Новости

Новости

16 января 2017, 15:38

Культура

10 неизвестных: Тициан, Пикассо и Эль Греко в "воображаемом музее"

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Голова Луция Вера, Рим. 70-е годы II века

До 12 февраля в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет работать выставка "Голоса воображаемого музея Андре Мальро", куратором которой стала президент ГМИИ им. А.С. Пушкина и бывший директор музея Ирина Антонова. В экспозиции представлены уникальные произведения искусства, созданные в самых разных странах мира в разное время – от ритуальных египетских сосудов XIV века до нашей эры до кубистических экспериментов Пабло Пикассо или от тотемных статуэток из Кот-д Ивуар до "Портрета писателя Льва Николаевича Толстого" кисти Николая Ге. Казалось, бы что общего у этих произведений? Что всех их объединяет? Знаменитый общественный деятель Франции ХХ века, писатель, философ, министр культуры в правительстве Шарля де Голля знал точный ответ на эти вопросы.

Портрет мужчины с пышной шевелюрой, Египет, Фаюм. Середина II века н. э.

Портрет мужчины с пышной шевелюрой, Египет, Фаюм. Середина II века н. э.

Если попытаться в двух словах объяснить, что такое "воображаемый музей" Андре Мальро то, наверное, правильным будет сказать, что в основе его лежит принцип "все лучшее сразу". Представьте "Джоконду" да Винчи, "Гернику" Пикассо и "Девочку с персиками" Серова и Венеру Милосскую в Сикстинской капелле, расписанной Микеланджело. А теперь попробуйте понять, есть ли у этих произведений что-то общее? Что их может объединить? Многообразие женских образов? Торжество искусства над временем? История? Да, но не только. Мальро считал, что вся культура человечества – европейская, христианская, восточная или древняя – имеет общие коды, символы и знаки. И только воспринимая их все вместе мы можем понять, что такое искусство на самом деле.

Антонелло да Мессина "Портрет молодого человека", 1478

Антонелло да Мессина "Портрет молодого человека", 1478

Конечно, собрать такую коллекцию в одном месте невозможно, но помимо известных шедевров есть и "неизвестные" – великие произведения искусства, которые ничуть не хуже своих популярных "современников", принадлежащие кисти того же или другого мастера. Например, "Портрет молодого человека" Антонелло да Мессина является ровесником "Мадонны Бенуа" или "Мадонны с горностаем" Леонардо да Винчи. И он также прекрасен. Также, как и у Леонардо, портретируемый сидит на фоне пейзажа, расстилающегося до горизонта. Молодой человек смотрит на зрителя чуть сверху, темные волосы и одежда обрамляют его лицо, расставляя акценты. Красивый нос и подбородок ничуть не обобщают образ, как это происходит у да Винчи. Наоборот, мы видим конкретного человека с конкретными физиогномическими особенностями.

Эль Греко "Святой Иоанн Креститель"

Эль Греко "Святой Иоанн Креститель"

Экспозиция выставки поделена на четыре раздела: "Многоликая древность", "От сакрального к идеальному", "От идеального к реальному", "На пути к модернизму". Произведения искусства, представленные в этих разделах, не всегда совпадают по времени создания, но созвучны по настроению, мировосприятию или составляют интересные параллели по формальным признакам. Так, например, интересно сравнить, насколько сдержанным кажется, по сути, светский портрет кисти Антонелло да Мессина рядом со "Святым Иоанном Крестителем" Эль Греко. Второй образ более динамичен, тело приняло более свободную позу, образ больше не сдерживает визуальный контакт со зрителем. Кажется, святой о чем-то задумался и печально смотрит куда-то в сторону.

Тициан Вечеллио и мастерская "Портрет Папы Павла III"

Тициан Вечеллио и мастерская "Портрет Папы Павла III"

Художник Тициан Вечеллио известен как один из величайших колористов венецианской живописной школы. Для каждого образа, особенно в поздний период творчества, он разрабатывал индивидуальное цветовое решение, пытаясь передать разнообразие тканей, материалов, освещения, внешних особенностей своих героев. Особенно в портретах, таких как "Портрет Папы Павла III". Обратите внимание, что Папа сидит не как каменный истукан: он чуть сгорблен, одна рука лежит на подлокотнике кресла, другая – свободно на колене, а потертая алая бархатная папская накидка с золотистым отблеском кажется такой же древней, как и сам Папа Павел III. В этих деталях заключается большое достижение Тициана – шаг к реализму.

Жорж де Латур "Святой Фома с копьем", ок. 1630

Жорж де Латур "Святой Фома с копьем", ок. 1630

Фома Неверующий обычно изображался совершенно по-другому: святой, не поверив воскресшему Христу, прикасается к его ранам на теле. Жорж де Латур, согласно "реалистичным" тенденциям своей эпохи отходит от канонов. Художник изображает святого с копьем. Это явно портретное изображение, написанное, скорее всего, с какого-нибудь рабочего или бродяги. Крупные мужицкие руки и выразительные черты лица складываются в очень сильный художественный образ, который де Латур дополняет прекрасно написанным бирюзовым плащом, ниспадающим с плеч святого Фомы.

Франсиско Гойя "Колосс (паника)"

Франсиско Гойя "Колосс (паника)"

Франсиско Гойя жил в XVIII веке и был современником, к примеру Жака-Луи Давида (которого, кстати, люто ненавидел). Но он настолько опередил свое время, что, оказавшись на выставке в ГМИИ в одном ряду с Пикассо, сложно представить, что между этими художниками больше века. Его поздние символистские работы предвещают беды, страхи и разочарование XX века.

Николай Ге "Портрет писателя Льва Николаевича Толстого", 1884

Николай Ге "Портрет писателя Льва Николаевича Толстого", 1884

Если сравнивать "Колосса" Гойи и "Портрет писателя Льва Николаевича Толстого", то что вам покажется более современным? А если сопоставить тот же портрет с образом Папы Павла III кисти Тициана, можно ли найти общее в этих изображениях умудренных сединами стариков? И вообще, что Толстой символизирует для русской культуры? Эти вопросы мог бы задать Мальро каждому посетителю выставки в ГМИИ. Попробуйте ответить на них, глядя на представленные в экспозиции шедевры, – в этих ответах и заключается секрет вашего личного "воображаемого музея".

Анри де Тулуз-Лотрек "Клоунесса Ша-Ю-Као, артистка Мулен-Руж", 1895

Анри де Тулуз-Лотрек "Клоунесса Ша-Ю-Као, артистка Мулен-Руж", 1895

Афиши и рисунки Анри де Тулуз-Лотрека стали таким же символом новой эпохи, как, скажем, кино или реклама: они шли рука об руку. Появлялись новые герои, рождались новые виду искусства. На рубеже XIX и XX веков стало очевидно, что после импрессионистов искусство никогда не будет прежним, и художникам придется каждый раз искать новые средства выразительности. Тулуз-Лотрек все еще рисует прекрасных парижанок, а кубизм уже не за горами.

Пауль Клее "Святая внутренним светом", 1921

Пауль Клее "Святая внутренним светом", 1921

1921 год. Кубисты успели потерпеть разгром и уже стали легендой, футуристы и супрематисты "взрывают" художественный мир и плоскость картин своими новыми образами, а немец Пауль Клее рисует символическую "Святую внутренним светом" так, как если бы это было произведение первобытной культуры. В этом и заключается цикличность и единство всей истории искусства – в способности понять и почувствовать те коды, которые составляют его основу.

Пабло Пикассо "Плачущая женщина у стены", 22 октября 1937

Пабло Пикассо "Плачущая женщина у стены", 22 октября 1937

Пережив аналитический и синтетический кубизм, попробовав себя во всех стилях направлениях, Пикассо уже физически и морально не мог вернутся к реалистическому изображению. Да и зачем воспроизводить иллюзорный окружающий мир, если можно создать свой, новый? Этот вопрос беспокоил всех без исключения художников XX века, но Пикассо, пожалуй, был тем, кто его сформулировал впервые и окончательно.

И ему до сих пор так никто на него и не ответил. Поэтому если бы для "воображаемого музея" XX века можно было выбрать только одну работу, это точно была бы работа Пабло Пикассо.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика