Новости

Новости

27 февраля 2017, 17:38

Культура

Он все умел доводить до совершенства: памяти музыканта Анатолия Крупнова

Двадцать лет назад, 27 февраля, не стало Анатолия Крупнова – музыканта, поэта, актера, одного из самых ярких представителей русскоязычного рок-н-ролла. В середине 80-х он заявил о себе как лидер одной из самых популярных отечественных рок-групп "Черный Обелиск". Позже он работал в коллективах "Неприкасаемые", "Воскресенье" и "ДДТ", а также в кино и театре.

Последним проектом Анатолия Крупнова стал "Крупский сотоварищи", записавший всего один альбом, но продемонстрировавший огромный потенциал новой группы. К сожалению, в связи со смертью лидера – нереализованный.

Фото предоставлено Александром Юрасовым

Тем не менее, весь материал, представленный в альбомах, записанных Крупновым или вышедших при его участии, демонстрирует удивительную актуальность его музыки. Энергию и силу, над которой не властны ни время, ни тенденции.

Об Анатолии Крупнове обозреватель m24.ru Алексей Певчев побеседовал с его директором Александром Юрасовым.

– Сейчас многолетние воспоминания о Крупнове и осмысление его творчества объединяются в некий проект под названием "Год Крупнова". Но время в рок-н-ролле течет быстро. Почему ты взялся воплотить все это именно сейчас?

– То, что мы обозначили как "Год Крупнова" – понятие, скорее, условное. В день его 50-тилетия мы собрались и поняли, что почти совпали даты юбилея и 20-тилетней годовщины со дня его смерти. А то, что он сделал, остается неизменно актуальным. В театре имени Вахтангова режиссер Бутусов поставил спектакль "Бег" по пьесе Булгакова, а в ней звучит песня "Я остаюсь", что вышло совершенно случайно. Недавно иностранцы снимали фильм и попросили для него песню "Война". И таких примеров множество.

Толя – одно из лучших воплощений рок-героя. И, наверное, никто, как он, не смог себя так отдать этому движению. В рок-н-ролле самые честные, к сожалению, умирают рано. Это не значит, что Кит Ричардс не играет честно, он просто сумел переступить какой-то очень опасный порог. Толина жизнь – это исповедь от всего сердца, произнесенная всем творчеством, концертами, да и всем образом жизни, который подчинен этому смыслу, – служению музыке.
В нашем современном контексте это смотрится странно, но в те времена только это и было героизмом. Толя пел вне времени, не стремясь заигрывать ни с кем.

[html][/html]
Видео: YouTube/nasheradio

– Тем не менее, песни, а также их музыкальное воплощение не стареют. Почему записи "Черного Обелиска" звучат неизменно свежо? В то время как альбомы многих его коллег по жанру, по большей части, – ностальгическая архаика?

– Когда в 1986 он только начинал группу, он уже был склонен к некой театральности на сцене и был в этом очень органичен и искренен. Архаика вылезает, когда ты либо старательно что-то то копируешь, либо ты – заложник собственной маски, которая со временем тускнеет и все эти штаны-лосины и сценические ужимки становятся чудовищным и нелепым диссонансом для восприятия. Толя никогда не стремился идти в ногу со временем. Вспомни оформление пластинки "Еще один день" 1994 года. В то время все люди в этом жанре рисовали черепушки, сюжеты разговоров с дьяволом, каких-то чертей, но Толя заявил: "Ни в коем случае! Никаких чертей!". Он очень любил образы. И всю боль, которая на самом деле у него была внутри, сумел трансформировать в творчество. А болело у него очень сильно!

Под внешней оболочкой этакого Квазимодо скрывалось огромное количество нежности и доброты. И вот эта чувствительность ко всему происходящему, деликатность и романтичность, воспитание на каких-то правильных примерах, страдая, соприкасалось с тем, что преподносила жизнь. В 1990-х Толя уже стал петь на злобу дня и его "день прошел, а ты все жив" – это и сегодня текст на злобу дня. Весь его посыл был криком о том, что надо что-то делать и он это делал. Оттолкнувшись от театральности, от того, что он играл как актер в начале своей карьеры, он пришел к абсолютно исповедальному образу. К личности, которая поет про себя.

Если затронуть какие-то внешние привязки, то Крупнов (как большой зрелый автор) неизменно стремился раскрасить свое присутствие на сцене. Однажды он решил, что "Черный Обелиск" на сцене будет лишен каких-либо украшательств и докажет свою точку зрения лишь музыкой и поэзией. Именно это (а еще искренность и непредсказуемость) стало залогом того, что его музыка до сих пор актуальна. Скажем, "фанк-металл" тогда никто не делал. Все ждали "трэша", а получали прифанкованный альбом.

[html][/html]
Видео: YouTube/Alexander Yurasov

– Почему на определенном этапе Крупнов объявил о своем уходе из "Обелиска", а чуть позже представил проект, далекий от "тяжелых" экспериментов?

– Пока жив был Толя, жив был и "Черный Обелиск". Я сделал заявление, что эта группа распалась в тот момент, когда Толя находится в клинике. Мне казалось, что это поможет ему. Но это была полная ерунда, родившаяся в моем больном сознании. Распустить группу не мог никто, кроме Толи. А тогда это вызвало бурю протеста и со всех сторон в меня полетели камни, а Толя в этот момент молчал.

Потом он появился в куче ТВ-программ, включая "Акул пера" и "Угадай мелодию". И все с облегчением вздохнули. Вот этим моментом мы обнародовали наше возвращение. К сожалению, господь распорядился так, что это возвращение не было триумфальным и по-настоящему оно случилось уже после смерти Толи.

"Черный Обелиск" как группа трансформировались несколько раз. В итоге старый состав превратился в совершенно новый. В тот, который смог сыграть то, что хотел Толя, который хотел уйти музыкально навороченных тем в сторону лаконичных песен. Он шел к простоте, но не к банальности. К легкости, позволяющей, играя, переходить из стиля в стиль. Хороший пример – кавер-версия песни "Жираф" Владимира Высоцкого, где есть все. И фанк, и рок-н-ролл и "тяжеляк".

– Эти трансформации были связаны с кардинальным изменением музыкальных вкусов и каких-то жизненных приоритетов?

– Толя рос как личность. Он изначально был очень интересным и содержательным человеком. Был открыт ко всему новому. И его изменение вкусов – результат внутреннего роста. В итоге это была уже зрелая личность, которая знает, чего хочет и куда идет. Собственно, вот этот момент взросления и отразился на всем, что он делал.

При этом нельзя сказать, что Толя как-то предавал свой вкус. Он с детства любил "Машину времени" и "Воскресенье". До "Воскресенья" он играл в тяжелом "ШАХе", где ему было интересно поиграть музыку на грани предела инструментальных возможностей. Дальше, когда он стал работать с проектом "Крупский сотоварищи", встал такой вопрос: каким образом воплотить стихи и музыку, которые он начал писать при помощи максимально выразительных средств. Хэви-метал не является исключительно богатым средством, потому что сразу заставляет человека определенным образом склониться к некой экспрессивной истеричности.

У Толи еще раньше, на "тяжелых" концертах, появилась "Пельменная". И таких песен получалось все больше и больше. Песня "Я остаюсь" и то, как она сформулировалась окончательно, свое реальное воплощение получила именно в проекте "Крупский сотоварищи", где он нашел состав, который максимально универсально мог переключаться в зависимости от задач, поставленных драматургией текста. Толя никогда не стремился собирать гигантский "Олимпийский" и всегда говорил: "Мой зал – это 1 – 1,5 тысячи, потому что так происходит лучший контакт со зрителями". Он хотел видеть зрителя, который его слушает и слышит. И три человека на сцене считал идеальным для таких залов. При таких условиях есть возможность и для личной импровизации. Где музыка, не закованная в какие-то семплы и структуры, жива и абсолютно подвижна. Она – дыхание, личность, которая исповедуется.

[html][/html]
Видео: YouTube/Alexander Yurasov

– Актерские работы Крупнова – чуть менее известная грань его творчества. Он сыграл в спектакле "Контрабас" по пьесе Патрика Зюскинда в Театре имени Рубена Симонова, а в кино – в фильме режиссера Андрея И "Научная секция пилотов". Насколько легко Крупнов, не обладающий актерским образованием и навыками, раскрывался на этом поприще?

– Анатолий был человеком очень одаренным и прирожденным актером. Он – человек той же породы, что и Челентано, который может делать на экране что угодно, а мы его за это любим. Я думаю, что постепенно киношники Толю бы просто растерзали. У всех, кто с ним работал, от народного артиста России Виктора Павлова и оператора Игоря Клебанова, а также у простых зрителей, его работа вызывала самые восторженные отзывы. У Толи оказался врожденный артистизм. Это же как в музыке: есть люди – вокалисты, которые прекрасно берут ноты, идеально споют что угодно. Но у него получалась другая история: он всегда проживал песню, пел ее изнутри, хотя никогда не учился петь.

– Проект "Крупский сотоварищи" был сформирован в сжатые сроки. В то время Крупнов уже играл в "Неприкасаемых" Гарика Сукачева. Именно к этому моменту накопилось немало материала, ожидавшего воплощения?

– Все правильно. "Крупский сотоварищи" планировался до "Неприкасаемых", и материал начал записываться вторым составом "Черного Обелиска", который Толя пытался растормошить на другую музыку. Так получилось, что все записанное в акустике, в манере unplugged, пошло в корзину. Надо было сразу брать других музыкантов, но излишняя Толина щепетильность, нежелание никого обидеть, ни к чему не привели. Все участники группы в итоге поняли, что они не на своем месте. И ушли со скандалами и претензиями.

В "Неприкасаемых" Толя, конечно, кайфовал, но из "проекта звезд" (в первом составе играли музыканты из самых популярных рок-групп), он в итоге стал другим. И мы вернулись к тому, что было. На этот момент у нас был свой состав из трех человек – Саша Митрофанов (ударные), Митя Варшавчик (гитара) и Толя (бас, вокал). А еще имелись крутейшие песни. Часть из них вошла в единственный вышедший альбом.

Всего Толя написал тогда около 30 песен. Мы их потом выпустили в исполнении друзей-музыкантов на двойном "Postальбоме". Там часть песен была для "сотоварищей", а часть для "Обелиска". И те, что вышли просто под бас-гитару – черновики. "Postальбом", конечно, некий полуфабрикат, который мы сделали, максимально стараясь не испортить его замысел. Конечно, если бы его делал сам Крупнов, там все бы еще сто раз дорабатывалось и доделывалось. Он все умел доводить до совершенства. Например, как это было с альбомом "Еще один день" группы "Черный Обелиск" или "Чужие песни и несколько своих" группы "Крупский сотоварищи".

[html][/html]
Видео: YouTube/Alexander Yurasov

– Сейчас ты готовишь переиздание всех работ Крупнова. Как это должно выглядеть на выходе?

– Это будут известные альбомы, сведением которых Толя был недоволен. Первыми появятся альбомы "Я остаюсь" и "Стена". Потом хотим переиздать все остальное. Планируем записать альбом-трибьют с песнями, Крупнова, которые поют друзья-музыканты. Уже записались "ДДТ", Костя Кинчев, "ЧайФ" и многие другие. Всего будет выпущено 12 пластинок, включая альбомы "86-88", "Стена", "Еще один день", англоязычный "Еще один день", "Крупский сотоварищи", а также "Пост-альбом", готовящийся как альбом-трибьют. Все они выйдут поодиночке, а потом в единой коробке на виниле и CD.

– Сравнивать Крупнова с кем-то – штука довольно бессмысленная. Но если все-таки попробовать поискать аналогии, способные передать масштаб его харизмы и личности?..

– Я бы назвал Владимира Высоцкого, Тома Уэйтса и, пожалуй, Лемми Килмистера. Кстати, Толя, как и Лемми, всегда очень обижался, когда его "крестили" под "хеви-метал". Они просто играли рок-н-ролл. Они в чем-то похожи: оба играли на бас-гитарах, оба хрипящие мужики, и оба находились в развитии... Другое дело, что Лемми нашел свою простую грозно-скрипучую форму и в ней жил. А Толя, наверное, был больше философом... Ему все время чего-то не хватало. Он же был скрипачом, в "Обелиске" развивалось его блюзовое начало, а победила "классика". И в итоге он стал таким трубадуром, сотканным из совершенно разных начал. Его характер – это характер генерала Черноты на турецком базаре. Характер прекрасного воина, дающего последний бой. Это предельный романтизм, предельная мужественность, предельная отвага и сильный посыл, где нет ни грамма инфантилизма и сентиментальности.

– Удивительная штука: Крупнов – штурмовая, стенодробительная машина, в жизни был человеком очень добрым, общительным, коммуникабельным и даже в чем-то застенчивым. Какое качество, на твой взгляд, было в его характере основополагающим?

– Самопожертвование! Толя всегда думал о себе в последнюю очередь. Однажды на гастролях в Одессе организаторы что-то не рассчитали и вместо трех дней мы сыграли два. Нам недодали гонорар и привезли билеты прямо на вокзал. Билеты оказались в плацкартный вагон, их оказалось на один меньше. Предложили кинуть жребий, но Толя сказал: "Без билета еду я". И всю дорогу до Москвы ему негде было голову приткнуть. Ни у кого даже в мыслях не было, что это должен был сделать лидер группы. Так было во всем. Если говорить, каким он парнем был, так вот именно таким.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика