03 августа 2017, 14:57

Астрономы обнаружили "адскую" планету

Фото: Zuma/ТАСС

Ученым удалось выяснить, что стратосфера одной из гигантских экзопланет раскалена до столь высоких температур, что в ней испарились бы даже железо и другие металлы. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

По словам астрономов, телескопы, которые имеются в их распоряжении, пока не позволяют напрямую рассмотреть атмосферу гигантских экзопланет. Ученым остается лишь искать следы этих "адских" планет в свечении звезд, вокруг которых они вращаются. "Наши теоретические расчеты достаточно давно указывали на то, что у некоторых планет может быть очень горячая стратосфера, сильно влияющая на химию и физику всей атмосферы", – пояснил Том Эванс из университета Эксетера в Великобритании. Однако длительное время не было известно, какие вещества или молекулы заменяют для этих "горящих гигантов" озон, который разогревает земную атмосферу.

Наконец, в ходе наблюдений за недавно обнаруженной планетой WASP-121b в созвездии Кормы астрономам удалось создать ее компьютерную модель.
Это позволило им установить, что верхний слой атмосферы горячей планеты во многом похож на стратосферу, где вместо озона присутствуют оксид титана и оксид ванадия. По данным исследователей, наночастицы и молекулы этих веществ по своим способностям поглощать ультрафиолет превосходят озон.

Из-за присутствия этих двух веществ температура верхнего слоя стратосферы "адской" планеты примерно на 1,1–1,5 тысячи градусов Кельвина выше, чем температура в нижней части. При этом стратосфера WASP-121b способна достигать рекордных 2,7 тысячи градусов Кельвина, которые могут вскипятить и испарить даже железо.

Ученые надеются, что исследование WASP-121b позволит выяснить, как формируются подобные "адские" планеты.