Новости

Новости

15 августа 2017, 14:14

Культура

Один в один: пять картин, которые оказались подделкой

Фальшивая картина, словно допинг-проба в спорте. Эксперты периодически перепроверяют картины и благодаря новым технологиям отлавливают подделки, которые ранее не могли отличить от оригиналов. Сетевое издание m24.ru нашло несколько любопытных историй, когда музеи и коллекционеры восхищались копиями вместо эталонов.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Обманул самого Геринга

В первой половине XX века был такой голландский фальсификатор картин Хан ван Мегерен. Он подделывал работы нидерландского художника Вермеера Дельфтского. В 1943 году ван Мегерен даже продал рейхсмаршалу рейха Герману Герингу копию работы Вермеера "Христос и судьи".

После падения рейха в 1945 году картину нашли американцы, и ван Мегерена взяли под стражу. За сотрудничество с нацистами ему грозило пожизненное заключение. Для спасения репутации и собственной жизни Мегерену пришлось доказывать, что на самом деле он продавал не подлинное культурное достояние Голландии. Сперва ему никто не поверил, потому что качество вещей было очень высокое.

Ван Мегерен за работой, 1945-й год. За его спиной копия картины Вермеера "Молодой Христос, проповедующий в храме". Фото: Nationaal Archief NL/Koos Raucamp

Тогда в условиях тюремного заключения он создал картину Вермеера "Молодой Христос, проповедующий в храме". Ему специально выдали все необходимые материалы. Ван Мегерен наглядно показывал, как создает свои копии. В итоге, он получил только год тюрьмы за подделку произведений искусства и избежал пожизненного.

Бескорыстный фальсификатор

В отличие от торговавшего подделками ван Мегерена, в Америке живет наш современник Марк Лэндис, который более 20 лет безвозмездно одаривал художественные музеи США поддельными картинами собственной кисти. Лэндис подделывал вполне себе первые имена. Французского художника-неоимпрессиониста Поля Синьяка, крупнейшего венецианского живописца Лоренцо Лотто, ярчайшего представителя австрийского экспрессионизма Эгона Шиле и многих других.

Отдавая картины в дар, художник регулярно менял имя, фамилию и адрес, придумывая себе легенду. В 2010-м году он подарил музею Paul and Lulu Hilliard University Art Museum копию картины американского художника Чарльза Каррана. Для этого Лэндис прикинулся иезуитским священником, исполняющим волю покойной матери. Подарок стал для него роковым. Подделку выявили и тут вскрылись масштабы деятельности "мецената".

Более 50 музеев получили от него поддельные дары. Картины он отдавал в основном в небольшие музеи, где проверке подлинности произведений не уделяют пристального внимания.

Сверху: копия акварели Поля Синьяка в исполнении Марка Лэндиса. Снизу: оригинал той же картины (Кадр из фильма Art and Craft

"Музеи сейчас за голову хватаются, – рассказала сетевому изданию m24.ru старший научный сотрудник Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова Екатерина Пономаренко. – Это отдельная задача внутренняя – отсортировать все его подделки. Нужно определить, на что они повлияли в музейном процессе. Какие-то уже попали в выставочные проекты, на каких-то были сделаны научные работы. При этом по факту юридических правонарушений он не совершил, потому что все свои подделки никуда не продавал, он их дарил".

В юности после смерти отца Лэндису поставили диагноз шизофрения. Однако он его преодолел и сделал успешную карьеру, основал собственный трастовый фонд. "Художник не стал умалишенным, но судя по всему, это как-то повлияло на его затеи. Возможно, это эго художника, которому хотелось, чтобы его никто не заподозрил и принял за великого", – рассуждает Екатерина Пономаренко.

"Много лет я и мои друзья пытаемся доказать, что очень легко установить, где картина фальшивая, а где нет. Когда создается картина, с точностью до ста процентов художник всегда оставит там отпечатки пальцев. Он не может не подойти и не потрогать краску, холст. Однако музейное сообщество встало против нас. Почему? Потому что тогда профессия экспертов умирает", – рассуждает адвокат Александр Добровинский.

Мир! Труд! Май!

Недавно работу востребованной русской художницы под псевдонимом Маревна привезли на экспертизу в НИНЭ им. П.М.Третьякова прямо с французского аукциона. Оказалась, фальшивка, но выполненная с чувством юмора.

"Мы сняли с картины рентгенограмму, и обнаружилось, что она была написана на старом советском плакате "Мир! Труд! Май!" Мы были шокированы, в реальности этого быть не могло. Однако человек купил эту типичнейшую подделку за 30 тысяч евро", – рассказал телеканалу "Москва 24" директор НИНЭ им. П.М.Третьякова Александр Попов.

В тот период Маревна работала в Англии и на советском плакате рисовать просто не могла.

Фото: кадр телеканала "Москва 24"

"Технологии в сфере экспертизы картин существенно шагнули вперед, – рассказала сетевому изданию m24.ru старший научный сотрудник НИНЭ им. П.М.Третьякова Екатерина Пономаренко. – За последние пять лет сделали более доступным бесконтактный вид химического анализа при помощи рентген-флуорисцентного анализатора. Он позволяет получить буквально в течение нескольких секунд элементный состав поверхности красочного слоя. В каких-то случаях это довольно быстро и эффективно позволяет выявить, к примеру, титановые белила. У них есть четкая дата производства, и они могли использоваться художниками с этого года, но никак не ранее.

Каталог Росохранкультуры

Для борьбы с фальшивками Росохранкультура выпустила "черный каталог". В нем собрано около 700 произведений, чья суммарная стоимость могла достигать ста миллионов долларов, будь они подлинными.

К удивлению директора художественной галереи Алексея Зайцева он случайно нашел в нем картину из своей коллекции, сообщает телеканал "Москва 24". Работу художника Валериана Бабадина Алексей купил 15 лет назад на зарубежном аукционе. По его словам, он не знал, что картина как две капли воды похожа на полотно Абрама Архипова "Водопой" (1880-й год).

"Архипов на два порядка более дорогой и интересный художник, чем Бабадин", – признает галерист. Однако с тем, что купил подделку, не согласен.

Картина В. Бабадина, 1905-й год. Фото: кадр телеканала "Москва 24"

"Никто этого не утверждает, но принцип гнилой селедки начинает действовать. Бабадин, как мне представляется, позаимствовал удачное композиционное решение от своего более именитого собрата по кисти. Тем не менее, подобная практика заимствований, а не фальсификаций, была распространена и распространена до сих пор", – рассказал директор галереи Зайцев.

В любом случае продать работу с черной меткой теперь будет сложно.

В месяц в НИНЭ им. П.М. Третьякова поступает 100-120 произведений. Их них порядка 50-60 процентов – не подлинники. "Не всегда это сознательная фальсификация. Иногда это предметы, которые в процессе бытования по музеям и собраниям коллекционеров утрачивают своих оригинальных авторов и приобретают имена более известных современников", – объясняет старший научный сотрудник организации Екатерина Пономаренко.

Олигарх Рыболовлев vs арт-дилер Бовье

С 2015 года длится судебная тяжба между арт-дилером с мировым именем Ивом Бувье и российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым.

"Рыболовлев купил на два миллиарда долларов 37 картин импрессионистов и скульптуру Родена. Сейчас он не может продать их за одну треть. Потому что ему их продал жулик международного класса Ив Бувье", – рассказывает вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Михаил Перченко. Вице-президент добавляет, что если бы лично консультировал Рыболовлева, тот купил бы картины за 500–700 миллионов.

Адвокат Рыболовлева Александр Добровинский признается, что его клиент к судам привык. "Бовье подписал договор с Рыболовлевым, что он находит вещь и берет за это два процента. Вместо этого он покупал дешевую вещь, приносил, поднимал на нее цену и еще брал за это два процента. Это конечно наглость и мошенничество. Такой человек должен быть наказан", – убежден адвокат.

Сколько стоит русское искусство?

Если смотреть на официальные индексы цен на русское искусство, то с 2014 года они заметно снизились, говорит Екатерина Пономаренко.

"В 2014 году поток шедевров на экспертизу в наш центр был существенно объемнее, чем сейчас. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом есть прирост. Поступают произведения больших серьезных авторов, и достаточно много выставочных работ. Я думаю, цены на наших классиков будут расти", – заключила Пономаренко.

Исаак Левитан, "Лето"

6 июня в Лондоне прошли торги русского искусства аукционного дома Sotheby's. Выручка составила почти 15,6 миллиона долларов. Самыми дорогими картинами стали работы Исаака Левитана – "Лето" (1,17 миллиона долларов) и "Заросший пруд" (те же 1,17 миллиона долларов).

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика