Новости

Новости

03 марта 2017, 17:22

Культура

"Лебединому озеру" 140 лет: десять фактов о самом популярном балете

"Лебединое озеро" давно вошло в круг самых любимых балетов во всем мире. Между тем, история шедевра, ознаменовавшего собой начало новой эпохи в балетном жанре, складывалась не так блистательно. Скорее, драматически. В материале m24.ru собраны факты, касающиеся создания этого замечательного, новаторского произведения, интерес к которому не ослабевает уже 140 лет.

Фото: ТАСС

1. Балет "Лебединое озеро" хронологически относится к концу московского периода в жизни композитора. Об этом времени биографы Чайковского говорят как о годах "плена" педагогической службы, связанной, впрочем, с осознанием молодым Чайковским своего предназначения. Променяв полнокровную и стабильную, в чем-то не вполне устроенную жизнь на артистические странствия, музыкант открыл для себя путь к композиторскому призванию.

В Москве Чайковский написал огромное количество самой разной музыки: 5 опер, 4 симфонии, около сорока романсов, программные произведения. Критики расценивали обращение композитора к жанру балета как смелый шаг, так как весь массив ранее созданных произведений сформировал отношение к этому виду искусства как к зрелищу чисто развлекательного характера. Чайковского давно привлекала мысль осуществить творческие идеи в этом жанре, что совпало и с материальной заинтересованностью: "взялся за этот труд отчасти ради денег", – писал он Римскому-Корсакову.

Фото: ru.wikipedia.org

2. Большой театр, которому предстояло первым поставить новый балет, на тот момент обладал весьма скромными (по сравнению с Петербургом) творческими ресурсами, а его танцовщики и вовсе считались "периферийной труппой". Театр никак не мог решить сложности, возникавшие время от времени из-за смены хореографов. Чайковский, искушенный балетоман, объективно оценивал талант людей, первыми представивших его творение. По мнению русского музыкального критика Германа Лароша, чешский хореограф Вацлав Рейзингер поставил "едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что дается в России". Тем не менее, первая постановка "Лебединого озера" просуществовала в репертуаре Большого по меркам той эпохи достаточно долго – шесть лет. Балет выдержал 39 показов.

3. Чайковский скрывал переживания по поводу относительной неудачи своего первого балета. А после его отъезда из Москвы труппа театра начала позволять себе вольности – заменять музыку Чайковского вставками из других балетов. "Хорош мой балет или плох, но мне хотелось бы одному нести ответственность за его музыку", – говорил композитор.

4. В конце 1877 года после просмотра балета Лео Делиба "Сильвия" Чайковский дважды в переписке с Надеждой фон Мекк и Сергеем Танеевым назвал "Лебединое озеро" "чистой дрянью". Автор сурово судил не только партитуру своего балета, но и более ранние сочинения. Исследователи творчества Чайковского полагают, что он не обратил внимание на слабость литературно-драматической основы "Сильвии", но нашел в ней множество чисто музыкальных достоинств. Этот интерес затмил собой все прочие недостатки балета Делиба.

5. "Лебединому озеру" предшествовал замысел четырехактной "Сандрильоны" (то есть "Золушки"). Этот балет также предназначался для сцены Большого театра, но по неясным причинам композитор от него отказался. Судьба созданных эскизов также неизвестна.

Гала-концерт в честь 140-летия "Лебединого озера"

6. Принимаясь за "Лебединое озеро", Чайковский не рассчитывал совершить открытие в жанре. Тем не менее, им было создано реформаторское произведение: "первый психологический балет", "балет-драма". В этом "Лебединое озеро" разнится, скажем, со "Спящей красавицей". Балетный критик Александр Демидов называл их в своей монографии "антиподами".

7. Чайковского не стало 6 ноября 1893 года. Через несколько месяцев в Мариинском театре в память о композиторе состоялся показ второй картины "Лебединого озера". Успех этого вечера определил вопрос о возрождении всего балета. Замысел осуществился в 1895 году. Спектакль был приурочен к бенефису балерины Пьерины Леньяни (эта виртуозная танцовщица познакомила публику с невиданным трюком – 32 фуэте). Благодаря работе двух балетмейстеров – Мариуса Петипа и Льва Иванова – "Лебединое озеро" утвердилось на сцене, обрело долгую и успешную репертуарную жизнь в театрах по всему миру. Критика писала, что несмотря на вмешательство в партитуру балета, полную переоркестровку, осуществленную Рикардо Дриго, купирование кульминационной сцены бури, перестановку номеров, балету в целом это пошло на пользу.

Фото: wikimedia.org

8. В 1953 году еще одной вехой в истории "Лебединого озера" стал спектакль на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, созданный Владимиром Бурмейстером. Он вернул ту часть музыки Чайковского, которую хореографы обычно исключали из постановки. Бурмейстер изменил финальную сцену: его балет заканчивался уничтожением злых сил и победой добра и любви. Девушка-лебедь в человеческом облике обретала счастье с прекрасным принцем.

9. Современное "Лебединое озеро" – материал для эксперимента. В 1995 году вышла одиозная постановка британского хореографа Мэтью Боурна, в которой все партии исполняли мужчины. Интересно, что в этом либретто критики усмотрели непосредственную связь с отношениями членов королевской семьи Великобритании и событиями, которыми в то время пестрела газетная хроника.

Фото: coolconnections.ru

10. Майя Плисецкая рассказывала, как Евгений Светланов дирижировал "Лебединое озеро" в Пекине в 1959 году. "Я была потрясена: в третьем акте, который начинается трубами на выход Одилии. меня накрыл целый взрыв звуков в невероятном темпе. Но я успела, и это было страшно эффектно. Дальше, уже в финале, идут туры по кругу, и Светланов вновь задал такой темп! Я начала круг и подумала: "Или насмерть, или выжить!".

Фото: ТАСС/Александр Коньков

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика