Новости

Новости

05 марта 2013, 18:12

Культура

Фотограф Петр Ловыгин: "На мегаполис у меня объектив "не встает"

5 марта в рамках фотобиеннале "Мода и стиль в фотографии" в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке откроется выставка фотографа Петра Ловыгина. Посетители смогут увидеть сразу два проекта автора – побывать вместе с ним в путешествии по странам Латинской Америки и посетить мифическую страну "костарика", которую Ловыгин придумал несколько лет назад.

М24.ru узнал у Петра Ловыгина о юности Луи Армстронга из "костарики", авторском "я" и алгоритмах славы.

Серия "Луи мой не возвращается ко мне". Фото: petrlovigin.com

- Начнем с самой выставки – уже 5 марта в Музее современного искусства можно будет увидеть фотографии, сделанные вами в Латинской Америке. Расскажите немного об этой серии.

- Это путь, которым я очень горжусь. Согласитесь, не каждый человек преодолевал в своей жизни Гватемалу и Боливию, Гондурас и Чили. Это было большое четырехмесячное путешествие прошлой зимы - через дюжину стран Южной и Центральной Америки, с юга на север. Оно было наполнено и поножовщиной в перуанской Арекиппе, и потаскушками из Боготы, и огнедышащей кухней Мексики... Марадоной, ламами, озером Титикака, сейшеном эквадорских неформалов, Фиделем, ретаблос ... Я скользил по соляному покрову озера Уюни и переступал через забулдыг, валяющихся пьяными вдоль улиц аргентинских захолустий. Я видел жертвоприношения майя и как в Рио из самолета, пролетающего над статуей Христа, вывалилась корова и упала на лодку, насмерть убив сидевшую в ней девочку.

Что-то осталось на моих фотографиях, что-то просто хочется рассказать на словах и тем самым дополнить снимки. Но это было выдающееся время, которое вряд ли удастся повторить, да и стоит ли?

- В экспозицию также войдет серия "Луи мой не возвращается ко мне". Кто такой Луи и что это за история?

- В том фотографическом искусстве, что я делаю, у меня есть два четких направления - фотографии из постоянных моих странствий и - как бы точнее назвать - art-фотография. Это как цикл вымышленных историй о некой мифической стране с названием "костарика", не имеющей ничего общего со скучным одноименным государством.

В этой стране есть свои герои, свои какие-то значимые места - некоторые выдуманы мною, например, Волк-изумрудное сердце, Одномубогу, некоторые взяты из реальности и слегка омифологизированы, как Такеши Китано, БГ, Сатья Саи Баба и так далее. Что-то похожее делали Александр Грин, Тим Бертон, Джанни Родари, Николай Носов - создавали свою параллельную вселенную.

Я переношу на русскую почву очень контрастных для нее персонажей, придумываю про них маленькие истории и фотовоплощаю - и юный Луи Армстронг один из них. Я выбрал его именно в юном возрасте, еще до признания и славы - в тот момент, когда мы намного свободнее. Луи путешествует со своей трубой, как архангел Гавриил, по дорогим для меня ландшафтам и точкам - Покрову-на-Нерли с его жирафами, гуляющими вокруг, по есенинскому Константиново, по верхневолжским равнинам...

Из путешествия по Латинской Америке. Фото: petrlovigin.com

- Какая из серий тогда у вас любимая? И какая наоборот.

- Я беру в руки свою книгу про Индию "Бабье лето" и понимаю, что вот это круто... вот ведь мог как-то раньше так снимать! Прямо вот сказка из страны получилась! Это если про путешествия, а если про арт-фотографию – то, наверное, самая сильная работа "Волк - изумрудное сердце". Хоть ей уже лет пять, но парадоксально – я только сейчас приближаюсь к тому смыслу, что в нее сам же заложил.

А нелюбимых нет. Ну, это не с той интонацией произносится - что "гляньте-ка, все из-под моего пера крутое выходит!" Нет! Если это было снято – значит, зачем-то было снято. В каждой работе есть "ты".

- Большинство ваших фотографий сняты в экзотических для простого россиянина странах. Не было желания сделать серию, посвященную жизни в современном мегаполисе?

- Простите за столь оригинальное объяснение - на мегаполис у меня объектив "не встает". Неинтересно. Трудно. Какие еще придумать отмазки, чтоб снова вернуться к построению своих кадров вокруг горизонта?

Я родился в провинции - и если уж у меня появляется в кадре город, так это такой город, где центр сменяется полями через 15 минут езды на машине. А снимать стекляшки и бетон - и даже если делать их всего лишь фоном - ну на фиг! Париж, Бангкок, Москва, Рим лишь вызывают чувство зевоты. Да и не уверен я в том, что могу снять Барселону и Лондон, Нью-Йорк и Амстердам также живо и эффектно как могу снять Варанаси и Сиемрип, Гвадалахару и Ла-Пас...

- Хорошо, тогда, как считаете, зависит ли интерес публики к фотографиям от места, где они были сняты?

- Мы, русские, сколько границ бы нам ни открывали - еще пока очень мало ездим. Крайне мало. Все доступные Боливии, Мексики, Камбоджи еще очень долго будут крайней экзотикой для среднего россиянина. В большинстве своем он ограничивается Антальей, Хургадой и Таиландом. Индия для него - это Гоа и все.

Конечно, сожжение трупов на Ганге будет вызывать и отторжение и интерес, праздник Холи в Мумбаи - заставит смотреть на него выпученными глазами, трансвеститы в индийских поездах - это всегда буря восторга у зрителя.

Из путешествия по Латинской Америке. Фото: petrlovigin.com

- Критерии интереса у всех разные, но можете ли вы проанализировать, за чем именно к вам приходит зритель? Фотографии Петра Ловыгина – какие они.

- В них много любви. Правда, много. Может, и банальными словами сейчас скажу, но я люблю то, что снимаю, и волшебным образом это чувство передается публике через пиксели.

Я снимаю то, что мне интересно - это не простые "фоточки из путешествия" - они все пропущены через меня. В них есть авторское "я" - этого очень мало сейчас в фотографическом мире - с моим чувством юмора, сарказмом, иронией, они наполнены моим образованием, воспитанием, детством и так далее.

И каждый день будет находиться новый зритель, кто найдет в этом свою волну. Он может быть моего поколения, запросто может быть старше, а есть и те, кто родился тогда, когда я пошел в институт. Если они универсальны в возрастном плане - это же здорово.

- В одном из последних интервью вы сказали, что зависите от мнения аудитории. Зависеть и подстраиваться – разные для вас вещи?

- Да, я завишу. Сегодня очень просто стать известным в любой области. Делай что-то, что нужно зрителю, узнай основные тренды, алгоритмы, которые работают и "зашаблонь" в них то, что ты делаешь.

Взял да прогнулся, выстрелил на готовеньком. Нет ничего проще. А вот медленно и методично взращивать себя в искусстве, гнуть свою линию и в итоге прийти к тому, чтоб обрести собственный неподражаемый язык - вот это крутизна!

Серия "Луи мой не возвращается ко мне". Фото: petrlovigin.com

- Вы неоднократно говорили, что хотите, чтобы после вас что-то осталось. Что для вас значит это самое наследие? И какая философия вам ближе – "здесь и сейчас" или "завтра".

- А у меня на "завтра" нет никакой гарантии. Вдохновение и зрительское внимание - вещи очень непостоянные. И завтра может все исчезнуть. Так что пока, сейчас, я думаю, что важно вкалывать, наполняя тот "сундучок", что останется после тебя. Чтобы было что-то осязаемое в искусстве, а не пустые разговоры "ах, у него столько было планов, но он не успел их реализовать!" Может быть, потом пойму, что тупо превращаюсь в коллекционера собственных фотографий и откажусь от таких мыслей.

- У меня сложилось впечатление, что вы человек, которому сложно работать в одной сфере всю жизнь. У вас много интересов – вы и клипы снимаете, и книжки издаете, и путешествуете. Есть ли планы на дальнейшую самореализацию – в чем бы вам хотелось себя попробовать.

- Я не представляю людей, которые посвятили всю жизнь одному делу. Необходимо на что-то отвлекаться. Иначе просто изживешь себя в этом деле. Ну, кстати это касается не только творчества. Личной жизни, например, тоже.

В творчестве проблема многих в том, что они не могут и не хотят открывать в себе другие направления. Большое количество выдающихся мастеров своего дела не способны создать что-то на другой ниве. А artist должен уметь все: и с видео работать, и верстать, и в дизайне соображать, и даже писать! Необязательно знать какие-то азы в параллельных искусствах, главное попробовать свою искренность, свои мысли, свою фантазию туда привнести. У меня что, крутые клипы? Вот те, что я Гришковцу снимал? Да, лажа полная с точки зрения монтажа, операторской работы, но идея-то есть! И это перекрывает все остальные недочеты.

Из путешествия по Латинской Америке. Фото: petrlovigin.com

- Скажу честно, наверное, многие завидуют вашему образу жизни – путешествия, искусство, новые впечатления. Видимость той самой полной свободы, которая так прельщает. А вы довольны? Или чего-то все-таки не хватает?

- Конечно, недоволен некоторыми моментами. Всегда так будет. Гребенщиков спел: "Каждый хочет чужую, никто не хочет свою". Кто-то тратит молодость на зарабатывание денег, повышение по карьерной лестнице, я трачу на географическое расширение своего кругозора, картинки какие-то произвожу, он мне завидует, я ему... все при своем. Вроде и есть зависть, да на своем месте как-то лучше.

- Ну и последний, наш традиционный вопрос, ваши любимые и не очень московские места.

- Я отдал ВДНХ большую часть своей жизни в Москве - очень люблю и район, и свою прежнюю квартиру там. Не очень люблю, но с ностальгией вспоминаю свой первый московский адрес - Кузьминки. И парадоксально, но очень люблю Красную площадь, чтобы пройтись по ней одному, пересечь ее вечером - очень сильное место.

Подготовила Виктория Сальникова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика