Новости

Новости

11 января 2017, 12:49

Общество

Не только техника: зачем животные работают в аэропортах

Без животных сложно себе представить современную жизнь. У многих из читателей есть домашний любимец, но существуют животные, задача которых не просто радовать своего хозяина – их служба действительно "и опасна и трудна", в частности аэропорт не может работать без сотрудников из числа животных – собак и птиц. Зачем нужные животные в аэропортах, читайте в материале m24.ru.

Бордер-колли Нюша из кинологической службы аэропорта. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

Вряд ли кого-то удивит наличие в аэропорту служебных собак. Если уж не своими глазами, то в новостях или в кино явно большинство их видело. Несмотря на то множество техники, которое существует сейчас, ничего надежнее носа четвероногого друга, пока не изобрели.

Каждая служебная собака – специалист. Причем, специалист узкий – собака натренирована на что-то одно – если она умеет искать взрывчатку, то не сможет эффективно работать на поиске, например, наркотических веществ. Кинолог сам выбирает с какой собакой ему работать, никаких конкретных требований к породе служба не предоставляет. В аэропорту служат лабрадоры, спаниэли, бордер-колли, немецкие овчарки, бельгийские овчарки и другие.

Определенные требования предъявляются к кинологам – с улицы сюда не попасть, на работу берут только тех, кто имеет уровень не ниже инструктора по профилю "минно-розыскная деятельность". Ежегодно свой профессионализм кинологи и собаки подтверждают на сертификационных испытаниях, а раз в квартал проводятся тактико-специальные занятия.

Работают кинологи сменами по 24 часа, однако собака непрерывно работать не может – она должна работать не более 8 часов, из них – не более двух часов непрерывно. Стандартная схема – 45 минут работа, 10-15 отдых. Такие временные рамки – не блажь, ведь как здесь уточняют: "Сытая, здоровая и отдохнувшая собака работает хорошо", а хорошая работа – это залог безопасности пассажиров. К слову, во время работы у собаки повышается температура на три-четыре градуса.

Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

В отличие от собак, работа других представителей фауны – птиц – пассажиру заметна куда меньше, многие даже не знают что они в аэропорту есть. Подразделение, в котором они трудятся, называется "аэродромная служба", главной задачей которого является, выражаясь формальным языком, создание неблагоприятных условий пребывания птиц в аэропорту и на прилегающей территории.

Попадание птицы в двигатель – очень серьезная и опасная внештатная ситуация, да и в столкновении птицы с корпусом самолета приятного мало. Поэтому в аэропорту проводится целый комплекс мер для того, чтобы пернатых на территории было как можно меньше (а в идеале, не было совсем). В арсенале для этого есть множество разных средств – таких как биоакустические установки (6 стационарных – в местах наиболее вероятного появления птиц и 2 мобильных, на автомобилях УАЗ). Также применяются и такие вещи как пугала, натягиваются блестящие ленты, подвешиваются шары с глазами, имитирующие хищную птицу.

Способы могут показаться устаревшими, однако это дешевые, но при этом достаточно эффективные приемы. На вооружении стоят духовые ружья для отпугивания птиц (огнестрельное оружие категорически неприемлемо для использования на территории аэропорта), газовые пушки (имитирующие звук выстрела пулемета), пиротехника и прочее. 6-7 раз за сезон по всей площади летного поля выкашивается вся трава таким образом, чтобы ее высота не превышала 10-15 см, ликвидируются все заросли бурьяна, кустарника, промоины, колеи – все места где птицы могут гнездиться. Проводится ежедневное патрулирование территории аэропорта и периодическое патрулирование прилегающей территории.

"За все время наблюдения ни разу не было столкновений самолетов с врановыми птицами," – отмечают в аэродромной службе. Самые опасные виды – это пролетные чайки, хищные птицы (в особенности перелетные), мелкие птицы (такие как жаворонки, дрозды, скворцы), куропатки и утки.

При всем разнообразии методов борьбы, они все упираются в одну проблему – отсутствие фактической опасности для птиц. Со временем, привыкнув к тому что физически им ничего не угрожает, они могут уже не воспринимать меры противодействия (эффективность акустических средств, по словам работников – 25%).

Орнитологи

В своей работе аэродромная служба сотрудничает с МГУ и с НИИ охраны природы. По российскому законодательству, чтобы содержать диких животных, требуется специальное разрешении.

Ястреб-тетеревятник и специалист аэродромной службы. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

Чтобы держаться подальше от аэропорта, птицы должны чувствовать реальную опасность. И вот здесь уже на помощь приходят "специалисты по орнитологическому обеспечению безопасности полетов" – три человека, каждый из которых работает с одной из трех штатных хищных птиц (два ястреба-тетеревятника и один ястреб-перепелятник). У орнитологов также есть собака – сеттер. При обнаружении скопления птиц производится "напуск" хищной птицы. Если это врановые – напуск производится с машины, если утки или куропатки, то собака вспугивает птиц, а ястреб ловит.

Ястреб-тетеревятник. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

В отличие от собаки, птица к человеку не привязывается, поэтому с ней постоянно общаются, проводятся дрессировки. Однако, птица все равно может улететь. На этой случай на ней установлен датчик, по которому птицу отслеживают (принцип "охоты на лис"), увы это тоже не панацея. Как и любой радиосингал, сигнал датчика подвержен помехам, а в Москве и Подмосковье их достаточно. Однажды улетевшую птицу нашли в Серпухове, по словам работников "для орнитологов провести ночь или сутки в поисках птицы – обычное явление".

Датчик, по которому можно отыскать улетевшую птицу. Фото: m24.ru/Андрей Перечицкий

Собак и птиц можно по праву считать полноценными работниками аэропорта. Их работа может быть не на виду у пассажира, однако она от этого не становится менее важной. Авиация – не та отрасль, где можно надеяться на "авось". Впрочем, не думаю, что это слово здесь вообще когда-либо использовали. И люди, и собаки, и птицы выполняют одну общую важную задачу. Авиационная безопасность – не пустой звук.

Андрей Перечицкий

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика