь несколько лет назад. Первый сольный альбом Петрушевской вышел, когда ей было 72 года. В нем она исполнила и свои песни, и хиты ХХ века. Сейчас свет увидел уже второй сольный альбом.

Рисовать Петрушевская также начала в раннем детстве.

"Я писала день и ночь, потом запретила себе рисовать – сколько можно? Затем разрешила, но только левой рукой. Каждый день – светло, темно – все равно сижу рисую. Мания какая-то была".

Не так давно Людмила Петрушевская начала заниматься живописью профессионально, записалась на курсы. Результат не заставил себя долго ждать, у писательницы состоялись две выставки. Почти все деньги, вырученные от продажи акварельных работ, она отдает в благотворительный фонд.

"У меня счастливая жизнь началась. Я знаю, для чего рисую".
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика