Новости

Новости

18 мая 2017, 12:26

Культура

День в музее: смотрители ГМИИ рассказывают о любимых экспонатах

18 мая во всем мире отмечается Международный день музеев. Если для кого-то это повод бесплатно сходить на выставку, то для других – это тяжелые трудовые будни: одни фотографируют со вспышкой, другие хотят потрогать скульптуру, третьи – носятся по залам сломя голову. По случаю профессионального праздника музейных работников m24.ru отправилось в ГМИИ, чтобы выяснить, каково это – с утра до вечера любоваться шедеврами.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Мария Пименова

Стаж работы в музее: 1 год

Сейчас в Москве проходит очень много выставок – на все не успеть, но мне очень нравится ходить в музеи. Вообще я здесь не только в те дни, когда работаю. Бывает, что прихожу в музей в свободное время просто полюбоваться картинами. Разглядываю их, замечаю детали, на которые раньше не обращала внимания.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Моя любимая работа – "Портрет молодого юноши в образе Святого Себастьяна" Джованни-Антонио Больтраффио. Итальянский зал – один из моих любимых. А эта картина любимая... просто потому что любимая. Это один из шедевров итальянской коллекции музея. Сам Больтраффио долгое время был учеником Леонардо да Винчи, и до того, как эта работа попала в ГМИИ, считалось, что она может даже принадлежать кисти самого Леонардо. Потрясающие краски и техника. Очень тонкая работа. Сначала она была в коллекции Строганова, в 1920-е годы она попала в Эрмитаж, а в 1930-е годы – в ГМИИ. Я полюбила ее давно, еще до того, как пришла сюда работать. Сейчас я учусь на втором высшем, на факультете истории искусств, и специализируюсь на западноевропейском искусстве. Думала даже писать о ней доклад.

Елена Лопатина

Стаж работы в музее: 3 года

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Мой любимый экспонат – конечно, "Давид". Да если любого человека спросить, где находится эта скульптура – никто не перепутает, ответит, что в Пушкинском музее. И когда видишь реакцию маленьких людей, всегда радуешься. Детей поражает мощь его фигуры! Этот слепок с флорентийской скульптуры Микеланджело сделан в натуральную величину, и если бы размер был изменен, "Давид" бы уже так не смотрелся. Сейчас прийти полюбоваться им получается только в нерабочее время, потому что когда приходишь на работу, у тебя появляются совершенно другие обязанности – мы же не выбираем залы, в которых приходится дежурить. Но бывает, что я захожу сюда, к "Давиду", прежде чем уйти с работы.

Посетители всегда удивляются, как же его доставляли в Москву. А доставляли частями: если приглядеться, на теле заметны швы. Когда мне говорят, что, мол, неинтересно, раз это всего лишь слепок, я всегда отвечаю: вы только представьте, сколько мог стоить слепок в натуральную величину!

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

До того как я начала тут работать, я очень редко бывала в музее. Но каждый раз, когда приходила, "Давид" был первым, на что я шла смотреть, а уже только потом отправлялась в залы с живописью. Моими любимыми картинами стали "Благовещение" Боттичелли и "Старуха" Рембрандта. Если всматриваться в нее, можно прочувствовать глубину и смысл ее жизни, может быть даже какую-то трагедию. Рембрандт оставляет это за кадром, но я это чувствую.

Рембрандт. Старуха. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Я историю искусств специально не изучала, поэтому об экспонатах знаю в основном то, что написано на табличках, но у нас в музее потрясающие экскурсоводы, и иногда, бывает, улавливаешь то, что они рассказывают. Но стоять и слушать мы не можем. Я бы не сказала, что у меня есть какой-то любимый художник, но если бы я занялась более детальным изучением, он бы, наверняка, появился.

В любой картине меня привлекают смысл и содержание. Например, "Благовещение" Боттичелли. Благовещение значит "благая весть". Ангел сообщает, что Мария родит Христа. Но ведь любая женщина, понимая, что она ждет ребенка, радуется, для нее это тоже благая весть. Эти две небольших доски Боттичелли были частью полиптиха, то есть изначально изображений было больше, к ним прилагались и другие части, но теперь они утеряны. Есть посетители, которые приходят и спрашивают: а где Боттичелли? То есть они приходят в музей, чтобы увидеть именно эту работу. Она тут единственная.

Бернардо Строцци. Старая кокетка. После 1630 года

Еще в ГМИИ есть картина "Старая кокетка" Бернардо Строцци. Это просто потрясающая картина для любой женщины! Показывает, как можно жить даже в таком пожилом возрасте, не опускаться и не терять надежду. Однажды эта картина была на одной из выставок в 30-м зале, где нельзя было фотографировать. По выставке ходила бабушка с внучкой, и я видела, что она хочет сфотографировать работу. Я попросила ее этого не делать, а она извинилась и объяснила, что ей это нужно было для работы, а ее внучка сказала: "Такая тетя красивая!" И я, знаете, до сих пор испытываю чувство вины – надо было разрешить ей сфотографировать эту картину. Видимо, она была каким-то психологом, может, работала в психиатрической больнице, и эта картина ей была нужна, чтобы показывать пациентам, объяснять, что нужно не опускаться вне зависимости от возраста. Сама я фотографировать не люблю: многие делают это, не глядя на картины, чтобы просто показать, где они были.

Я работаю в музее не очень долго, всего около трех лет. Где-то в середине своей трудовой деятельности я решила, что когда я выйду на пенсию, обязательно буду работать в месте, связанном с культурой, – когда-то давно я работала в отделе культуры Горисполкома Ярославля. Когда я ушла с основной работы, то первым делом залезла на сайт Пушкинского музея в раздел "вакансии". И очень рада, что моя мечта осуществилась.

Наталья Борисова

Стаж работы в музее: 1,5 года

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Самый любимый экспонат из многочисленных моих фаворитов – скульптурный портрет княгини Барятинской работы Торвальдсена. Она стоит в прекрасной позе, очень спокойной и мудрой. Прическа, ухоженность, линия плеч, платье – если обойти по кругу, можно увидеть столько удивительных изящных деталей! Ее спокойствие меня потрясает. Ну и да, прическа. Я не интересовалась историей самой княгини. Знаю только, что скульптуру заказал ее муж.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Я экономист, в прошлом – банковский работник, так что раньше ходить в музей было моим хобби. До того как я начала тут работать, я приходила в сюда довольно часто, в основном, в египетский зал. Там находится моя любимая косметическая ложечка. Она лежит на зеркале, так что на обратной стороне можно увидеть гравировку с надписью.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Еще мне очень нравится шартрская скульптура "Ветхозаветные царь и царица". Это французская готика, поэтому фигуры плоские, но в этой плоскости чувствуется мудрость и спокойствие. Между ними наблюдается какое-то единение. Кажется, что они бестелесные, что за тканями нет плоти, но в то же время она есть. Я не была в Шартре, но, думаю, оригинал смотрится немного по-другому, поскольку он выполнен из другого материала.

Наталья Дергунова

Стаж работы в музее: 2 года

Я не могу сказать, что раньше приходила сюда часто, но у меня всегда было много книг по изобразительному искусству с репродукциями, и я очень любила их разглядывать. Конечно, уже начав здесь работать я узнала намного больше, полюбила Северное Возрождение и работы "малых голландцев". Они мне очень близки своими спокойствием, уверенностью. Моя любимая картина – "Девушка за работой" Метсю. Это маленькая жанровая работа, но здесь прорисована каждая деталь: интерьер, птица, цвета, складки, фактура ткани!

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

А еще "Катание на коньках" Хендрика Барентса Аверкампа. Ее можно бесконечно разглядывать: она очень небольшая, но тут тоже очень много деталей. Зная, что художник был глухонемым от рождения, смотришь на картину по-другому. Думаешь о том, как он смотрел на своих современников, как изображал их повседневную жизнь на фоне северного пейзажа, и эта серость и туманность привлекает. Малая форма, а столько красок!

Хендрик Барентс Аверкамп. Катание на коньках. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика