Новости

Новости

18 апреля 2017, 16:34

Наука

Нас и тут неплохо учат: почему абитуриенты будут выбирать региональные вузы

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Минобрнауки выбрало еще 22 опорных вуза. Отобранные университеты разделены на две категории по уровню финансирования. Эксперты рассказали m24.ru, как может измениться ситуация с высшим образованием в стране после утраивания количества опорных вузов.

Вузам-победителям предстоит изменить кадровую политику, научиться выстраивать отношения с работодателями своих студентов и понять, как решить задачу создания популярного регионального бренда. Теперь в России 33 опорных вуза в регионах (ранее их было 11). Им их должны дополнительно профинансировать.

17 апреля завершился второй этап конкурса программы, предполагающей объединение региональных вузов в многопрофильные опорные университеты. Победители-университеты разделены на две группы. В первую попали вузы, которые получат софинансирование программы развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Среди них Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Мурманский арктический государственный университет, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Тульский и Череповецкий госуниверситеты и Ярославский госуниверситет им. П. Г. Демидова.

Вторая категория: 14 университетов, которые получат аудиторскую и экспертную поддержку федерального центра, а дотации им предусмотрены только из региональных бюджетов.

В эту группу попали Алтайский госуниверситет, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Калмыцкий госуниверситет им. Б. Б. Городовикова, Кемеровский госуниверситет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Марийский госуниверситет, Новгородский госуниверситет им. Ярослава Мудрого, Петрозаводский и Псковский госуниверситеты, Саратовский государственный технический университет им. Ю. Гагарина, госуниверситет Сочи, Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина, Тольяттинский и Ульяновский госуниверситеты. Эти вузы были отобраны 80 заявок.

"Мы рассмотрели индивидуально каждую заявку, детально учитывая программу развития каждого университета, а также позицию региона о его актуальности и дальнейшей поддержке", – рассказала "Коммерсанту" глава Минобрнауки Ольга Васильева. Ранее в ведомстве отмечали, что количество опорных вузов в будущем может достигнуть 150. Отобранные вузы в ближайшие три месяца должны представить в Минобрнауки пятилетнюю программу развития.

По словам главы Минобрнауки Ольги Васильевой, восемь университетов будут получать ежегодное субсидирование из федерального бюджета, которое на ближайший год составит 100 миллионов рублей на каждого участника, а также утвержденный объем софинансирования, которое может быть представлено как регионом, так и заинтересованными работодателями. Остальные 14 университетов также получат софинансирование, а со стороны Минобрнауки России им будет оказана экспертная и методическая поддержка, включая программы подготовки управленческих команд.

"Есть в системе высшего образования вузы, миссией которых является развитие локальной экономики"

Руководитель лаборатории "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов предположил, что за счет этой программы в регионах будет развиваться экономика.

"Есть в системе высшего образования вузы, миссией которых является развитие локальной экономики, местных сообществ и городов. Так что одна из задач – усиление кооперации этих вузов с локальными работодателями и индустриальными партнерами как в области образования, так и в области научно-исследовательской деятельности и различных разработок", – пояснил Семенов.

Обязательное условие для участия в программе – реорганизация, когда два или более региональных вузов объединяются в один. "Это не только объединение, но и модернизация образовательной и научной деятельности, и что очень важно – модернизация работы с кадрами. Нацелено все это на то, чтобы вуз улучшил свою кадровую политику. И что особо важно – влияние на регион. ВУЗ должен специально в своей программе продумать то, как он будет влиять на регион", – рассказал эксперт.

"Одни вузы становятся интеллектуальным центром для администрации, другие – встраивают отношения с экономическими кластерами"

По словам Семенова, опыт первой волны опорных вузов в целом успешный. Семенов подчеркнул, что огромную роль играет подход к кадровой политике вуза и к выстраиванию отношений с внешними партнерами, в том числе работодателями.

"Одни вузы становятся интеллектуальным центром для администрации, в частности заключают долгосрочные договора на подготовку управленческих кадров. Другие – встраивают отношения с экономическими кластерами. Или с туристическими. А также с кластерами, связанными с ядерными технологиями. Вариантов много. Так, к примеру, в Красноярске Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева обеспечивает разработки и кадры в области спутниковых систем", – отметил эксперт.

Кроме того, опорные вузы помогут привлечь региональных абитуриентов. Ведь одна из самых больших проблем сегодня – отток талантливых выпускников школ в Москву и Санкт-Петербург.

"Опорные вузы будут привлекать абитуриентов, в том числе и победителей олимпиад. Ведь эта программа рассчитана, в том числе, и на повышение качества высшего образования в регионах. Таким образом, появится возможность скорректировать миграционные потоки в Москву и Санкт-Петербург. Хотя конечно, только лишь опорными вузами это задача не решается", – сказал Семенов.

"У нас много отличный научный наработок в разных областях. Но не хватало средств для того, чтобы приобрести необходимое современное оборудование"

Ректор Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина Игорь Плеве уверен, что став опорным вузом, у учебного учреждения появится современное техническое оснащение, а, значит, возможность воплотить в жизнь научные разработки.

"Мы определяем для себя три прорывных направления: биомедицина, фотоника, нанотехнологии. У нас много отличный научный наработок в этих областях. Но не хватало средств для того, чтобы приобрести необходимое современное оборудование. Теперь этот вопрос разрешиться", – уверен ректор.

"Необходимо изменить подход к инженерному образованию"

Кроме того, по его словам, в вузе планируется изменить подход к инженерному образованию. "Наша первоочередная задача – это современное инженерное образование. Мы должны сделать его максимально приближенным к современному производству. Современный инженер, имея технические знания, но без компетенции в области экономики и маркетинга производства и менеджмента, навряд ли сможет быть востребованным. Все эти моменты мы будем учитывать в образовательных программах. И в целом будем менять подходы к инженерному образованию", – подытожил Плеве.

Первые 11 опорных вузов были созданы в прошлом году. В феврале 2017 года был объявлен второй конкурс.

Кстати, в программе опорных вузов не могут участвовать высшие учебные учреждения из Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, программа не распространяется на университеты, которые уже получают дополнительное финансирование по программе по повышению конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых образовательных центров "5-100".


[URLEXTERNAL=http://pravila.m24.ru//site/SeeInstruction/126]Как правильно получить целевое направление в ВУЗ[/URLEXTERNAL]

Наталья Лучкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика