Новости

Новости

13 декабря 2013, 11:23

Город

Урбанист Гильермо Пеньялоса: "Ни одному городу в мире не нужны машины"

Канадский урбанист Гильермо Пеньялоса – человек, который рассказывает политикам и представителям городских сообществ, какие парки нужны городу, а в какие никто никогда не придет. Своими советами Гильермо поделился и с корреспондентом сетевого издания M24.ru. Гуру урбанистики рассказал, как мрачный город превратить в один из лучших и о том, почему достопримечательности быстро надоедают.

Гильермо Пеньялоса. Фото: facebook.com/ArchPolis

- Канада одна из самых климатически близких к России стран, поэтому многие проблемы у нас общие. Например, люди не готовы проводить много времени на улице в холодное время года. Как вдохновить их на прогулки в парках зимой?

- Я думаю, что очень важно создавать парки, в которых можно отдыхать все 52 недели в году, а не только летом. Кроме того, должно быть много зимних занятий. Например, занятие номер один в любом парке независимо от погоды – ходьба, поэтому необходимо ухаживать и расчищать тропинки, чтобы люди могли свободно прогуливаться или, к примеру, заниматься бегом. Дороги в парках должны находиться в таком состоянии, чтобы людям хотелось по ним ходить.

Конечно, этим зимние занятия не ограничиваются. Можно проводить небольшие концерты, приглашать людей кататься на коньках. Не стоит забывать о детях – для них нужно создать необычную игровую площадку, например, на крыше чего-нибудь. Вообще, дети готовы веселиться в любое время года: холод никогда их не остановит, они все равно пойдут резвиться в парк. В зимнем оформлении парка должно быть много яркого и интересного освещения – оно должно располагаться вдоль пешеходных дорожек.

- Пожалуй, самое популярное зимнее развлечение – это катание на коньках. Есть ли оригинальные альтернативы этому занятию?

- Да, есть много альтернатив. Но я бы сказал, что каток все-таки на втором месте по популярности. Самое любимое занятие людей в парках – прогулки. Также в зимнем парке не обойтись без хорошего отопления, костров.

Согласитесь, что дружеские посиделки компанией вокруг костра, когда вы все греетесь и жарите хот-доги, многим придутся по душе. В создании необычных развлечений очень ценится оригинальный подход: будьте креативными!

Можно организовать ни на что не похожий концерт или ночь кино прямо в парке. Те же катки могут привлечь намного больше людей, когда они красиво оформлены: горит красивое освещение, играет музыка, можно согреться чашечкой горячего шоколада. Чем больше будет разнообразия, тем больше людей полюбят парк.

Фото: M24.ru

- Мне кажется, что наши катки, например, в Парке Горького или "Сокольниках", подходят под ваше описание. А вы были в московских парках? Могли бы оценить их уровень с профессиональной точки зрения?

- Честно говоря, я всего во второй раз в Москве, и впервые побывал здесь 20 лет назад. Но в некоторых из парков я уже успел побывать. Мне очень нравится, что у вас есть организация "Мосгорпарк". Кажется, они заинтересованы в том, чтобы сделать как можно больше парков. Я думаю, это очень важно, что структуры, которые занимаются парками, думают о том, как сделать парки успешными.

Для того, чтобы парк был на самом деле востребован, нужно, чтобы в нем работали хорошие работники и управляющие. Я говорю не только о тех, кто убирает мусор и ухаживает за растениями. Должны быть менеджеры, которые знают, как привлечь людей и сделать мероприятия интересными. Развлечений должны быть не десятки, а сотни. Например, один человек играет на гитаре для публики, а в другой части парка учат йоге.

Я бы сказал, что при работе над парком нельзя упускать из внимания, что нужно не только создать парк, но и постоянно поддерживать и развивать его.

Парк "Эрмитаж". Фото: M24.ru

- А важно ли при обновлении или реконструкции парка обращать внимание на его историю: достопримечательности, памятники архитектуры?

- Я думаю, парк больше ценится не своей историей, а разнообразием событий. С исторической точки зрения нет никакого интерактива: ты приходишь в парк, фотографируешься и больше никогда туда не возвращаешься. Но, когда тебе есть чем заняться в этом парке, ты будешь приходить туда снова и снова. Историческая часть – это хорошо, но нужно ее поддерживать, дополнять. Например, столики для игры в шахматы не испортят пейзажа парка.

Я думаю, что в Москве, наравне со знаменитыми парками с историей, хорошо было бы организовывать небольшие парки во дворах домов. Должны существовать парки в шаговой доступности. Когда зона отдыха находится так близко, в нее невозможно не пойти. Кроме того, такие парки отвечают важным потребностям. Здесь мы встречаем соседей; родителей и детей, играющих вместе, знакомимся друг с другом, то есть люди реализуют свои социальные качества и потребности. В городе должна существовать развитая система парков, которая подразумевает как крупные заповедники, так и небольшие парки в периферийных районах.

- Какие условия нужны для создания по-настоящему успешного парка?

- Парки должны появляться не только в центре, а заполонять весь город. Кроме того, очень здорово, когда в городе есть мэр, который заинтересован в развитии общественных пространств и готов инвестировать в эту сферу. Важно помнить, что парки – не только развлечение. Это место, которое должно укреплять здоровье, как физическое так и психическое. Парки очень полезны для окружающей среды – свежий воздух необходим большим городам, парки полезны для экономического развития – люди хотят жить в городах с хорошими парками.

- Вы сказали про окружающую среду. А парки в центре города могут как-то существенно улучшить экологию мегаполиса?

- Конечно, это возможно. Но первое, что может изменить экологию, – это отказ от машин. В мире нет ни одного города, жителям которого действительно нужно передвигаться на машинах. Конечно, это невозможно. Но нужно развивать общественный транспорт, приучать людей к велосипедам. Я уверен, что москвичи примерно 30% доходов тратят на обслуживание автомобиля, но у них уходило бы всего 4%, если бы они пересели на общественный транспорт. А вот парки могут разве что помочь увеличить наш уровень заботы об экологии и окружающей среде.

Парк "Сокольники". Фото: M24.ru

Если следовать всему, что я сказал, города изменятся. Например, австралийский город Мельбурн примерно 25 лет назад был жутким. Туристы, если они приезжали в Австралию, то предпочитали Сидней. А вот сегодня Мельбурн один из лучших городов в мире. Что в нем сделано для этого? Посадили деревья везде, где только можно, сделали разнообразные площади для прогулок, улучшили качество публичных пространств, полных зелени и цветов. Вместо серых пугающих зданий появились уютные рестораны. В Мельбурне, как и в Москве, есть река, которая пересекает город. Около реки было очень много фабрик и заводов, власти избавились от них.

- Как нужно организовать в парках отдых для инвалидов? Некоторые общественные пространства не приспособлены для людей с ограниченными возможностями…

- Да , это очень важная проблема. Парки должны быть удобными и безопасными для людей с ограниченными возможностями: там должны быть инвалидные коляски, места, где они смогут сидеть. У инвалидов должны быть занятия в парках, а для этого нужна развитая инфраструктура. Вот, к примеру, в каждом парке есть детские площадки, но вы вряд ли найдете парк, где есть площадка для детей-инвалидов. У нас в некоторых парках есть тандемные велосипеды, это велосипеды для двоих людей. И есть волонтеры, которые катают на таких велосипедах слепых людей. Сначала был один такой велосипед, а сейчас их уже 50.

- Сейчас в Москве появляется все больше и больше велосипедных дорожек. Что важнее: пешеходная часть (которая в том числе включает и велосипедные дорожки) или большие дороги для автомобилей? Чего должно быть больше в центре города?

- Конечно, пешеходная часть куда важнее. Пешеходы должны быть в приоритете в любом городе. На это есть много причин. Во-первых, все начинается с ходьбы, даже если у вас есть машина, вам все равно придется пройти до нее пешком. Кроме того, очень важно заботиться о безопасности пешеходов. Создание отдельных дорожек для велосипедистов также увеличит безопасность. Около 740 пешеходов в мире ежедневно погибают под колесами автомобиля – это огромная и страшная цифра. Но кажется, что ни пешеходы, ни водители не хотят с этим бороться. И мы должны заботить о том, чтобы сделать их поездки не просто безопасными, но и комфортными. Наша организация 8-80 Сities занимается как раз разработкой комфортных городов. Все, что мы делаем (публичные пространства, парки, дороги), мы стараемся сделать максимально безопасно.

Парк Горького. Фото: M24.ru

Екатерина Кадушкина

О спикере

Гильермо Пеньялоса – канадский эксперт по преобразованию парковых зон и городских улиц. Он успел поработать более чем в 130 городах. В Россию Пеньялоса приехал, для того чтобы выступить на урбанистическом форуме. Приезд и лекции господина Пеньялоса в столице состоялись благодаря усилиями центра территориальных инициатив "Архполис".
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика