Новости

Новости

05 марта 2013, 14:00

Культура

Режиссер Оскар Клементе: "Свобода для меня – просто ходить пешком"

В начале марта в Культурном центре "ЗИЛ" прошел кинофестиваль "ЭкоЧашка", на котором зрителям показали новинки зарубежного и отечественного документального кинематографа. Все они были посвящены теме защиты окружающей среды и проблемам экологии. Одной из лент стал фильм испанского режиссера Оскара Клементе "Полный вперед, или мечты автомобиля" о проблемах культуры передвижения.

М24.ru побеседовал с Оскаром и узнал, почему он считает себя профессиональным пешеходом, о машине как культе и о его будущем проекте о СССР.

Смотреть фоторепортаж.Оскар Клементе. Фото: М24.ru

- Оскар, расскажите, пожалуйста, как пришла идея создания фильма о зависимости людей от автомобилей?

- Идея родилась три года назад, когда мне нужно было выехать из Лиссабона. Я ошибся поворотом, и путь до разворота из-за пробок занял у меня три часа. Все это время, что мне пришлось провести в машине, я думал о происходящем. Я двигался со скоростью пешехода! Даже медленнее! После этого я решил провести небольшое исследование, почему машина занимает в нашей жизни такое большое место. Мы же поставили автомобиль на пьедестал и молимся ему!

- Вы называете себя "профессиональным пешеходом" - кто это такие? И почему любовь к прогулкам стала профессией?

- В своем фильме я хотел рассказать не только о машинах, но и обо всей индустрии. Ведь за автомобилями стоит гигантское производство, которое навязывает свой товар. Я называю себя профессиональным пешеходом, потому что за мной не стоит никакой индустрии. Когда ты пешеход – ты просто пешеход, ты не коммерческая структура.

Еще одна причина, по которой мне это важно, – я из средиземноморского города в Испании, а все средневековые города у Средиземного моря были построены так, что для жизни в них не нужна машина. Нам дали инструмент для передвижения, но закончили мы тем, что стали его рабами. Я смотрю, как сейчас строятся города – в них нельзя прожить без машины.

Так что, называть себя профессиональным пешеходом – это небольшая моя месть обществу, которое иногда забывает, что у нас есть две ноги, на которых можно ходить.

- Вы уже некоторое время пробыли в Москве, можете ли сравнить, как развита культура пешеходов у нас и в других городах Европы?

- Это зависит от модели города. Я заметил, что Москва делится на кварталы, где соседи общаются друг с другом, а постройки находятся в шаговой доступности. Там, где я живу, несмотря на то, что магазин находится возле дома, все равно нужно взять машину и туда поехать, потому что отсутствует инфраструктура для пешеходов. Проблема именно в архитектуре.

Смотреть фоторепортаж.Фестиваль "ЭкоЧашка". Фото: М24.ru

- То есть, как я поняла, в Москве не все так плохо? Но наши пробки уже давно стали одной из достопримечательностей.

- Да, но в Европе происходит тоже самое. Кварталы, области, они автономны. Это живой организм. Другие же места, которые не относятся к району, находятся далеко. Москва не лучше и не хуже, это проблема всех городов. Власти строят огромные шоссе и эстакады, чтобы как-то связать районы.

Но главное - раньше автомобиль символизировал модернизацию, свободу, движение, но сейчас, через сто лет, он стал одной из зависимостей. Так что свобода для меня сейчас – это просто ходить пешком.

- Автомобиль не только символ свободы, но и символ престижа. Как разрушить этот миф?

- Этот символ через рекламу навязала нам индустрия. В Испании, например, когда ты покупаешь машину, то платишь 500 евро только за рекламу. Это очень большая проблема. Нужно изменить все символы, с которыми связаны автомобили. Например, скорость. Ведь все вещи, которые нам нравятся, мы делаем медленно – разговор с другом, ужин, занятия любовью. Ты же не хочешь это делать быстрее? Так что давайте начнем разрушать все элементы культа автомобиля.

Другая проблема – это сексизм. Имидж машины – это имидж мужчины, у которого есть деньги. Следовательно, если у него есть автомобиль, то у него будут и девушки. Общественный транспорт, кстати, чаще всего используют женщины. Так что, если мужчины хотят найти себе подругу, то это стоит делать именно в метро.

Смотреть фоторепортаж.Фестиваль"ЭкоЧашка". Фото: М24.ru

- Но проблема передвижения остается все равно. Как тогда ее решить?

- К сожалению, как в голливудских фильмах не получится – проблема не решится за один день. Нужно менять менталитет. В Западной Европе сейчас вырабатывается политика, которая поможет людям освободиться от рабства машин. В моем городе сейчас действует государственная программа, по которой ты можешь за небольшую аренду взять велосипед. Ее активно пропагандируют. Велосипеды – это здорово! Безопасно для экологии и никаких пробок!

- Я знаю, что вы приехали в Москву не только на фестиваль, но и чтобы найти сторонников для своего нового проекта. Расскажите о нем.

- Это документальный фильм - история об одном ученом из моего города, который приехал в Москву в 80-х. Он мечтал жить при социализме и ехал за мечтой, но реальность его шокировала. Я приехал сюда "по его следам", чтобы проанализировать, какой путь прошла Россия. Я планирую сделать акцент на двух вещах – на России глазами иностранца и на более частной истории – мечте, ее достижении и разочаровании.

- Этот человек до сих пор живет в России? Или он уехал?

- Да, он до сих пор здесь. Я ему уже написал, планирую с ним познакомиться, пообщаться.

- Вы сами в первый раз приехали в Москву? Какое впечатление произвел на вас город?

- Да, в первый. Очень дружелюбные люди! На фестивале "ЭкоЧашка" со мной все носятся, как с ребенком. Но я заметил, что в городе слишком сильна глобализация. Он теряет свой особый облик из-за наружной рекламы. Это, опять же, проблема не только Москвы. И, если мы будем идти этой же дорогой, то в скором времени все города станут одинаковыми.

Подготовила Виктория Сальникова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика