Новости

Новости

21 марта 2013, 17:22

Культура

Фотограф Юрий Торопцов: "Мэрилин Монро была художником"

Фото: mamm-mdf.ru

В рамках фотобиеннале "Мода и стиль в фотографии" в фонде "Екатерина" проходит выставка русского фотографа Юрия Торопцова "Мэрилин и я". В экспозицию включены снимки людей, восторгавшихся Мэрилин Монро. Каждый герой держит в руках ее платье. Торопцов поймал в фокусе экс-министра культуры Франции Фредерика Миттерана, режиссера Джона Лэндиса, солиста балета Opéra de Paris Вансана Шайэ. Этих людей мастер нашел в Европе и Америке по газетным объявлениям.

Корреспонденту М24.ru удалось поговорить с Юрием Торопцовым и узнать о письме английской королеве, библиотеке Фредерика Миттерана и истинной сущности Мэрилин Монро.

– Начнем с платья – как оно к вам попало?

– Все началось с того, что по воле случая я оказался в торговом зале дома Christie’s в Нью-Йорке. В то время, а это было в 1999 году, проходил знаменитый аукцион, когда распродавалось все имущество Мерилин Монро. Зал был забит людьми! За огромные деньги они пытались купить все, к чему прикасалась актриса, – от перчаток до сковородок!

Именно тогда я задался вопросом: почему? Со дня ее смерти прошло более 50 лет, но Мерилин Монро по-прежнему привлекает внимание и будоражит сознание огромного количества людей. Это была первая мысль, которая вдохновила меня на проект, но начал я его спустя пять лет, когда у меня появилось платье. Его купил мой знакомый коллекционер на аукционе в Лос-Анджелесе. В результате с платьем в рюкзаке я буквально поехал по миру: начал в Париже, переместился в Нью-Йорк и закончил в Лос-Анджелесе.

– Какова основная идея проекта?

– Я встречался с поклонниками творчества Мэрилин и узнавал, что актриса для них значит и что воплощает. Единого ответа на вопрос я не нашел, но получил огромное количества ответов – каждый индивидуален и имеет непосредственное отношение к человеку.

Например, для бывшего министра культуры Франции Фредерика Миттерана – это очень интимная история. Я снимал у него в парижской квартире. Он был одет по-домашнему, но после сказал: "Подождите, вы пока устанавливайте аппаратуру, вспышки, я пойду, побреюсь и переоденусь, потому что для меня это очень важно". Миттеран поделился, что до сих пор находится в трауре, потому что Мэрилин была для него близким человеком. Он синемафил, кинематографическая история – его специальность. Поэтому к рандеву с платьем Миттеран отнесся очень серьезно.

Фото: mamm-mdf.ru

– Он сам выбрал сюжет и обстановку? Или это ваш сценарий?

– У каждой из моделей была своя идея. Съемки проводились либо в их квартирах, либо на работе. Это было важно, потому что мне хотелось показать их интерьер – это тоже своеобразный портрет, детали выдают личность. Были какие-то вещи, которые они хотели, чтобы обязательно попали в кадр. Но при этом последнее слово было за мной.

Фредерик Миттеран – французский интеллектуал. Для него книги – это жизнь. В то время, в 2007 году, в его библиотеке, которую можно увидеть на фотографии, были одни из первых книг о Бараке Обаме. Никто еще не знал, кто это такой, а Миттеран уже начинал читать и прислушиваться к тенденциям. Как говорится, скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

То есть в этом смысле фотография многослойная, поскольку мы можем догадаться или представить по тому, что он читает, о каких-то подробностях его интеллектуальной жизни.

– На фотографии с Миттераном платье висит на вешалке – как это можно расшифровать?

– Он сказал, что Мэрилин для него – близкий человек, который ушел слишком рано. Миттеран начал курить сигару – на фотографии даже видно, как кусочек пепла упал на его ковер, – и буквально погрузился в меланхолию. Я воспользовался этим моментом, "отщелкал", даже не закончив вторую пленку.

– Еще интересна фотография, где женщина держит платье, как младенца…

– Это фотография хореографа Мелиссы Рэ Мэхон, которая была сделана в Нью-Йорке. Я пришел к ней и попросил сделать фото рядом с предметом, который для нее что-то значит. Она встала рядом с часами бабушки, которые очень любит. Это была самая короткая фотосессия. Мелисса знала буквально до деталей, каким должен быть снимок.

– Удивительно. В ее взгляде столько нежности!

– А если вдуматься, то это простой кусочек хлопчатобумажной ткани, не живое существо. Но в руках модели платье приобретает иное значение.

Фото: mamm-mdf.ru

– Этот снимок – мой фаворит. А какие фотографии выделяете вы сами?

– Сложно сказать, потому что проект был долгим, я его делал с перерывами. Поэтому для меня ценность этих фотографий заключается не в их визуальной составляющей, а именно в том, насколько тронул меня сам человек, который принял приглашение попозировать с платьем.

Встреча с Фредериком Миттераном является одной из самых глубоких. И, кстати, впервые эта выставка была представлена в Париже, буквально в ту же неделю, когда его назначили министром. Получилось странное совпадение.

Каждая фотография по-своему важна. На выставке есть снимок молодой французской певицы, которая буквально за полчаса до выхода на сцену попросила сфотографироваться с платьем. Она сказала, что Мэрилин для нее – мамочка. На концерте она спела отрывок из песни актрисы. Для нее это было не просто участие в проекте, а единение с образом Мэрилин.

Если вы посмотрите всю серию, то не найдете изображения Мэрилин. Я сделал это специально, чтобы ее образ возникал в воображении.

– Как вы связывались с участниками проекта? И многие ли отказались?

– Я тогда работал с одной французской газетой, и они согласились бесплатно в течение целой недели публиковать мое объявление: "Фотограф-художник ищет моделей для художественного проекта с Мэрилин Монро". Я не рассказывал о своей идее.

На меня посыпался шквал звонков! Пришлось отбирать людей именно по их связям с Мэрилин Монро. Известным людям я писал сам. Например, послал письмо-приглашение в Букингемский дворец. Дело в том, что английская королева Елизавета II, родилась, как и Мэрилин Монро, в 1926 году. Они были представлены друг другу.

Мэрилин Монро представляет силу женскую, это королева сердец, тогда как английская королева – это династия, это власть, воплощенная в титуле. Я подумал, почему бы и нет?

Букингемский дворец ответил очень душевно, но сказали, что, к сожалению, королева не может принять участие в проекте. Пожелали удачи. Они потом дали мне разрешение на воспроизведение этого письма, и я думаю, это является своего рода классом. Я посылал запросы многим известным людям, которые мне даже не ответили.

– А если бы она согласилась? Вы мысленно представили себе кадр, который бы сделали?

– Я знал, что она ответит отказом, но был готов к этой съемке. Я бы наверняка ее сфотографировал в Букингемском дворце. Даже если бы она дала мне всего пять минут своего времени, я бы не отказался.

– Благодаря выставке мы узнали, что Мэрилин Монро значит для многих известных людей. Но что она значит для Вас?

– Работая над этим проектом, я открыл для себя художника, которым она была. Есть масса фактов, которые говорят о ее чрезвычайной прозорливости, современности.

Например, Элла Фицджеральд рассказала в своих мемуарах, как в 50-е годы Монро помогла ей выйти на сцену. Певица пыталась пробиться на сцену, но Голливуд тех лет был расистским. Она не могла устроиться. Фицджеральд особенно интересовал клуб "Мокамбо", где пели многие известные исполнители, например, Синатра.
Мэрилин позвонила в клуб и сказала: "Если вы возьмете Эллу, я буду заказывать столик в течение целой недели в первом ряду и буду там". Пресса восприняла это заявление на "ура". Элла пишет, что благодаря Мэрилин она никогда не пела в мелких джазовых клубах. Монро запустила ее "на орбиту".

То есть масса вещей говорит о том, что человек был простой, но при этом обладал истинными звездными качествами.

Так я и обнаружил Мэрилин Монро. Особенных чувств у меня к ней не было, но для меня актриса стала "ключиком" в дома всех этих людей, которые согласились позировать. И для меня, как для фотографа, это был выигрышный ход.

Виктория Сальникова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика