01 февраля 2017, 10:01

Альберт и Боря: как и кто придумывает названия космическим объектам

Фото: nasa.gov

Полвека назад был подписан договор об исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ставший основой международного космического права. Договор определил космос свободным пространством для научных исследований и запретил выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Спустя 50 лет сетевое издание m24.ru выясняет кто же отвечает за названия объектов в космическом пространстве.

Кто называет объекты в космосе

За название любых космических объектов, таких как планеты, звезды, галактики или даже лунные кратеры, отвечает специальная организация – Международный астрономический союз (МАС).

МАС – международная организация, основанная в 1919 году. Она объединяет 79 стран и более 10 тысяч астрономов. МАС отвечает за стандартизацию астрономических вопросов, в частности, именование небесных тел. Именно эта организация в 1930 году признала Плутон планетой, а в 2006 году лишила его этого звания. В связи с открытием значительного числа крупных объектов пояса Койпера МАС принял решение считать Плутон "карликовой планетой".

Международный астрономический союз присваивает только латинские названия. Русские наименования регулирует Комиссия РАН по космической топонимике.

Луна

Фото: nasa.gov

Луна интересна тем, что стала первым космическим телом, для которого появились названия деталей рельефа. По последним данным, на Луне имеют собственные названия 9124 элемента рельефа, из них только 1616 – это кратеры. А ведь еще есть лунные горы, долины, моря, борозды, гряды, мысы, цепочки кратеров. И все это разные виды рельефа. Для сравнения, на всем Марсе пока что лишь 1866 наименований рельефа.

Мнение эксперта

Луну изучили лучше других планет. Несмотря на это, там остается обширное поле деятельности для наименований. На Луне находится большое количество неназванных кратеров. Названы основные объекты, которые задействованы в исследованиях. И астрономам пока их хватает. Но Луна будет изучаться и дальше, поэтому еще потребуются новые названия.
Жанна Родионова
Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ

Лунные объекты принято называть именами астрономов и ученых-естествоиспытателей, особенно исследователей Луны. Также в лунной истории увековечивают выдающихся ученых и путешественников.

14 июня 2012 года Международный астрономический союз утвердил названия для 12 лунных кратеров по трассе советского "Лунохода-1". Кратеры получили имена участников миссии – Альберт, Боря, Вася, Валера, Витя, Гена, Игорь, Коля, Костя, Леонид, Николя, Слава.

Астрономический союз следит, чтобы присваивались имена уже умерших людей, однако бывают и исключения. Для этого надо обладать выдающимися заслугами. Некоторые кратеры на Луне носят имена космонавтов и астронавтов.

По словам Жанны Родионовой, на Марсе и Луне некоторые названия совпадают, поскольку кратеры называют в честь ученых. В частности, кратеры Королев и Ломоносов есть как на спутнике Земли, так и на красной планете. "Но в этом нет большой проблемы, потому что всегда оговаривается о какой планете идет речь", – рассказала Жанна Родионова.

Современная система наименований лунной поверхности

Тип рельефаНазван в честь
КратерыУмершие ученые и полярные исследователи, внесшие выдающийся вклад в своей области. Именами умерших советских космонавтов называют кратеры внутри и возле Моря Москвы, а именами умерших американских астронавтов – в районе кратера Аполлон. В будущем МАС выделит на Луне области и для других космических держав, если у них произойдут катастрофы с человеческими жертвами. Имена используются для кратеров, которые представляют особый интерес.
Озеро, море, болото, залив, океанЛатинские термины, описывающие погодные условия и другие абстрактные понятия
Гора или пикНаземные горные хребты, близлежащие кратеры и умершие ученые, внесшие выдающийся или значительный вклад в своих областях.
Уступы и долиныБлизлежащие кратеры или другие формы рельефа
ГрядаГеологи и геофизики
Цепочки кратеров и бороздыБлизлежащие кратеры

Правила наименования космических объектов

МАС придерживается ряда правил в присвоении названий рельефу небесных тел. Обычно имена не даются объектам, чей диаметр не превышает 100 метров. Исключение делают для представляющих особый научный интерес.

Космические объекты запрещено называть именами, имеющими политическое, военное или религиозное значение, за исключением политических деятелей в эпоху до XIX века.

Мнение эксперта

Сейчас активно идет процесс наименования Меркурия. Именно эта планета представляет наибольший интерес для ученых в плане присвоения названий.

Американский космический аппарат для исследования Меркурия "Мессенджер" отснял всю поверхность планеты. Раньше были доступны лишь снимки западной части, снятые аппаратом "Маринер-10". Соответственно были даны названия лишь западной части, а сейчас астрономы дают названия уже на восточной. Это делается постепенно и не торопясь, нет острой необходимости все-все называть прямо сейчас.

Жанна Родионова
Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ

Международный астрономический союз не стремится называть космические объекты в честь людей. Такой чести удостаиваются только за выдающиеся заслуги. По сложившейся практике, в честь человека могут назвать небесное тело спустя три года после его смерти.

Имена собственные, которые присваивают объектам, необходимо выражать на языке оригинала. Для выражения на другом языке следует использовать транслитерацию, но ни в коем случае не пытаться их переводить.

Сколько стоит название космического объекта

Фото: nasa.gov

Ответ – нисколько. МАС не торгует именами звезд, планет и их поверхностей. Однако существует множество компаний, готовых продать подарочные сертификаты с названием для любого объекта в космосе.

На сайте одной из таких компаний в рунете самые тусклые звезды стоят чуть дороже одной тысячи рублей. За эти деньги вы получите сертификат, фотографию созвездия, где находится объект и его описание. Но это лишь начало – сверхмассивная Черная Дыра обойдется уже почти в 200 тысяч рублей, а экзопланета почти в 400 тысяч.

Астрономы такие названия не признают. "Вы получите дорогостоящий лист бумаги и временное ощущение счастья, как если бы выпили чашку чая вместо выписанного доктором лекарства", – говорится в заявлении Международного астрономического союза о коммерческих торговцах космосом.

Куда заявить об астрономическом открытии

Чтобы сообщить об открытии космического объекта, следует связаться с Центральным бюро астрономических телеграмм (МАС). Проще всего отправить письмо по адресу: cbatiau@eps.harvard.edu. Сотрудники Бюро регулярно отслеживают почту.