Новости

Новости

27 июля 2017, 15:23

Технологии

Как нас грабят платежные терминалы

Платежные терминалы – это всегда лотерея по части процентов за операции. Выиграть невозможно, решились – пеняйте на себя. И знайте: есть такие, где с вас возьмут 35 процентов комиссионных. Причем вы узнаете об этом только после того, как деньги исчезнут в недрах терминала.

Фото: ТАСС/Интерпресс

Москвич Андрей Бояков надолго запомнит день, когда решил воспользоваться платежным терминалом на Белорусском вокзале. На терминале высвечивалась информация, что услуга по переводу денег бесплатная, и Андрей решил положить на телефон 5 тысяч рублей. Но принимать "пятерку" терминал отказался. Тогда Андрей внес 4 тысячи рублей тысячными купюрами, и всё получилось. Но радовался Бояков недолго – ровно до того момента, как заглянул в чек и увидел, что на телефон пришло 2800 рублей, а 1200 рублей оператор терминала забрал себе в качестве комиссии. Таким образом, комиссия составила 30 процентов вместо ноля.

Корреспондент "Москва 24" Никита Пименов отправился на Белорусский вокзал и повторил опыт Боякова: нашел нужное устройство, положил на телефон 100 рублей – получил 65. Тогда решил проверить, какую комиссию требуют терминалы на другом вокзале – Павелецком. Оказалось, что не намного меньше.

Как выяснилось, на всех вокзалах столицы комиссия на внесение денег на телефон через терминалы составляет от 25 до 35 процентов. Однако узнать об этом можно только после внесения денег. Такая ситуация является явным нарушением закона — информация о размере комиссии должна появляться заранее. Поэтому собственники терминалов заявляют о готовности вернуть деньги клиенту, если он не согласен с размером комиссии. Но для этого надо явиться в офис компании, а речь, напомним, идет о терминалах, установленных в здании вокзалов – их владельцы явно рассчитывают, что терминалом будут пользоваться гости столицы, у которых вряд ли возникнет желание специально возвращаться из родных городов в Москву, чтобы вернуть пару тысяч рублей.

Терминальная агония

Собственники платежных терминалов объясняют грабительские комиссионные тяжелыми условиями работы: арендная плата за установку терминалов на вокзалах очень высокая, а еще и за обслуживание терминалов надо платить, и налогами бюджет укреплять. На самом деле главная их проблема в том, что сама по себе история «терминального» бизнеса приближается к логическому финалу.

Расцвет терминалов оплаты приходится на начало нулевых – именно тогда россияне в полной мере оценили возможность оплачивать мобильную связь, коммунальные услуги, внести деньги на телефон без затрат времени в удобном для них месте. При затратах на установку и обслуживание терминала в 4–6 тысяч долларов, аппарат, установленный в удачном месте окупался в среднем за полгода. Разумеется, появилось множество желающих заработать на столь прибыльном бизнесе, и фирмы, занимающиеся установкой терминалов, плодились с космическими темпами.

Однако вскоре начались проблемы. Во-первых, все удачные точки установки терминалов быстро закончились. Во-вторых, начался демпинг – кто больше снизит комиссию, чтобы привлечь клиентов. А владельцы небольших магазинов вообще стали устанавливать у себя терминалы с нулевой комиссией, используя их в качестве средства привлечения посетителей.

С целью сохранения своих доходов компании начали придумывать разные хитрости – например, блокировать внесение платежей крупными купюрами (как в случае с Андреем Бояковым, у которого терминал отказался брать пятитысячную купюру). То есть вместо одного платежа на 5 тысяч приходилось проводить пять раз по тысяче, и соответственно, с каждого платежа взималась отдельная комиссия: чем меньше сумма платежа, тем выше процент. А потом платежная система Qiwi вообще запретила брать комиссии с денег, зачисляемых в Qiwi-кошельки, и владельцы терминалов потеряли львиную долю выручки. Некоторые даже начали блокировать владельцев Qiwi-кошельков.

Завершающим ударом стала практика банков, большинство из которых проводит те же самые платежи для держателей своих карт, но без комиссии. А поскольку комиссии – единственных доход владельца терминала, они начали банкротиться так же быстро, как возникали пять лет назад. И сегодня, по сути, единственные места где терминалы могут приносить прибыль – вокзалы и другие подобные места, где проходит большой поток потенциальных клиентов, многие из которых не имеют возможности потребовать возврата денег.

Так что же, совсем не пользоваться терминалами? На вокзалах – совсем. А если нужен терминал, постарайтесь найти тот, что установлен в небольшом магазине или салоне связи – они чаще всего действительно работают без комиссии, поскольку служат для привлечения посетителей.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика