Новости

Новости

16 июня 2017, 17:48

Культура

Пять новых книг о музыке: что читать, чтобы слушать

Первая половина года подарила не так много российских книг о современной музыке. На полках магазинов в это время появилось куда больше красивых англоязычных изданий по теме, а также ярких фотоальбомов и каталогов. Издательство "АСТ" прекращает выпуск своей "рок-н-ролльной" серии, зато гигант "Эксмо", наоборот, такую запускает, после недолго перерыва выпустив сразу две масштабные блестяще оформленные биографии групп "Браво" и "Ленинград". Небольшие издательства выпускают музыкальную литературу куда реже, но и здесь можно обнаружить интересные издания. Одним словом, обозреватель m24.ru Алексей Певчев возобновляет выпуски рубрики "Читать, чтобы слушать".

Обложка книги "Motorhead. На автопилоте"

Владимир Марочкин "Легенды советского рока. Рок-н-ролльная летопись Советского Союза"

Обложка книги

С первых же страниц, повествующих о младенческих годах "советского рока", возникает ощущение уже не раз услышанного и однажды прочитанного. И точно – библиография подтверждает, что составлена книга из интервью, в разные годы взятые автором у людей, причастных к истории, а также из фрагментов книг Марочкина "Москва рок-н-ролльная. Через песни – об истории страны. Рок-музыка в столице: пароли, явка, традиции, мода" и "Повседневная жизнь российского рок-н-ролла". Собственно, ничего криминального в этом нет. В конце концов, учебники имеют обыкновение переиздаваться, меняясь, как правило, лишь в мелочах, да и сама книга (так же, как и оставленная по похожему принципу книга Евгения Додлева), знаменует окончание работы издательства над книгами о современной музыке.

Основная мысль "Легенд" проста: рок-музыка появилась в СССР задолго до "Машины времени", в середине 1960-х. Никакой социальной составляющей, присущей более поздним представителям жанра, эта музыка не несла и ориентирована была, строго говоря, лишь на то, чтобы скрасить молодежный досуг путем копирования западных образцов. В целом – все так. Вот только вряд ли кому-то из поколения любителей рока 1980–1990-х удастся аргументированным путем доказать, что Александр Градский, "Цветы", "Поющие гитары" и "Веселые ребята" имеют хотя бы отдаленное отношение к року. Пусть гитары они подключали к одним и тем же усилителям и говорили, казалось бы, на одном языке. Тем не менее, определенную часть музыкантского опыта герои золотого периода русского рока у своих предшественников определенно переняли. Собственно, из описаний этого опыта, а также приключений-пересечений (весьма занятных) и состоит эта книга.

"Легенды" – не исследование, а, скорее, увлекательная история нескольких поколений молодых людей очень большой страны, однажды услышавших The Beatles и круто поменявших свою жизнь. Если возникнет желание покопаться в этой истории еще глубже, рекомендую книгу несгибаемого нонконфомиста, лидера группы "ДК" Сергея Жарикова "Музыкальная анатомия поколения независимых".

Евгений Додолев "Легенды нашего рока"

Обложка книги

Еще один пример "воспоминательной" литературы, ориентированной на тех, кому интересны легенды, которыми стремительно обрастает наш рок, и ключевые – по мнению каждого отдельного автора – фигуры. Евгений Додолев – ныне телеведущий, а в конце 1980-х – блестящий обозреватель "Совершенно секретно" и "Московского комсомольца", мастер виртуозных журналистских расследований в диапазоне от будней валютных проституток до ужасов дисциплинарных батальонов, создатель острых сюжетов для программы "Взгляд". В те времена Додолев, в отличие от многих своих старших коллег, быстро и четко понял яркие перспективы рок-н-ролльной тематики. Его публикации тех лет о рок-музыке (что приятно, попавшие в эту книгу) были по-настоящему сильными, информативными и продуманными, будь то развернутая аналитика или небольшое эссе.

Его "Легенды" лежат в иной плоскости. Несколько сотен страниц отведено под байки, услышанные автором от музыкантов и его собственные, а также под истории, вытянутые из интервью, которые он брал в своей программе на канале "Москва 24". Как и в книге Марочкина, многие имена вряд ли вызовут интерес любителей рок-музыки в общепринятом ее понимании. Эстрадные артисты Крис Кельми, Александр Буйнов, Юрий Лоза, Бари Алибасов, возможно, и начинали с чуть более жестких мелодий и ритмов, были в чем-то веселыми ребятами. Но ни масштаб их хулиганств, ни сегодняшний статус, ни (уж точно) творчество к обозначенному книгой жанру отношения не имеют. Больше всего места отведено в книге эпизодам, связанным с Александром Градским. Оно и понятно – Градскому в свое время Додолев посвятил отдельную книгу.

По-своему интересны похождения стилистически уместных Макаревича, Гребенщикова, Цоя, Галанина, Маргулиса, Александра Ф. Скляра (в одной из глав почему-то ставшего Игорем) и хрестоматийное "Послесловие: Рок-кумиры", которое, в отличие от щедро приведенных в книге фейсбучных дебатов, вполне можно расценивать как лекцию для молодежи.

Хочется надеяться, следующая книга Додолева будет посвящена будням деловой журналистики. Ему посчастливилось работать с крайне необычными персонажами – от Ольги Романовой до Михаила Леонтьева. Вот здесь, в редакциях деловых журналов, творилось такое, что многим "легендам рока" и не снилось.

Сергей Миров "Воскресение". Книга о Музыке, Дружбе, Времени и Судьбе"

Обложка книги

Как ни странно, но ни одного серьезного исследования о московской группе "Воскресение" не было до сих пор. Ситуация вполне объяснимая. Практически никто из игравших в разные годы в этой команде или имеющих отношение к "Воскресению", страсть как не любит давать интервью. И уж точно не склонен рассказывать ничего значительного, позволяющего зафиксировать что-то для истории. Создавая в своих песнях волшебные миры и удивительные пространства, делиться с широкой аудиторией подробностями их сотворения лидер группы Алексей Романов логичным не считает. Так бы все и шло, если бы не Сергей Миров – музыкант, энтузиаст, продюсер, в прошлом – организатор масштабного фестиваля "Сотворение мира", а ныне вольный блогер и писатель. Перед его кипучей энергией не устояли даже главные "подпольщики" из "Воскресения" и начали, пускай и неохотно, выдавать информацию.

Правда, как может показаться, немного дозировано. Может быть, потому что предчувствовали, что в книге будут представлены в снисходительной манере довлатовского редактора Боголюбова. Именно эта манера, опробованная автором еще на предыдущей книге о группе "Секрет", несколько усложняет чтение. Многочисленные панибратские "Кавы", "Лехи", "Гули", "Сапуны", "Петруччо", "Макары", которым сейчас перевалило за 60, и амикошонские описания совместных дружеских посиделок, ничего по сути не добавляют, отвлекая от сути. Манера легкой беседы, уместная на московских кухнях, да еще и в исполнении действительно блистательного рассказчика Сергея Мирова, на бумаге дает сбой – как будто включили отличную виниловую пластинку, но намеренно поцарапанную. Впрочем, возможно, избрав подобную манеру "о "Воскресении", времени и о себе", автор открывает новый салонный жанр биографии групп и персон. Тем более, что эта светская дотошность в итоге, пускай и витиевато, приводит к главному – факты и люди сведены воедино, история зафиксирована и это вызывает искреннее восхищение.

Если же говорить о промахах действительно серьезных и абсолютно непростительных в контексте подхода к биографии группы, – вопросы, в основном, к полиграфии и дизайну. Уникальные архивные фото и искрометные работы карикатуриста Алексея Меринова, откровенно "завалены", а макет и верстка не уступают разве что школьным учебникам советских времен. Приобретение книги с коллекционерской целью может быть обусловлено лишь уникальностью собранного материала и небольшим тиражом.

Лемми Килмистер (при участии Дженнис Гарза) "Motorhead. На автопилоте"

Обложка книги

Однозначно – одна из главных рок-книжек года. Даже все то же отсутствие художественного подхода к оформлению (иллюстраций, кстати, в книге нет вообще) компенсируется личностью главного героя книги и автора. Леди и джентльмены, мистер Лемми Килмистер! Или просто несокрушимый Лемми – одна из самых харизматичных и ярких фигур в рок-н-ролле, чей масштаб приуменьшить не в силах даже те, кому не по душе зубодробительные ритмы его группы Motorhead. Перед тем как взяться за чтение его биографии, я бы посоветовал посмотреть документальный фильм Грега Олливера "Лемми", в котором боевая машина рок-н-ролла представлена в роли обыкновенного человека из мяса и костей, наделенного удивительным сплавом из силы, нежности, искренности.

Маленький совет: пренебрегая законами читательского жанра, загляните на страницу 317, найдите строчку "Лемми был не просто артистом, не просто музыкантом.." дочитайте до конца. В этот момент вы окончательно сделаете выбор, читать книгу или нет, а потом, честное слово, нисколько не лишив себя удовольствия, вернетесь в начало биографии.

В безымянном переводе текст этой книги уже давно ходит по Сети, но московский музыкант Андрей Бессонов ("Трио Мишуриса", Goat's Notes и "Ансамбль Средиземноморской Деконструкции"), намеренно не подглядывая в сетевую шпаргалку, сделал свой вариант. Андрей придал книге нужные интонации, позволяющие за сотнями интересных рассказов расслышать характерный, неповторимый, живой голос самого Лемми. А мистеру Килмистеру, поверьте, есть что рассказать! Исполняя до последнего вздоха свой задиристый, бескомпромиссный тяжелый рок-н-ролл, Лемми и в жизни при привык рубить правду-матку, чего бы ему это ни стоило. Именно поэтому в книге есть все, что должно быть в настоящей рок-н-ролльной саге – сотни тысяч километров гастрольных дорог, алкоголь и наркотики, боевые подруги, друзья и недруги, отношения с выпускающими фирмами и музыкальной индустрией и тусовкой в целом и конечно, много-много музыки.

Пересказывать книгу, пускай даже фрагментарно, – бессмысленно. Куда логичнее ограничиться финальными строчками, наиболее ярко характеризующими удивительного героя этой книги: "Рожденный проигрывать, он прожил жизнь победителем, а его наследие помогает многим, многим людям делать то же самое, каким бы ни был их путь в жизни. Так что прошу вас... Поднимите стакан и включите громкость. На ПОЛНУЮ! Он бы не требовал от вас ничего другого". Почти "Бороться и искать, найти и не сдаваться", только в рок-н-ролльном контексте.

Саймон Кричли "Боуи"

Обложка книги

После смерти одного из величайших музыкантов ХХ века и без того немалый интерес ко всему, что с ним связано, несомненно вырос в несколько раз. Несмотря на переиздания всех альбомов с ранее не известными треками, выход новых фильмов, появление все новых и новых публикаций, свидетельствуют о том, что масштаб личности Боуи, вряд ли можно будет когда-то осмыслить до конца. Книга профессора нью-йорской Новой школы социальных исследований Саймона Кричли – одно из интереснейших исследований творчества Боуи, сконцентрированное не на биографии героя, а на его музыке в контексте всех эпох, ознаменованных его присутствием на Земле. Попутный совет – читать эту книгу стоит, имея рядом, если не оригинальные носители с дискографией, то хотя бы ее цифровой архив – слишком уж велико искушение попутно обращаться к каждой описываемой песне и альбому.

Кричли влюбился в музыку Боуи в нежном двенадцатилетнем возрасте, и его повествование – это логическая цепочка, в которой жизнь автора и суть песен переплетаются самым изысканным образом. "Мы были маленькими и глупыми в наши двенадцать, тринадцать, четырнадцать лет. Но Боуи познакомил нас и с обманчивостью иллюзий, и с их непреодолимой силой. Мы научились жить с иллюзией и у иллюзии учиться,а не убегать от нее", – так определяет Кричли свое отношение к Боуи. Будучи несомненно пытливым парнем, автор, не упетрый фан Боуи.

Последовательно пропуская через себя таких же героев эпохи, как Игги Поп, Лу Ри, MC5, Брайан Ино, Терри Райли, Can, Tangerine Dream, Popul Vuh, Amon Düü l II, Magma и многих других, сегодня профессор Кричли дарит миру глубокое, яркое и вдохновенное исследование, позволяющее если не войти в дверь, за которой кроется абсолютное понимание силы великого музыканта, то хотя бы заглянуть в нее через замочную скважину.
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика