Новости

Новости

10 августа 2017, 00:01

Общество

Забыть мобильник или остаться без гречки — главные фобии москвичей

Говорят, бояться даже полезно. Страх – это такая базовая, генетическая эмоция, которая включает в нас защитные механизмы. Есть опасность – хочешь жить – беги, сражайся, делай что-нибудь. Но есть страхи, не подтвержденные реальной ситуацией. И это уже паталогический, навязчивый страх – фобия.

Сегодня про фобии говорит чуть не каждый третий, и для большого города это стало нормой. Специалисты даже вынесли такие психологические страхи в условную группу: городские фобии. Правда, их не стоит путать с выдуманными страхами или с модой на "боязнь клоунов".

Фото: depositphotos/photographee.eu

Корреспондент m24.ru Наталья Лучкина поговорила с пятью москвичами, которые живут с реально существующими городскими фобиями. Чтобы сохранить анонимность, герои материала решили представляться своими старыми никами из всеми забытой "аськи" (ICQ).

"Боюсь терактов"

Фото: depositphotos/wisiel

Ќøsmøś1566, стоматолог, 29 лет

Теракт в Лондоне, теракт в Париже, пожар, авария, что угодно... Моя первая реакция сейчас – спрятаться. Лучше остаться дома на день – другой. Когда я узнаю о чем-то подобном, у меня моментально начинается приступ паники. Сначала я решил не включать телевизор, потом не читать новости. Но темы терактов обсуждали все: друзья, коллеги, в конце концов, клиенты. Вот ты готовишь человека к наркозу, берешь анестетик, а у тебя трясутся руки. Ты повторяешь себе: "Я мужчина, я профессионал, успокойся". По-началу это помогало. Потом паники участились.
Близкие старались избегать самого слова "теракт". Но уберечь меня от моих же мыслей они вряд ли могли.

"Как-то ехал в метро: обычный день, полупустой вагон, я сижу, в ушах – Linkin park, напротив – какой-то мужчина, рядом с ним огромная клетчатая сумка. Я смотрю на нее и начинаю задыхаться".

Я смотрю на сумку и понимаю, что ничего особенного, такие обычно у продавцов на рынках, просто же сумка. Но несложно догадаться, что я себе надумал.
Паника начала подходить постепенно. Сначала участилось сердцебиение, нехватка воздуха, а начал глубоко дышать, схватился за поручень. Какая-то женщина начала разговаривать со мной тихим, успокаивающим голосом, причем она не повторяла "успокойся", за что я ей очень благодарен. Она говорила на какие-то отвлеченные темы. Мы поднялись по эскалатору. Мне стало чуть легче.

Но дальше – больше. Я стал избегать все места с большим скоплением людей. Не ходил в торговые центры, на концерты, во время всех массовых гуляний сидел дома. В метро я больше не спускаюсь, в основном перемещаюсь на такси. Когда в очередной раз на меня "накатило", я понял, что справиться самому с этим мне будет сложно, решил обратиться к психологу. Мне посоветовали попробовать дыхательную гимнастику, чтобы успокаивать сердцебиение, когда накатывают приступы паники. Пока сложно сказать о результатах. Но это реальная проблема, и я готов с ней бороться.

"Страхи, связанные с безопасностью в большом городе, по статистике занимают первое место среди городских фобий. Как правило, это сложносоставной страх: причины возникновения и механизмы проявления могут быть разные. По сути фабула теракта может включать и другие страхи: фабулу замкнутого или открытого пространства, скопления людей, и страх смерти. Справиться с этими страхами можно, главное – не зарывать их в подсознании, проговаривать то, чего ты боишься, а лучше обратиться к специалисту", – считает психолог, доцент института психологии, социологии и социальных отношений Лариса Овчаренко.

Боюсь остаться без гречки

Фото: depositphotos/06photo

Lisi4ka, сотрудник банка, 24 года

Я не могу спокойно смотреть на ценники. Это, может, похоже на эпизод из какого-нибудь скетча. Но недавно я сидела на кафельной плитке в "Ашане" с приступом удушья и мне было совсем не смешно. Эти навязчивые мысли, что мне на что-то не хватит денег, постепенно начали проявлять себя на физическом уровне. Я нахожусь в постоянном напряжении: засыпать сложно, во время сильного нервного напряжения непроизвольно сокращаются мышцы, тяжело дышать, бросает то в жар, то в озноб, руки трясутся, а сердце стучит так сильно, что мне кажется, его все слышат.

Нужно сказать, что у меня никогда не было лишних денег, да и у кого они есть. В детстве я вечно за кем-то донашивала вещи. Помню, раз в месяц, а то и в два, мама приносила с работы огромный пакет с барахлом – ее коллеги отдавали вещи, из которых они или их дочки выросли. Это был мой ламповый маркет на кухне: никогда не знаешь, что тебе попадется, может быть потрепанное, но очень стильное платье, может и откровенная безвкусица. Помню, как-то мне попалась джинсовая куртка Gee Jay. Это был восторг.

Возможно, это легло в основу фобии, к такому выводу я постепенно прихожу на сеансах у психолога. Я уже давно живу отдельно от родителей, мы снимаем с подругой квартиру. Вроде бы вместе со взрослой жизнью страхи должны были пройти. Но когда из телевизора постоянно повторяют "кризис-кризис-кризис" у меня вновь начинается паника.

"Я помню, как я заехала домой к маме и не узнала свою прошлую квартиру – она напоминала какой-то склад. Все было в упаковках гречки".

Тогда я поняла, что у нас с мамой схожая проблема. Мы долго разговаривали на кухне, она твердила что-то про дефицит и так логично обосновывала свои запасы, что становилось даже страшно. Но я ее очень хорошо понимала, она пожилой человек с тяжелой судьбой. Но это выглядело как сумасшествие, так что я на время переехала к ней. Я стала наблюдать схожие симптомы – просто она свою панику как-то "лечила" гречкой. Переубеждать ее бесполезно, но я все же решилась обратиться к специалисту. В кошельке я все время ношу лишнюю "тысячу". Так стало чуть спокойнее. Но от приступов паники я до сих пор так и не избавилась.

"Страх дефицита называют патологическим накопительством. Это последствие стрессовой ситуации, от возраста такая фобия не зависит. Многим "накопительство" помогает справиться с тревогой. Другая более распространенная городская фобия – "страх ценника". Так называемые "экономические фобии" сейчас находятся на втором месте по распространенности среди городских страхов", – отмечает Овчаренко.

Боюсь "выпасть из гнезда"

Фото: depositphotos/jukai5

Aron1677, 25 лет, пиарщик

У меня всегда был страх высоты. Но я себя не пытал, по крышам не лазил. Правда, когда меня звали в гости, всегда интересовался, на каком этаже живет человек. Выше восьмого подниматься мне, например, не особо комфортно. Это меня серьезно ограничивает, например, я не могу ходить на тусовки с друзьями. Потом страх перерос в фобию. Меня пригласили на какую-то вечеринку в высотке. Я ехал в метро и думал об этом, представлял, как лифт поднимает меня вверх и... началась дикая паника, такого со мной еще не было: мне просто захотелось домой. Я заперся в комнате и так просидел там целый день.

"На следующий день я вышел из подъезда и меня как будто кто-то начал душить – по ощущениям было очень похоже на то, что на меня кто-то внезапно напал".

Только вот никого рядом не было. У меня потемнело в глазах, пульс участился и я почти что рухнул на асфальт. Подбежала соседка, которая, видимо, возвращалась из магазина – кинула сумки прямо на дороге. Смутно помню, как я приходил в себя. Наверное, это был мой самый сильный приступ. После этого в голову стали приходить навязчивые мысли, я долгое время боялся выходить из дома. Я уволился работы, ко мне стал приезжать психолог. Сейчас я пью таблетки и заново учусь выходить из дома. Почти что научился справляться с паникой, но к прежней жизни так и не вернулся.

"Эту фобию еще называют "фобией гнезда" – человек, поднимаясь выше седьмого или восьмого этажа, чувствует недомогание", – объясняет психолог.
По словам Овчаренко, в некоторых случаях к фобиям присоединяются еще и панические атаки, которые включают в себя типичные соматические симптомы: чувство удушья, учащенное сердцебиение, головокружение и спутанность мыслей. Такие приступы достаточно серьезно влияют на жизнь человека. Справиться помогают как техники эмоциональной саморегуляции и релаксации, так и работа с психотерапевтом.

Боюсь выйти из дома без мобильного

Фото: depositphotos/focuspocusltd

SleepingBeauty, 24 года, бариста

Я просыпаюсь – рядом телефон. По сути, я его практически не отпускаю от себя, он либо в руках, либо в кармане. Мне важно чувствовать, что телефон со мной. Без мобильника я чувствую себя неуверенно. Я бы не сказала, что без него я упаду в обморок, хотя я и не пробовала. Я постоянно проверяю, с собой ли телефон. Когда носила его в сумке, раз по 20 открывала ее и смотрела: на месте ли он. Очень боялась его забыть.

"Наверное, для меня мобильник – как защитная реакция. Мне становится неловко – я просто провожу по дисплею, открываю Instargam, проверяю лайки".

Честно говоря, я не могу представить жизни без телефона. Очень боюсь, что он разрядится, поэтому купила себе портативную зарядку, на всякий случай.

Но не считаю, что это моя личная фобия или проблема. Думаю, сейчас такие страхи у каждого, просто мы себе в этом не признаемся.

Номофобия – это страх остаться без мобильного телефона или вдалеке от него. Термин является аббревиатурой слов "фобия – без мобильного телефона" ("no-mobile-phone phobia"). Около половины номофобов никогда не выключают свои мобильные телефоны – в противном случае начинаются приступы паники.

Боюсь онкологических заболеваний

Фото: depositphotos/photographee.eu

MaruSia, 32 года, предприниматель

Все началось со страха неприятного запаха. Я ощущала, что от меня плохо пахнет, боялась, что это заметят окружающие, бесконечно наносила духи, а потом решила, что это связано с проблемами со здоровьем. В поликлинику я стала ходить как к себе домой, правда, врачи разводили руками, никаких заболеваний у меня не находили. Я начала сама ставить себе диагнозы. Нехватка воздуха – пневмония. Болит с левой стороны – прединфарктное состояние.
В один день я пришла к мысли, что у меня рак. Прошла кучу исследований, которые по идее должны были разрушить все сомнения. Я перестала верить врачам.

"Паники сопровождались постоянной нехваткой воздуха, ощущениями боли в области сердца, болью в желудке, грудной клетке, поясницах, везде, где только можно".

При приступах удушья у меня сдавливало тиски, а с головной болью приходило ощущение скорой смерти. И так чуть ли не каждый день. Муж все-таки настоял на визите ко врачу. Все твердили про панические атаки, но я была уверена – у меня рак. Жизнь превратилась в полный кошмар. Я не могла работать, про секс я и думать не могла. Все заполнилось страхом смерти. Каждое утро я просыпаюсь в диком напряжении, грублю мужу, а потом плачу. Чтобы сохранить семью, я согласилась на визит к психотерапевту. Мне выписали таблетки, я пытаюсь бороться с фобией, но при малейшем недомогании все еще начинаю ставить себе диагнозы.

Нозофобия, она же ипохондрия – это боязнь заболеть какой-нибудь болезнью, причем ей сопутствуют все подробности и симптомы недуга. Фобия эта известна с давних времен.
"Одна из современных проявлений этой болезни – "фобия онкологических заболеваний", сегодня это одна из самых распространенных фобий. Следить за своим здоровьем нужно, но вот когда страх перерастает в навязчивую мысль, необходимо обратиться к психотерапевту", – предупреждает Овчаренко.
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика