Движение на ряде улиц Москвы перекроют 26 апреля

Новости

Новости

27 мая 2017, 18:50

Общество

"Гамлет" раздора: почему никто не подумал о чувствах задержанного мальчика

Новость про задержанного якобы за чтение стихов в центре Москвы 10-летнего мальчика заставила пользователей соцсетей разругаться вдребезги. Как и любое резонансное событие в последние годы. Колумнист m24.ru и мама троих детей Анна Кудрявская-Панина рассказала, какие мысли появились у нее после просмотра видео с места событий и изучения подробностей случившегося.

И правда, звучит нелепо, дико, страшно, по-оруэлловски, только вдумайтесь: десятилетний ребенок задержан в центре Москвы за чтение "Гамлета". Представить, что твоего ребенка, не важно, как и за что, увозят в кутузку, – кошмар любого родителя. Сначала соцсети слегка бурлили, но когда появилось любительское видео с места событий, их взорвало.

Смотреть, как обижают ребенка (обижать – это еще очень мягко сказано по отношению к задержанию), невозможно без крайне негативных эмоций. Они и захлестнули соцсети, и уже перехлестывают через край. Мгновенно ответная волна направляется и в обратную сторону. "Полицейский беспредел" – "Видео постановочное", "Бедный ребенок" – "А где его родители?!"

Когда в СМИ появились первые подробности, соцсети заштормило уже не по-детски. И снова есть деление на два лагеря. В одном принимают на веру, что ребенок попрошайничал и задержан справедливо, кто-то еще и считает все сфабрикованным для дискредитации власти. Второй лагерь яростно негодует, клеймя полицию всеми возможными и невозможными эпитетами.

К вечеру разноречивой информации стало больше. Мальчик то ли был с мамой, которая читала неподалеку, то ли с женой папы. На видео, правда, она почему-то называет себя соседкой и знакомой, но меня не волнуют определения, женщина явно на адреналине, тут можно сказать все, что угодно.

По одним данным, мальчик подходил к машинам и попрошайничал, по другим – читал стихи публично, избавляясь от комплексов, по третьим, это был детский перфоманс. Вроде как перед ним стоял чемоданчик, куда прохожие бросали деньги. Мальчика задержали и отпустили, передав отцу, на которого составлен протокол, МВД и следственный комитет начали проверки. Кроме того, пресс-служба столичной полиции распространила заявление, в котором сказано, что мальчик был один и попрошайничал. Вроде как и сам он это признал. А вы бы не признали?

Фото: кадр с телеканала "Москва 24"

Сегодня я не журналист. Я не веду расследование, не отделяю ложную информацию от истинной. Не стараюсь найти ответы на вопросы: справедливо или нет? Допустимо или нет? Правда или нет? Меня – взрослого человека, маму, женщину – волнует то, что чувствовал и переживал 10-летний ребенок, оказавшийся заложником действий взрослых. Я в его лагере.

Я могу судить только о том, что видела на записи, которую наверняка посмотрели и вы. И там было для меня страшное: я видела разных взрослых – разгневанных, злых, равнодушных – и кричащего от страха мальчика. И никто не думал о том, как не причинить своими действиями этому ребенку вред. Никто.

Соцсети уникальны: каждый пользователь знает, как должно быть. Какие законы хороши, какие нет. Как надо себя вести и как не надо. Как воспитывать детей, играть в футбол, снимать кино... А я не знаю, как должно быть. Я чувствую, как быть не должно. Ни при каких обстоятельствах трое взрослых в форме не должны тащить упирающегося десятилетнего мальчика в машину. Ни один закон не может заставить так поступить с ребенком. Это безусловное насилие. Он представляет угрозу обществу? Я думаю о том, что почувствовала бы я на его месте в свои 10 лет. Кромешный ужас.

Давайте представим на минутку гипотетическую ситуацию. Ребенок живет в семье, где, например, считают, что петь в переходе за деньги прохожих – это нормально. Главное – хорошо петь, чтобы тебя захотели за это поблагодарить. Такое этот ребенок видит каждый день и с позволения родителей делает то же самое, зарабатывая на карманные расходы, только не поет, а читает стихи.

Как вы думаете, он считает, что делает что-то неправомерное? Нет, не неправомерное, он еще и слов-то таких не знает. Думает ли он, что делает что-то плохое? А он действительно делал что-то плохое? Он думает, что его за это могут наказать? Или забрать с улицы и увезти куда-то. В этом возрасте обычно считают, что если полиция забирает, то сразу в тюрьму.

Что мог чувствовать это ребенок? Страх и ужас. И никто из взрослых за все пять минут, что длилось это задержание, не сказал ребенку ни одного нормального слова. Не успокоил. Не попытался что-то объяснить. Среди представителей закона была женщина. Я не знаю, как должна была она себя вести, но уж точно не орать зычное "Успокойся!" бьющемуся в истерике ребенку.

Почему не спросить мальчика, что он тут делает, где его родители, где он живет, не отвезти домой в конце концов, не позвонить отцу и дождаться его, чтобы вести разговор с ним, а не задерживать ребенка, который еще даже в возраст какой бы то ни было ответственности не вступил? Почему не спросить его, делает ли он то, что делает, по своему желанию или его заставляют? Почему надо решать все силой, а не словом?

Взрослые люди должны находить иные методы, кроме силовых, для разрешения таких ситуаций. Ребенок зависим от взрослого, он ему по умолчанию не ровня, а здесь их было трое и все представители закона. Закона и порядка. И если взрослые не могут иначе как силой решить проблему (если принять за данность, что проблема была), это вопрос их профессиональной компетенции и человеческих качеств.

Я не знаю, как должна была повести себя еще одна женщина, участница этой истории, то ли знакомая, то ли соседка, то ли жена папы. Но уж точно не драться с полицией, хотя бы потому, что в этой битве ей не победить. Почему не сказать ребенку: "Малыш, ничего не бойся! Мы с тобой! Мы с папой заберем тебя домой. Все будет хорошо. Я тебя люблю".

Вне зависимости от того, что делал этот ребенок и использовал ли его кто-то хоть в каких-то целях, он в этой истории объект, а не субъект. И объект насилия. К произошедшему можно относиться как угодно и примкнуть к любому лагерю. Но попробуйте на несколько минут поставить себя на место этого мальчика и посмотреть на нас – взрослых – его глазами. Боюсь, мы себе сильно не понравимся.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика