Выборы 2016

25.10.2013
15:24

просмотров2687

Источник:
M24.ru

Разделы:
Отдыхать

Рубрики:
Концерты

Метки:
интервью, медитация, транс, ханг

Распечатать

Гипнотические звуки ханга: "летающая тарелка", открывающая подсознание

Фото: davideswarup.com

M24.ru открывает серию материалов про редкие и странные музыкальные инструменты. Мы будем общаться со столичными музыкантами и специалистами, которые расскажут все об их увлечении.

Первый наш материал посвящен перкуссионному инструменту хангу. Эту гипнотическую "летающую тарелку" придумали в 2001 году два швейцарских физика Феликс Ронер и Сабина Шерер, увлекшиеся тюнерством (настройкой стилпанов - вогнутых металлических перкуссионных инструментах). Ханг они изобрели, когда их друг попросил сделать стилпан, на котором можно играть руками.

Как отметил хангер Олег Зеге, ученые издали своеобразный манифест, в котором говорится, что ханг - не музыкальный инструмент в привычном понимании, и требует более тонкого отношения к себе. Они назвали его звуковой скульптурой. Остальные мастера делают аналоги - инструменты из семейства Handpan: Bell, Halo, Disco Armonico и другие.

Немного о прекрасном

Каждый ханг обладает своим определенным строем – отношений звуков по высоте. Количество нот также различно: 8 или 9. У аналогов ханга, таких как Кайса, может быть до 13 нот. При этом у всех инструментов есть основная выпуклая нота динг, находящаяся в самом центре. С другой стороны находится отверстие "Гу".

Фото: hang-music.com

Несмотря на большой интерес, настоящий ханг можно заказать или купить готовый только у мастера. На сегодня есть более 20 признанных мастеров-хангоделов. Топ стран-производителей: Швейцария, Россия, Испания, Франция, Германия.

При этом мало того, что цена "кусается" – от 50 до 100 тысяч, не говоря о eBay, где цены могут доходить и до 10 тысяч евро, так еще и нужно отстоять очередь – ждать нужно год или два. Но и работа не из легких – ручная чеканка. Кроме того, как и любой другой инструмент, его нужно настраивать обычно раз в год, два, что также требует времени и средств.

Будьте осторожны!

Как отметил один из экспертов-хангеров Ильдар, вместо инструмента в Россию привозят с Бали подделки – форма точно такая же, "даже солнышки и тучки нарисованы". Но, во-первых, он "пластиковый" и раз в 10 легче, а звук при этом глухой, а во-вторых, стоить такая безделушка может 75 тысяч рублей - дороже, чем минимальная цена настоящего инструмента.

Не стоит расстраиваться – для того, чтобы ощутить вселенское тепло и открыть подсознание можно купить варган, тибетскую чашу и другие аналогичные медитативные инструменты.

Если же вы уже перепробовали все, но не можете спать без мысли о ханге и ночи напролет смотрите в Youtube видео хангеров, то вам стоит посетить уроки, которые проводятся в столице два раза в неделю. По воскресеньям - в Культурном центре "Белые облака" и по вторникам - углубленный курс изучения в Творческой лаборатории "Альгамбра".

M24.ru задал вопросы российским хангистам, которые рассказали об их творческом пути, мировых музыкантах и любимых местах игры на ханге.

Откуда впервые узнали о ханге?

Лидия
хангер
Впервые я услышала ханг живьем - молодой человек импровизировал на одном фестивале. Я пошла на звук, увидела и потрогала ханг, после чего начались поиски инструмента. Когда мне удалось приобрести свой первый инструмент, я полгода свыкалась с тем, что он действует на меня настолько расслабляюще, что засыпать через полчаса игры стало привычкой. Затем я поборола эту привычку в угоду своим творческим замыслам, которые требовали внимания, памяти, концентрации и тренировки. Это было начало 2010 года.


Ильдар
хангер
Я увидел живое выступление в Европе, Испании или Италии, в 2011 году. Я слушал фламенко, и звуки ханга, которые я услышал, представляли собой арабский строй. Меня заинтересовал именно он, гармония выдаваемых им звуков, а не сам инструмент.


Антон
хангер
Ханг я увидел случайно, как и многие - в интернете. После этого все забылось до поры до времени. Есть такой трек у Shpongle - Nothing Is Something Worth Doing, там есть проигрыш на ханге - его играет Manu Delago. Однажды ночью я стал слышать в голове эту мелодию. С этого момента я не жил полноценной жизнью. Спустя двух лет поисков я поехал в Гоа. После возвращения в Москву я попал на одну квартиру. Там был Тимур Хакима с хангом - тогда я впервые его услышал...Как будто кто-то дал дышать.


Юрий
хангер
Я 15 лет играю на барабанах, ездил в Индию и Африку – знакомился с этническими традициями. В 2007 году увидел видео. Увлечение было не случайным - поиск собственного инструмента и "собственного звука" очень важен для музыканта. На данный момент ханг позволяет наиболее полно раскрыть полученный опыт.


Олег
хангер
Загорелся этим инструментом, когда услышал в живую на фестивале "Казантип" в Крыму, там играл ставший моим хорошим другом музыкант Тимур Хакима.


Какой у вас инструмент? Где, почем заказывали?

Лидия
хангер
У меня два инструмента - швейцарский в строе Баншики Чо - его еще называют китайским за привычные пентатонические созвучия - и более мелодичный русский ханг со строем "кумо", сделанный российским мастером Виктором. Я приобрела их в 2009 и 2011 году соответственно.


Ильдар
хангер
В Москве их не производят, я заказал свой первый инструмент у российского мастера Виктора. На его работах играет большая часть мировых известных хангистов. Вообще это трудоемкая работа – человек встает в четыре утра, идет в мастерскую рядом с домом, колотит молотком в звукоизоляционных наушниках - выстраивает звук. Утром он встает с мыслью "как сделать звук чище" и с этой же мыслью ложится спать.

У меня два ханга с арабским и дорийским строем. В Индии есть строй кафи - есть флейта Бансури с таким строем, на которой я играл - и мастер скопировал его. У него может уйти от четырех дней до месяцев на создание одного инструмента.


Антон
хангер
Я нашел русского мастера. Играю на его инструменте, причем это не аналог ханга. Это так называемый Pantam SPB - лучший на сегодняшний день инструмент этого класса. Это не только мое мнение, но всего сообщества единомышленников. Этот русский мастер - молодец, просто гений. Строй у меня "курд". Говорить про место проживания мастера и про стоимость - моветон. Кто ищет, тот всегда найдет.

Забавно, но я не имею представление даже о названии нот на моем инструменте. Конечно сейчас я работаю в этом направлении. Но скорее важен слух и чувство ритма.


Юрий
хангер
Строй моего основного инструмента – гармонический минор, восточная мелодия.


Олег
хангер
Инструмент мне подарил один очень близкий человек, который знал как сильно я им заболел. По сей день я ему безмерно благодарен! Строй моего инструмента называется Ake Bono E, раньше он был A, но когда я ездил подстраивать его в Швейцарию, мастера порекомендовали мне немного изменить строй. Покупался в музыкальном магазине в Мюнхене (тогда они еще там продавались). Цена была...даже смешно - 500 евро.


Где любите играть, как реагирует публика?

Лидия

Лидия
хангер
Одними из запоминающихся событий было сотрудничество с мультиинструменталистом Евгением Толстых (проект SAGE) и музыкальным сказочником, арфистом, флейтистом Элизбаром. Также мои ханги звучали с ситаром Степана Христанова и с Нижегородской группой FA'ATA. Чудесно звучит ханг с виолончелью и голосом. Я имею ввиду группу "Море горячее", в которой я играю постоянно. У меня вышел альбом, который называется так же , как и мой проект Mikkai Kumo ("Тайная встреча с облаком"). В этом альбоме композиции, записанные на одном и двух хангах.

Мне нравится выступать в уютных залах с "теплой" деревянной акустикой, когда можно услышать инструмент всем телом, при этом не искажая его звук усилителями. Самое приятное - играть на природе. Такое впечатление, что ханг очень природный, как будто это его стихия и его предназначение - звучать в лесу, на поляне или на берегу реки.

Те, кто слушают впервые, обычно удивляются и либо завороженно наблюдают, либо в недоумении уходят. Те, кто уже знаком с хангом, готовы принимать его волны, напитаться его вибрациями, расслабиться, стать более счастливыми.


Ильдар
хангер
Я выступал с Инной Желанной и ее группой, Татьяной Шишковой, а также на фестивале "Крутушка" в Казани с этнической певицей Золей Камаловой. Я использую ханг с кларнетом, виолончелью, скрипкой и игитарой, используем этническую перкуссию (кахон, джембе). Также у меня в задумке объединить ханг с фортепиано.

При игре подсознание открывается, ты куда-то уносишься. Время идет, но ты не обращаешь на него внимание, ты в потоке. Это как река – ты не запомнишь ее волны, ты просто наслаждаешься. Я играл в парке Коломенское, и внезапно начали играть колокола – просто нереальное сочетание. Когда играю с кларнетом, чувствую, как Женя читает ноты в моей голове, также и с вокалистами.


Антон
хангер
Играть приятней всего в полной тишине и на природе. Либо в храмах с органами - там акустика специфическая, но я не пробовал, просто знаю. Я думаю выпустить альбом, но пока собираю материал, довожу до идеала. Думаю, еще долго буду собираться, но если и выпущу что-то, то только бомбу!

Люди по-разному реагируют, но характерные черты есть - ступор, интерес, а дальше уже в зависимости от самоощущения в этом мире. Кто бесцеремонно тыкает пальцами, кто просит "Мурку" сыграть, а кто млеет и пытается узнать, где такое взять, - равнодушных нет.


Юрий
хангер
Я использую инструменты с традиционным "этническим" звукорядом, к гармонический минор или "хиджаз". Этническая и корневая музыка и тембр звуков ханга позволяют раскрыть интуитивное начало исполнителя. Эти звуки, вибрации позволяют людям, живущим в городской среде, адаптироваться, они благотворно воздействуют на человека.

В Индии, в северном Гоа, есть место, куда съезжаются хангисты. Это происходит зимой. Играют они на закате сидя на берегу – это дает много жизненной энергии. Сейчас играю в проекте с виолончелью и гитарой. Выступление с Верой Полозковой было живым экспериментом, уникальным и приятным.


Олег
хангер
Играл с диджериду, джембе, флейтой. Пробовал играть с другими хангистами и с различной перкуссией. Однако я придерживаюсь мнения, что это камерный и сольный инструмент. Альбомы не выпускал, всегда играл только на своих фестивалях и концертах. В настоящее время работаю с Романом Термитом (диджериду) над совместным проектом.

Больше всего нравится играть на природе, потому что я играю в основном импровизации, и то, что происходит вокруг тебя в настоящий момент, является замечательным источником вдохновения. Также люблю уютные помещения с приглушенным светом и хорошей акустикой. Не люблю играть на улице.

Кто-то останавливается и слушает как завороженный, кто-то просто проходит мимо. Некоторые просят сыграть "что-нибудь известное". Сколько людей, столько и мнений.


Что нужно для того, чтобы начать играть?

Лидия
хангер
Если Вы собираетесь писать партитуры для ханга с оркестром, то музыкальное образование важно. Если вы готовы импровизировать и придумывать мелодии, то можно и без него обойтись. У меня высшее музыкально образование и да - в данный момент я пишу партитуры, но не для ханга, а для сопровождающих инструментов. Так сложилось, что кроме звучания ханга, я слышу множество других звуков, других инструментов. Поэтому в скором времени хочу показать и эту сторону творчества публике.


Антон
хангер
На ханге просто берешь и играешь. Есть ребята опытные, которые выкладывают видео уроки в сеть. Но по мне это несколько ни к чему. У каждого свой стиль - этим и интересен ханг. Ну не только этим, конечно.


Олег
хангер
У меня лично музыкального образования нет, и как утверждают создатели инструмента, оно здесь не важно и, более того, многим даже мешает играть на ханге. Однако в настоящее время я всерьез подумываю о том, чтобы освоить фортепьяно.


Каким видите будущее "хангизма"?

Лидия
хангер
В России и во всем мире ханг развивается по двум направлениям. С одной стороны он используется как инструмент для того, чтобы встретиться с собой. Когда ум захватывается незнакомыми звуками, тогда человек может много нового открыть в себе, в своих чувствах, в своем подсознании. Это используется и в медитациях с хангом, и в ханговой терапии.

Ханговая терапия - наиболее интересный для меня метод, потому что в нем люди достигают конкретных целей в области физического и душевного здоровья, налаживания жизненных ситуаций. Ханговую терапию в Самаре мы проводим вместе с медицинским психологом Виктором Исаевым, который сам изготавливает варганы.

К тому же можно услышать множество композиций, которые попадают не только в категорию "медитация", но и в категорию "хорошая музыка". Я бы отметила Дэвида Кукермана как лучше представителя этого направления.


Олег
хангер
На мой взгляд, дела обстоят хуже, чем пару лет назад. Во-первых, народ заметно подостыл. Ханг перестал быть новинкой и чем-то чем можно реально удивить, так как большинство людей где-нибудь да слышали его. С другой стороны появляется все больше мастеров по изготовлению хэндпэнов (семейство инструментов, к которому принадлежит и ханг), так что возможно в скором времени нас ожидает открытие школ и курсов по игре на них.


Ильдар
хангер
У нас все это на зачаточном уровне, но мировые звезды вроде Дэвида Кукермана, Надишаны приезжают в Россию и проводят медитативные концерты. Также Дэвид Сваруб из Италии лет 7-8 уже играет.


Антон
хангер
Ханг движения в России как такового пока нет, не знаю будет ли - в основном люди сами по себе...Иногда бывают совместные концерты, джэмы. Не могу сказать про тенденции движения, но что меня огорчает - то, что идет популяризация инструмента. Я бы не хотел, чтобы такое можно было купить на полке в магазине, как гитару. Слишком волшебный инструмент. Но есть ребята, думающие иначе, - к примеру Надишана.


Дмитрий Кокоулин

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть