Новости

Новости

17 декабря 2016, 12:45

Культура

Грубая нежность: группа "БезШтампов" о ванили, протесте и гармонии

Название группы "БезШтампов" говорит само за себя. Ребята крушат стереотипы с помощью самых разных инструментов: от неоднозначных метафор в текстах до создания легкой, но драйвовой музыки. Фронтмен коллектива Денни Садовский поделился с m24.ru секретами очищения сознания от штампов и рассказал, как петь о любви и не быть ванильными, что общего между порно-фильмами и рассказами Льва Толстого и почему близки гармония и противоборство.

Фото предоставлено коллективом. Автор: YugiSal

Спецпроект m24.ru "Делитесь музыкой": пусть мир вас услышит

– C чего все начиналось?

– Образовались мы почти пять лет назад. Тогда я еще вел радиопрограмму под названием "Без штампов". В какой-то момент меня позвали в группу просто попеть. Мы ознакомились с материалом, и поняли, что нужно делать свои, новости песни, поскольку готового на тот момент ничего не было. Так и получилось: позвали просто попеть, в итоге стал играть свою музыку.

– Каково было ощущать себя в роли музыкального проводника, будучи радиоведущим? Больше нравится говорить о музыке или делать ее?

– Радио – это интересный опыт. Мне было интересно посмотреть на музыку с другой стороны, понять артиста и так далее. Сегодня мне больше нравится писать музыку самому, чем говорить об этом. В противном случае я бы этим не занимался.

– Кто-то поет о частном, кто-то поет об общем. О чем поете вы? Можно ли назвать ваши песни душевным стриптизом?

– Это можно назвать душевным извращением, да чем хочешь (смеется). А пою я обо всем понемногу. Петь о том, чего ты не знаешь, очень сложно. Я просто пишу о том, что важно, что было со мной или с моими знакомыми, если это показалось интересным.

Философия порно-фильмов и Лев Толстой

Фото: ТАСС

– Вы называетесь "БезШтампов", а что такое штампы для вас? Как вам удалось от них избавиться?

– Это клише, которые люди вешают друг на друга. Исходя из этих клише, они друг с другом общаются. Мне кажется, своего рода спором со штампами будет наша песня "Порно".

– И о чем она?

– А о чем вы, в первую очередь, подумали? Каждый раз, когда я получаю ответ на этот вопрос, мне приблизительно становится понятно, как мыслит человек, потому что в самом очевидном случае набор его штампов сыграет прежде, чем он.

– В таком случае, о чем песня "Порно", если исключить стереотипное восприятие этого жанра?

– Это песня о том, как люди друг друга съели.

– По-вашему, эта песня – о процессе взаимопоглощения людей?

– Песня о том, во что может превратиться личная жизнь, если не уделять достаточного внимания принципиально важным ее аспектам. Тогда вся жизнь может превратиться в большой порно-фильм, причем, не самый качественный.

– В данной композиции вы проводите аналогию с произведениями Льва Толстого. Почему вы сравниваете столь спорный киножанр с классикой русской литературы?

– В повести Толстого "Крейцерова соната" прослеживается одна мысль – в любых отношениях должно быть что-то большее, чем физическая близость. Если примирение и взаимный интерес держатся только на этом аспекте, вероятность не очень хорошего окончания отношений достаточно велика. Об этом, собственно, и говорит строчка из нашей песни "но, как в рассказах Толстого, не сделаешь мира одними порно". У меня в жизни была связанная с этим история и я ее просто передал в песне.

– Порно для тебя – это штамп или метафора?

– Для меня – метафора, для многих – штамп.

Как избавиться от штампов

Фото: официальная страница группы VKontakte/Варвара Горюнова

– И как же помочь людям избавиться от штампов?

– Наверное, для этого нужно перестать мыслить одной оценкой и просто понять, что для тебя приемлемо, а что – нет, при этом никого не осуждая.

– Многие относят к штампам песни о любви и других простых, но важных общечеловеческих вопросах. Вы согласны с такой точкой зрения? Где находится та самая грань между штампом и хорошими песнями о банальном, но вечном?

– Песни бывают хорошие, а бывает… российская эстрада (смеется). Шучу. На самом деле, здесь можно руководствоваться очень разным подходом. Есть композиции, которые пишутся специально для того, чтобы потом они стали хитами, а есть песни, написанные просто потому, что они не могли не написаться. Два варианта: "я делаю это, потому что хочу нравиться людям" или "я делаю это просто потому, что не могу иначе". Наверное, штампы чаще встречаются в первом случае.

– Вам ближе второй вариант?

– Да. Мне может понравиться какая-то история из жизни, так почему бы об этом не спеть?

– Сегодня модно быть немодным. Вам не кажется, что намеренное избегание штампов – это тоже штамп?

– Очень хороший вопрос… Мне кажется, если вы не создаете из этого систему, вряд ли ваша деятельность превратится в штамп. Что такое "Без штампов"? "Без штампов" – это стремление к свободе, действия без ограничений. Все то, что ты можешь себе позволить с позиции своего выбора.

Петь о любви и не быть ванильными

Фото предоставлено коллективом. Автор: Таня Коленова

– На просторах сети вы как-то упоминали, что песня "Солнце" сыграла с вами злую шутку – слушатели стали ассоциировать вашу группу с ванильными песнями о любви. После этого ты сделал на эту композицию роковую аранжировку…

– Это был интересный ход: мы попрощались со старой концертной программой и начали новую с прогрессивной аранжировки на эту песню. Поначалу публика приходила в оцепенение от нового звучания. Кроме того, впервые я вышел на сцену с новой версией песни как раз в тот самый день, когда во мне бурлила определенная ненависть – тогда я находился в поиске себя и еще не очень понимал, чего от меня хотела публика. В тот период у меня была дисгармония как с собой, так и с нашей аудиторией. Написание роковой аранжировки на легкую песню было для меня решением этой проблемы. Мне просто повезло, что на тот момент был микрофон – главный тот, у кого микрофон.

– Помогло это избавиться от сложившегося стереотипного мнения о вас и пострадал ли от этого оригинал песни?

– О нас все равно судят как о группе, поющей о любви в больших количествах. При этом мы не ванильные и сладкие – мы ребята с характером и теперь наша публика это знает. Оригинал песни вряд ли пострадал, просто в рамках новой концертной программы он стал звучать по-другому. Возможно, когда я пойму, что освободился от каких-либо других клише относительно себя, напишу уже другую аранжировку.

– Как вам удается так много петь о любви и не быть ванильными? Поделитесь секретом.

– Просто надо быть честными. Как не переборщить с "ванилью"? Да никак, просто не нужно стремиться повторять одно и то же. Здесь нужно просто работать над собой.

– Хочешь сказать, что аранжировка может повлиять на восприятие текста?

– Определенно. Аранжировка может изменить отношение к песне и мироощущению. Считаю, что аранжировка – это хороший инструмент для ума, поэтому иногда ее полезно менять. Когда мы создавали нынешнюю программу два года назад, мы кардинально поменяли все аранжировки.

Протест и андеграунд

Фото: официальная страница группы VKontakte/Варвара Горюнова

– В одном из ваших постов в социальных сетях вы написали, что "Атмосфера Пи" – яркая песня с налетом протеста и андерграунда". Против чего вы протестуете и что такое андеграунд для вас?

– Для нас андеграунд – это все, что не мэйнстрим. В этом случае стоит разобраться в том, что же такое мэйнстрим. Сегодня мэйнстрим превратился в определенный мыльный пузырь – как правило, такая музыка без проблем попадает в ротации. Но это не значит, что если мы попадем в ротацию, мы перестанем быть андеграундом. Андергаунд – это просто более свободная и менее форматная музыка, которую мы и пишем. Что касается протеста, конкретно в этой песне очень много подростковых воспоминаний, а подростковый возраст – это всегда протест. У нас есть и другие песни, которые многие воспринимают как протест по непонятным нам причинам.

– Хочешь сказать, что протеста как такового в вашем творчестве нет?

– Протест подразумевает разрушение, мы же скорее строим. Мы делаем то, что мы хотим. И иногда нам за это влетает. Например, у меня есть песня "Мой дом – не место для войны", вышедшая в 2014 году, когда происходили небезызвестные события на Украине. Многие восприняли это как политическую песню – но сами мы к этому не стремились. Там нет ни слова, ни про Россию, ни про Украину, да и вообще там нет никакого политического подтекста – я написал эту песню, пока пылесосил.

– Считаете ли вы, что протест – это неотъемлемая часть андеграунда?

– Андеграунд – это музыка подворотен. Должна ли она обязательно быть протестной? Наверное, нет. Вообще, над этим вопросом можно долго размышлять. Во мне же протестного мало, если не затрагивать те вещи, с которыми я принципиально не согласен.

Гармония и противоборство

Фото предоставлено коллективом. Автор: Таня Коленова

– Можете ли сказать, что ваше творчество ориентированно преимущественно на женскую аудиторию?

– Нет. По крайней мере, слушатели говорили, что мы больше ориентированы на молодежь от 17 до 25 лет. Если же говорить о тех самых сентиментальных композициях, когда я мониторил репосты и лайки в интернете, столкнулся с забавной вещью – все наши самые слезливые песни к себе на стену, как правило, добавляют мужики. Девочки в наше время любят, что пожестче.

– Какова роль женского и мужского в ваших песнях? Где начинается одно и кончается другое? Или у вас Инь-Ян?

– В нашем творчестве больше меня, в смысле, Инь-Ян (смеется). Я – это сочетание грубости и нежности. Кроме шуток, в наших песнях есть и то, и другое.

– Ты имеешь в виду гармонию?

– Скорее противоборство.

– Хочешь сказать, что гармония рождается в противоборстве?

– Смотря в чем. Если во мне, то все зависит от конкретного периода жизни. Вообще вопрос философский. Если говорить о творчестве, ты просто берешь и пишешь. Как правило, противоборства бывают в работе с музыкантами, когда ты пытаешься донести какую-то мысль для всех. Иногда бывают состояния, когда меня в творчестве больше, чем нужно. Однажды я стоял в банке, чтобы получить карточку, и меня накрыло вдохновением прямо в толпе. Бывало и такое, что у меня рождались песни в метро, прямо во время пересадки с одной станции на другую. По своему опыту скажу: лучшими всегда оказывались песни, написанные за пять минут.

– Ты поешь о сокровенных вещах. Появлялись ли у тебя какие-то барьеры, прежде чем ты решался донести эти мысли до публики?

– Барьеры есть всегда, другое дело, что их нужно преодолевать. Через песни я проживаю себя заново. Я проговариваю свои больные углы, мне есть куда это выплеснуть посредством музыки. После чего становится легче как мне, так и слушателям, у которых, возможно, есть похожие переживания. При этом сам факт соучастия публики здесь вторичен – важнее сам выплеск. Кто-то пьет, кто-то выговаривается, а кто-то – пишет песни. Барьеры же надо просто ломать и все.

Музыкальная эволюция

– Вы существуете почти пять лет, можешь ли подвести какой-то творческий итог на данном этапе? Что уже сделано и что предстоит сделать?

– За пять лет я понял, как нельзя работать в группе – это самый полезный навык. Ты являешься музыкантом только в момент, пока ты пишешь песню – дальше, во время работы с коллективом, ты уже становишься менеджером и организовываешь этот процесс. Здесь важна как командная работа, так и работа над собой. При этом мои отношения с другими участниками коллектива нельзя назвать авторитарными – ребята очень понимающие музыканты. Кроме того, мы стараемся развивать коллективное воображение, визуализируя музыку во время игры в "Диксит"(настольная игра в ассоциации с картинками, направленная на развитие воображения – m24).

– Сейчас вы работаете над новым альбомом. Чем он будет отличаться от двух предыдущих?

– Альбом будет кардинально отличаться и содержанием, и подходом к музыке. Он будет более взрослым и роковым. Мы повзрослели. Издавать альбом будем тремя частями – все 15 песен мы разобьем на три главы. Первая часть будет черной, холодной и нефтяной. Она будет мрачной и серьезной. А, вот, про две другие пока не буду говорить. Концепция же альбома родилась сама собой в процессе написания песен. Туда войдут как новые, так и давно написанные композиции. Концепция альбома проста – это эволюция меня в трех частях. Да, я нескромный человек и пишу о себе.

– Планируете ли вы экспериментировать в других жанрах, помимо прогрессивного рока?

– В перспективе я бы очень хотел поработать с регги и босса-новой, а также попробовать эксперименты с электронной музыкой. Но вряд ли эти планы будут осуществляться в рамках предстоящей пластинки. В следующем же альбоме будут примеси не только рока: наряду с прогрессивными аранжировками там будут и джаз, и вальс, и вообще другая история.

– Скоро Новый год! Пожелайте что-нибудь молодым музыкантам и читателям m24.ru?

– Музыкантам хочется пожелать: не пишите неважных песен! Старайтесь меньше пытаться соответствовать чему-то и больше делать того, что действительно важно для вас, без чего вы не можете. Будьте собой, поскольку другие люди уже есть. Работайте над собой, это всегда полезно. Ну, а читателям – хорошей прессы и счастливого Нового года!

Спецпроект "Делитесь музыкой"

Редакция m24.ru запустила специальный проект "Делитесь музыкой", чтобы помочь молодым музыкантам найти новых слушателей. Если у вас есть такие знакомые, или вы сами экспериментируете с музыкой, поделитесь с нами. Присылайте на почтовый адрес yourmusic@m24.ru:

  • название группы или исполнителя;
  • контакты для связи;
  • ссылку, по которой можно послушать эту музыку.

Куратор проекта Маргарита Маслова внимательно изучит все письма и свяжется с избранными, чтобы записать интервью. Пока вы думаете, почитайте наши прошлые беседы с молодыми музыкантами. Новые тексты – по субботам.

Маргарита Маслова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика