20.04.2017
14:22

просмотров2614

Разделы:
Читать

Рубрики:
Культура

Метки:
Борис Гребенщиков, Мельница, Хелависа, интервью

Распечатать

Хелависа: "Стою с арфой над букетом и задыхаюсь"

Одна из главных отечественных фолк-групп "Мельница" завершает тур в поддержку альбома "Химера". 22 апреля музыканты выступят в московском клубе Stadium. Накануне концерта обозреватель m24.ru Павел Сурков встретился с создательницей группы и ее бессменным лидером Натальей О'Шей, более известной как Хелависа. В интервью она рассказала о работе с Борисом Гребенщиковым, своем новом проекте "36'6" и одном страшном случае на гастролях в Курске.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– "Химера" в паре с предыдущей пластинкой, "Алхимией", составляет мощную дилогию уровня, скажем, A Night At The Opera и A Day At The Races группы Queen. Вы задумывали эти альбомы как дилогию? И будет ли третья часть?

– Изначально мы вообще думали сделать двойной альбом "Альхимейра", потому что песен случилось как-то сразу очень много. Но продюсер был против, да и с точки зрения логистики аранжировать, записать и свести более двадцати песен в ограниченный промежуток времени было сложно. Поэтому решили материал распределить на два альбома и разнести по срокам выхода на год. Это позволило в работе над "Химерой" учесть определенные недочеты, вылезшие в "Алхимии", и самих себя перепрыгнуть. Третьей части не будет, "Альхимейра" – это вполне замкнутая вселенная, и творчески мы уже отженились от этого материала. Но планируем выпустить DVD с концерта-презентации "Химеры" в Екатеринбурге и выход всей "Альхимейры" на тройном виниле.

– На "Химере" появился замечательный дуэт с Борисом Гребенщиковым "Черный Дрозд". Как удалось уговорить Бориса Борисовича на такую авантюру?

– Все началось с безладового баса. Около трех лет назад басист "Аквариума" Саша Титов прилетел из Лондона на концерты с одной бас-гитарой – за вторую пришлось бы доплачивать. Для программы требовался инструмент без ладов, и Борис Борисович опубликовал в Facebook просьбу одолжить Саше инструмент. У нашего басиста Алексея Кожанова как раз был безладовый бас, причем почти такой же, как у Титова, потому что Леша большой поклонник сашиной манеры игры. Мы договорились, я отвезла Саше лешин бас.

Когда мы начали работать над "Черным Дроздом", Леха вдруг начал играть на том своем безладовом басе "титообразные партии".Мы решили, что надо доводить эффект "Аквариума" до абсурда и звать в песню БГ. Потом я долго ждала правильного момента. Момент настал прошлой весной, когда мы с Сергеем Вишняковым поехали с концертами в Украину и обнаружили, что буквально наступаем на пятки БГ. Я ему написала, выяснилось, что у него закрытое выступление в Одессе в тот же вечер, что и наш концерт, но попозже. Мы вышли на сцену минута в минуту, отыграли, собрались и попросили организаторов отвезти нас на мероприятие БГ, успели практически на весь концерт и совершенно чудесно провели время. А потом после концерта мы с Борисом Борисовичем сели поболтать, и тут-то я ему и предложила поучаствовать в песне. Он согласился сразу.

Писали мы его вокал весьма волшебно (с нами постоянно происходит волшебство): у БГ была возможность заехать на студию буквально на пару часов, и мы с режиссером Борисом Истоминым (тоже хорошо знакомым с ним по работе над альбомом "Сестра Хаос") эти часы нашли. Борис Борисович прилетел из Киева (с пересадкой в Минске), прямо из Домодедово рванул на машине к нам в студию, очень стабильно отработал свое время, все записал, потом собрался, на прощание нас еще раз осиял своей благодатью и поехал на саундчек собственного выступления на Красной Пресне. Вот какой человечище! До сих пор это все вспоминаю и улыбаюсь.

– Есть ощущение, что "Химера" – это такой плотно спрессованный набор хитов, который, при этом, оставляет ощущение концептуального альбома: "Кицунэ", "Любовь Во Время Зимы" и феноменальный "Список Кораблей". Тяжело "вынимать" песни при исполнении на концерте из продуманной цепочки, выстроенной на пластинке?

– И "Алхимия", и "Химера" – концептуальные, движение внутри пластинок именно такое, какое должно быть. И между ними тоже, конечно – например, песни "Дредноут" и "Беса Джиги" связывает шорох пластинки. Но в концертах работает другая логика, позволяющая встраивать новый материал в канву старого и находить неожиданные связи. В прошлой программе у нас были шикарные, наполненные массой смыслов связки "Ангел" – "Экзюпери-Блюз" и "Радость Моя" – "Поезд На Мемфис". В нынешней программе мне очень нравится связка "Дракон" – "Обряд", а в параллельной акустической программе "36'6" есть еще и "Королевская Охота" – "Кицунэ".



Видео: YouTUBE/Мельница

– Кстати, об этой программе поговорим особо: проект "36'6" – ваше новое детище, своеобразный "дуэтный", камерный проект. Откуда он взялся?

– Все начиналось очень прозаически: часто приходится ходить на радио и телепрограммы, где в студии стоят пара микрофонов, просят "спеть что-нибудь под гитару". И вот мы с Сергеем Вишняковым где-то лет пять назад стали складывать такие минималистические версии мельничных хитов – гитара, вокал, бэк-вокал, опционально арфа, и эти версии слушателям очень понравились и оказались неожиданно успешными. Я стала заниматься с Сергеем вокалом, стали поступать просьбы о выступлениях на фестивалях и сборных концертах, и само собой придумалось название "36'6" – по количеству струн на наших инструментах, это нам тогда показалось верхом остроумия.

Когда мы приступили к работе над "Альхимейрой", мы уже прицельно создавали и аранжировки для полного состава, и версии для "36'6". Логично, что сейчас мы начали работать уже над совершенно самостоятельным материалом для собственной пластинки вне "Мельницы". Что же касается концертной деятельности, "36'6" – это такой бутиковый продукт под брендом "Мельница", очень выгодный для региональных промоутеров. Они теперь могут, скажем, осенью привезти "Мельницу" в большой зал-тысячник, а по весне "36'6" в местную филармонию на 600 мест. Схема работает успешно.

– От концерта к концерту и от записи к записи у "Мельницы" совершенствуется звучание. Складывается ощущение, что вы можете освоить любую, даже самую сложную площадку. В чем секрет?

– Мы всячески стремимся избавиться от грязи и каши в аранжировках. Кстати, разница между "Алхимией" и "Химерой" в основном именно в этом, в "Алхимии" все-таки больше наслоений, которые в концертном звучании могут создавать неприятный эффект. Когда мы работаем над концертными версиями песен, в первую очередь решаем, какие партии будут играться в живую, какие можно запихнуть в плэйбэк (реверсная гитара, электронные лупы, клавишные, квартет), а какие можно вообще выкинуть. Мы регулярно записываем свои выступления в виде мультитрека или в стереопару – исключительно для рабочих целей, чтобы отслушать, внести коррективы в свое исполнение, пожелания звукорежиссеру по балансу и так далее. Вот сейчас выступление в Stadium тоже запишем. – Московский концерт называется "Гнезда Химер", что явно отсылает к творчеству Макса Фрая.

– Я очень любила "Хроники Ехо", когда книжки только появились, мне очень до сих пор нравится ранний Фрай – повести плана "Магахонских лис". И "Гнезда химер" как отдельная вещь совершенно прекрасна. Но потом эволюция, а скорее даже, инволюция сэра Макса как вершителя и все связанные с этим в книгах заморочки меня начали как-то отвращать от этого мира.

Честно говоря, новые книги читать тяжеловато, у меня есть чувство, что в погоне за объемом некие литературные негры штампуют сначала страниц по двести гэгов и описаний "восхитительной" еды, а потом сам (или сама) Фрай вставляет короткую историю, где есть коллизия, и где снова пахнет любовью, смертью и Истинной магией. А потом снова гэги – и все, книжку можно закрывать.

– И вдогонку – литературные аллюзии: можете назвать пять главных для вас книг?

– "Сто лет одиночества", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Властелин колец", "Мастер и Маргарита", и Стругацкие – "Отель "У погибшего альпиниста" или "Гадкие лебеди", не могу выбрать

– И любимый вопрос: расскажите о самом радостном и самом ужасном случае, произошедшем с вами на гастролях?

– Из радостных случаев – это встреча с БГ, о которой я уже рассказывала. А ужасных сразу два. У меня есть пара мест в программе, где я могу выйти на передник сцены и даже сесть на край сцены или на верхние ступеньки лестницы. И вот однажды в городе Курске я в начале песни "Шаман" так выхожу и сажусь, начинаю петь, и тут из зала выходит какой-то мужик, садится рядом со мной и обнимает крепко за плечи. Я безумно испугалась, сразу вспомнила слова нашего бывшего звукорежиссера "На каждого Джона Леннона найдется свой Марк Чэпмен". Переложила микрофон, не переставая петь, в левую руку, а правой стала его выпихивать с лестницы. Парни на сцене не знали, бросать им инструменты и бежать меня спасать или продолжать играть, а охрана стояла по сторонам сцены спокойненько, как будто так и надо. В общем, мне удалось его, наконец, отпинать, но до конца концерта меня трясло, и на автографы я не вышла.

Еще был душераздирающий момент, когда мне во Владимире принесли букет гиацинтов в полном цвету, а у меня на них аллергия. Был как раз блок из трех песен, где на мне надета арфа, то есть я не могу наклониться и что-то взять с пола. И вот все три песни я дышала гиацинтами, лежащими под микрофоном, и на третьей стала задыхаться и хрипеть на манер лорда Вейдера. Как только арфу сняла, схватила злосчастный букет и бросила его через всю сцену в кулисы технику, чтобы он срочно его вынес. Реакцию публики можно представить – ах она такая-сякая, злюка, зазвездилась, психопатка, цветами кидается! (смеется)

– Напоследок – неожиданный вопрос. На презентации "Химеры" в группу добавилась собственно Химера – оригинальная микрофонная стойка, которую тебе подарили твои поклонники из московской мастерской "Кречет". Как она поживает и приедет ли на концерт в Stadium?

– Химера поживает хорошо, пока она терпеливо ждет фотосессии. Насчет ее привоза в Stadium думаем.

Павел Сурков

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть