Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

Новости

Новости

21 марта 2013, 13:47

Город

Необычный транспорт: от сбора металлолома до поэзии Маяковского

Фото: M24.ru

На Филевской линии московского метро сегодня запущен поезд, посвященный творчеству поэта Владимира Маяковского.

Так называемый "Поезд поэзии" будет курсировать до 31 июля. Первый вагон посвящен биографии поэта, второй — творчеству 1910-1920-х годов, третий — лирике Маяковского и агитационной пропаганде, четвертый — произведениям поэта для детей.

Проект создан совместно с Музеем Маяковского в честь 120-летия со дня рождения поэта.

Однако Владимир Владимирович стал не первым поэтом, стихами которого украсили метропоезда. Проект "Поэзия в метро" стартовал в ноябре 2010 года, когда в одном из составов были размещены фрагменты стихотворений чилийских поэтов. Акция была приурочена к 200-летию независимости Чили, участие в ней "приняли" поэты Пабло Неруда, Габриэла Мистраль, Гонсало Рохас, Висенте Уидобро и Никанор Парра.

Фото: M24.ru

В 2011 году в рамках Года итальянской культуры в России в столичную подземку "спустились" итальянцы Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джакомо Леопарди, Умберто Саба и др. В свою очередь, в поездах римского метро появились экспозиции фрагментов стихотворений Маяковского, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака.

Фото: ИТАР-ТАСС

Как известно, сейчас в подземке курсируют 7 тематических поездов. И хотя многие пассажиры уверены, что эта традиция совсем новая, на самом деле в следующем году ей исполнится уже 30 лет.

Началось все в 1984 году, когда в московском метро появились именные поезда. Так называли составы, которым присваивалось имя в честь каких-либо людей или событий. При этом оформление поезда отличалось от обычного, начиная от простых табличек на головных вагонах или внутри, заканчивая полностью оригинальным оформлением.

В последние годы вагоны тематических составов оформляются и внутри, и снаружи, еще одним отличительным признаком является отсутствие в них рекламы. Однако возросшая оформительская "нагрузка" порою приводит к серьезным проблемам и ведет к убыткам. К примеру, при технических неполадках одного вагона такого поезда, будет простаивать весь состав, так как вагон на обычный не заменишь.

В далеком 1984 году тематика именных поездов была выдержана в соответствии с духом советского времени. "Пионерский поезд" – так называлась операция по сбору металлолома, из которого впоследствии делались составы.

Фото: ИТАР-ТАСС

Говорят, что инициаторами сбора вторсырья были пионеры московской школы № 98. Практически сразу после начала акции к ней подключились пионерские дружины всего района, и к октябрю 1984 года было собрано 330 тонн металла. Результатом стали несколько именных составов: "Пионер Южной", "Пионер Кунцева", "Молодогвардеец". Последними в "металлоломной" серии были выпущены "Дзержинец" и "Гайдаровец". "Гайдаровец" вышел на линию в 1987 году.

После долгого перерыва, вызванного внешними причинами (предположительно, распадом СССР и его последствиями), в 1995 году был запущен именной состав "Московскому метрополитену в честь 6о-летнего юбилея", в 2005 году появились поезда "Московскому метрополитену 70 лет" и поезд Moscow 2012 Candidate City, который был сделан в надежде на проведение в Москве Олимпиады 2012 года.

Сейчас эти поезда уже не курсируют в подземке, и их можно увидеть разве что на фотографиях.

Что касается действующих сегодня именных составов, наиболее старым из них является "Народный ополченец", посвященный событиям Великой Отечественной войны. Этот поезд был запущен в 1989 году, впоследствии – в 2006 году его дизайн обновили.

Следующим в данной тематике стал поезд "Курская дуга", начавший курсировать в 2003 году. Это состав-напоминание о бронепоезде "Московский метрополитен", который был построен на пожертвования работников подземки. Бронепоезд вел тяжелые оборонительные бои в 1943 году и был уничтожен на станции Сажное Юго-Восточной железной дороги.

Фото: ИТАР-ТАСС

Следующий состав, запущенный в 2006 году, уже разительно внешне отличался от обычных. Речь идет о "Красной стреле", созданной в честь 75-й годовщины первого одноименного фирменного поезда Москва — Санкт-Петербург. Метровариант "Красной стрелы" окрашен в соответствующий цвет и, к сожалению, имеет печальную известность – именно его 29 марта 2010 года взорвали террористы на станции "Лубянка". Два вышедшие из строя вагона были заменены, и через два месяца после теракта состав вновь вышел на линию.

Первым поездом, у которого появились конструктивные отличия, стал запущенный в 2007 году состав "Акварель". Все пять его вагонов снаружи оклеены цветной пленкой, а внутри отсутствует половина окон и сидения, на их месте расположены картины. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму — уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола и сидений.

Фото: ИТАР-ТАСС

Изначально поезд представлял собой картинную галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы, затем в составе-галерее в разные годы были представлены работы из коллекции Русского музея, картины из собрания Пушкинского музея, Вятского художественного музея имени Васнецовых, репродукции экспонатов Музея-панорамы "Бородинская битва". Сейчас поезд вновь украсили пейзажами и натюрмортами Андрияки.

31 мая 2008 года на станции "Воробьевы горы" состоялась церемония пуска нового именного поезда "Читающая Москва". У шести вагонов состава внутри изображены литературные персонажи, репродукции характерных сцен и отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы для детей и взрослых.

Наконец последним тематическим составом на сегодня является ретро-поезд "Сокольники", который изнутри и снаружи стилизован под первый поезд московской подземки.

Фото: ИТАР-ТАСС

Стоит отметить, что в мае оформители собираются изменить "содержимое" стен состава "Акварель". Однако на работы каких художников будут смотреть пассажиры, пока не сообщается.

Текст подготовлен по материалам из открытых источников.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика