15.04.2017
13:07

просмотров2056

Источник:
M24.ru

Разделы:
Отдыхать, Читать

Рубрики:
Музыка, Культура, Люди города

Метки:
Race to Space, Мириам Сехон, делитесь музыкой, инопланетяне, кино, космос, электронная музыка

Распечатать

Преломляя реальность: Race to Space – о космосе в музыке и земной экзистенции

Звук не может распространяться в космосе, зато космос в звуке – вполне, и группа Race to Space яркое тому подтверждение. Корреспондент m24.ru поверил в инопланетян и решил отправиться в загадочную галактику экспериментальной электроники вместе с участниками коллектива – композитором Вадимом Маевским и актрисой Мириам Сехон. В интервью они рассказали, что общего между творчеством и пребыванием в невесомости, могут ли инопланетяне писать музыку, к чему приводят экзистенциальные трипы и как одна метафора может подчинить себе весь смысл песни.

Фото предоставлено Race to Space

Спецпроект m24.ru "Делитесь музыкой": пусть мир вас услышит

– С чего все начиналось и почему вы называетесь Race to Space?

– Мы долго экспериментировали со стилем и в какой-то момент поняли, что нам ближе всего электроника. Постепенно наша музыка начала приобретать какие-то границы. К моменту, когда нужно было придумать название, космичность и атмосферность уже были найдены. Еще с детства мы увлекались космосом и Sci-Fi кино. Собственно, Race To Space – это название одного научно-фантастического фильма. Это очень объемное название, в нем множество понятий и ассоциаций, с которыми можно играть бесконечно.

“Космос – это форма для внутренних переживаний, способная отделить их от чего-то мелкого и бытового”

– Что для вас значит космос?

– Космос – это бесконечность, что-то вневременное и объединяющее нас. Даже уход от реальности – это космос. В каждом из нас есть маленькая вселенная, в то же время существует далекий холодный космический вакуум, находящийся где-то там, за пределами Земли. Мы же в основном работаем с внутренним космосом. Каждый из нас в той или иной степени ощущает одиночество, и чем быстрее ты это одиночество осознаешь, тем спокойнее тебе живется. Поэтому и тексты, и музыка у нас достаточно абстрактные: мы не знаем, где свет и где тьма. При этом нам не чужды и человеческие чувства, в то время как космос – это форма для внутренних переживаний, способная отделить их от чего-то мелкого и бытового.



– Уход от реальности?

– Да, мы уходим от реальности, вернее – преломляем ее. В этом уходе намного интересней, чем в буквальном спектре, разбираться в волнующих тебя вещах. Мы отстраняемся от буквального и стремимся создать неоднозначную форму, чтобы наше творчество можно было прочесть по-разному. Самое ценное в искусстве – это когда ты заворожен и при этом не понимаешь, что именно тебя заворожило.



– То есть вы делаете абстрактную отстраненность, при этом в вашем творчестве есть и отголоски личных переживаний? Как вам удается балансировать между космическим и человеческим? Вы передаете что-то свое и одновременно абстрагируетесь от себя?

– Мы передаем преломленное нами всеми. Каждая песня – это некое состояние. Мы не ставим себе задачи передать космос. Мы не договариваемся в духе "а давайте похолоднее, мы же с вами про космос". Нам просто комфортно существовать в этой форме, а космос рождается сам собой. Мы очень близки по духу и общаемся друг с другом как живые люди со своей обычной жизнью – это и есть человеческое.

Фото предоставлено коллективом

– Ваше творчество – это результат коллективного импульса или коллективного разума?

– Бывает и так, и так – одно совершенно не исключает другого. Но чаще всего – это все же коллективный импульс. Как правило, сначала рождается некая музыкальная субстанция, которая дает импульс вокалу. Какие-то вещи могут быть переосмыслены уже в процессе, как на уровне интонации, так и на уровне фактуры. Зачастую даже противоречия могут родить интересные самобытные решения.

“Самое ценное в искусстве – это когда ты заворожен и при этом не понимаешь, что именно тебя заворожило”

– Какую роль играет текст в передаче космической атмосферы? Или это прерогатива музыки?

– Для нас мелодия неотделима от фонетики: те слова и слоги, с которыми мы работаем, приносят в композицию свою ритмику. Возможно, поэтому мы поем на английском – это очень музыкальный язык. Иногда одна метафора может подчинить себе весь смысл песни.



– Получается, посыл в вашем творчестве и существует, и отсутствует одновременно?

– Например, у U2 посыл а-ля "мир во всем мире" – таких посылов мы стараемся избегать. При этом мы поем о любви во вселенском смысле этого слова. Любовь, как и космос, – очень широкое понятие. Мы скорее стараемся заманить слушателя в экзистенциальный трип.



– Можно ли сравнить процесс написания музыки с состоянием пребывания в невесомости?

– Это состояние, когда ты находишься в той невесомости, в которой тебе комфортно. Идея космоса еще и про то, как ты отстраняешься, улетая далеко-далеко, и все твои земные проблемы кажутся тебе такими же мелкими, как и наша планета из окна иллюминатора. Однажды покойный космонавт Георгий Гречко на вопрос "как человек привыкает к Земле после долгого пребывания на орбите" ответил следующее: "Стою я как-то на балконе с чашечкой кофе и слышу, как в комнате звонит телефон. Я, конечно, выпускаю из рук чашку, чтобы она тут в воздухе немного повисела, и уверенно иду отвечать на звонок. Как вы уже поняли, в этот момент за спиной раздался звон разбитой чашки". Это же гениально! Невесомость – это то состояние, когда ты подвис, подобно той чашке. Невесомость можно ощутить и в исполнении музыки, и в общении с людьми.

“Электронные музыкальные инструменты зачастую похожи на пульт управления космическим кораблем”

– Ваша музыка кинематографична?

– Хочется верить, что да. Наверное сказывается то, что многие из участников группы работают в кино. Вообще, кинематографичность – это очень ценное качество для музыки, и мы, безусловно, к ней стремимся.



– Удается ли вам отразить посредством этой космической отстраненности то, что происходит на Земле?

– У нас нет такой задачи, но, возможно, это получается само собой. Нам нравится, что космос может стать твоей обыденностью. Знаете, бывает, когда дети надевают колготки, им говорят "одевайся!", а они надели одну колготину и остановились, опять же, – подвисли. На самом деле в этот момент они пребывают в каком-то своем мире. Так же и мы: когда ты можешь подвиснуть и помечтать, вся твоя увлекательная бытовуха становится такой мелкой… Это и есть душевное равновесие, твоя медитация, твое стремление к звездам. В такие моменты ты перестаешь зацикливаться на себе и начинаешь замечать, что этот мир может тебе предложить.



– Что для вас первично: структура или импровизация?

– Есть какие-то четкие негласные границы со своими законами, которые, по сути, и являются нашей структурой. Они ощущаются на интуитивном уровне. Разным стилям музыки метод импровизации свойственен в большей или меньшей степени. Например, в джазе важна импровизация, а в академической музыке на первый план выходит структурная форма. Можно часами импровизировать с четырьмя аккордами, а можно столько же времени посвятить выбору того звука барабана, с которым ты будешь играть – второе касается электронной музыки. В электронике очень многое зависит от фактуры звука: один удар палочкой может быть сухим или плоским, а может создавать целое пространство. Поэтому как таковой импровизации в нашей музыке, наверное, мало, хотя иногда бывает. Что же первично, вы спрашиваете? Первично само ощущение от будущего трека и какой-то элемент, который можно развить, ухватившись за него.

Фото предоставлено коллективом

– Значит ли это, что электроника дает больше возможностей для передачи концепции космоса?

– Мы просто выбрали определенный набор инструментов, на которых всем интересно играть. При этом мы можем использовать и акустические инструменты, и модульные синтезаторы. Просто, как правило, все космическое так или иначе связано с развитием техники. Электронные музыкальные инструменты зачастую очень похожи на пульт управления космическим кораблем. В то же время гитара также может звучать по-космическому – весь вопрос в том, кто и как на этом инструменте играет, и возникает ли ощущение этой космичности при прослушивании.



– Можно ли сказать, что концепция космоса стала трендом среди электронных музыкантов?

– Это скорее вопрос шаманизма. Все музыканты немного шаманы – каждый по-своему, на своих частотах, тонах и вибрациях. Можно ли назвать это трендом? Дело в том, что космос появился в музыке еще лет 50 назад. Этот тренд существовал всегда, когда дело касалось вовлечения аудитории в некий трип – так делали, например, The Beatles или Pink Floyd. Сегодня же этот тренд, скорее всего, уже ушел. Просто сейчас музыка стремится к тому, чтобы ее фактура имела актуальные формы. На подсознательном уровне мы стремимся слышать то, что происходит вокруг нас.

"Москва гид": прогулка по весенней Москве с Мириам Сехон

– Как звучит музыка будущего?

– Музыка будущего – это технологии. Электричество подарило нам рок, электронный синтез подарил нам электронику, а компьютеры дали возможность заниматься этим почти каждому. Когда нейронные технологии коснутся бытовых приборов, это будет новая эра в культуре. Возможно, когда-нибудь фильмы ужасов в кино будут совмещены с импульсом модифицированного нейронного страха, который нельзя будет отличить от настоящего. С другой стороны, все уже существующие музыкальные формы никуда не денутся. Например, классическую музыку придумали давно, но она актуальна и по сей день, несмотря на развитие технологий. Люди всегда будут любить живые инструменты. Музыкальные стили никуда не исчезают, просто они адаптируются под веяния времени. Поэтому, скорее всего, все стили будут жить и переплетаться между собой.



– Верите ли вы в инопланетян и считаете ли себя частью чего-то инопланетного?

– Часть из нас по-любому инопланетяне. Для нас инопланетяне – это не те зеленые человечки. Когда ты делаешь что-то чуждое другим, но свойственное тебе, то можешь почувствовать себя пришельцем. Если же пофантазировать об инопланетянах в традиционном понимании: предполагается, что инопланетяне более развиты технологически, чем мы. Во многих фильмах у них коллективное сознание. Поэтому отважимся предположить, что, возможно, они лишены абстрактного мышления и вообще не умеют создавать музыку или другие виды искусства. Если так, то нам есть чем их удивить!

– Расскажите про ваши творческие планы.

– Скоро выйдет клип, который мы снимали на далеком севере. В целом, сейчас у нас идет очень активный репетиционно-творческий период, мы коллаборируем с разными музыкантами и пробуем расширять границы своего космоса.

– Как выглядит портрет вашего слушателя?

– Хотелось бы, чтобы наш слушатель был похож на нас и у нас с аудиторией были похожие вкусы. Сочиняя музыку, мы всегда ориентируемся, прежде всего, на свои рецепторы. А если честно, определять портрет своего слушателя – дело неблагодарное.



– Пожелайте молодым музыкантам чего-нибудь

– Делайте то, что вам нравится, будьте самими собой, старайтесь никому не подражать и никогда не отчаивайтесь, если у вас что-то не получается сразу.

Спецпроект "Делитесь музыкой"

Редакция m24.ru запустила специальный проект "Делитесь музыкой", чтобы помочь молодым музыкантам найти новых слушателей. Если у вас есть такие знакомые или вы сами экспериментируете с музыкой, поделитесь с нами. Присылайте на почтовый адрес yourmusic@m24.ru:

  • название группы или исполнителя;
  • контакты для связи;
  • ссылку, по которой можно послушать эту музыку.


Кураторы проекта внимательно изучат все письма и свяжутся с избранными, чтобы записать интервью. Пока вы думаете, почитайте наши предыдущие беседы с молодыми музыкантами. Новые тексты – по субботам.


Маргарита Маслова

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть