Новости

Новости

04 февраля 2013, 01:57

Общество

Спектакль "Белоснежка и семь гномов" напомнил зрителям о политике

В Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского состоялась премьера спектакля "Белоснежка и семь гномов" по пьесе Олега Табакова и Льва Устинова. На первый взгляд спектакль кажется детской сказкой, однако все не так просто.

Сюжет братьев Гримм адаптирован под современность, здесь поднимаются вопросы войны и мира, деспотизма и справедливости, власти и любви, а некоторые зрители даже находят аналогии с современной политической ситуацией в России.

В полдень 2 февраля зал в театре Станиславского был полон зрителей – детей всех возрастов с родителями. На протяжении всего действа актеры держали внимание детей, заставляя их переживать за добрую Белоснежку, сочувствовать гномам и бояться Королевы.

"Ух ты!!! Какие симпатичные зрители!" – очень натурально восхищаются гномы в самом начале спектакля, выглядывая из-за бутафорских деревьев сказочного леса. Однако отличие от сказки братьев Гримм тут не только во вступлении.

Фото: М24.ru/Мария Сальхани

Гномы в спектакле – хранители времени. Пока они работают, время идет своим чередом. Имена гномов – дни недели, у каждого, как и полагается, свои особенности. Так, Четверг – поэт, Воскресенье – музыкант, а Вторник – изобретатель. Он придумал средство для роста, благодаря которому маленькие зрители видят на сцене не маленьких человечков, а вроде бы взрослых дядей, но на самом деле, конечно, это самые настоящие гномы.

"Мы пытались плясать от дней недели, чтобы Понедельник был строгий, Суббота помягче, Воскресенье вообще – все отдыхают, Среда – серединный, Пятница плачет всегда, потому что неделя рабочая заканчивается", – рассказала корреспонденту M24.ru исполнительница роли Белоснежки Анастасия Фурса.

Гномы держат в руках несметные богатства и скрывают их от людей, чтобы они не направили их друг против друга. "Мы все ждем, когда они перестанут воевать, а они все воюют и воюют, – сетуют гномы. – Люди – они не любят друг друга. Они ведут бессмысленные войны, постоянно грабят и убивают. Мы не лезем в их дела".

А клятва гномов вообще напоминает не просто о пацифизме, а о социализме: "Всё на всех, всё для всех! И горести и сласти – всем на равные части!".

Фото: М24.ru/Мария Сальхани

Отличается от своего литературного оригинала и Королева. Демоническая и саркастичная, одетая в красное шелковое платье, она напоминает Королеву Червей Льюиса Кэрролла. Она жаждет не красоты, а власти и войны. На службе у нее Летучие Мыши, которых она называет "мои мышки-чернушки".

Королева настолько деспотична, что запрещает птицам петь, пока она спит, колокольчикам – звенеть, а рыбам вольно плавать. В ходе очередной войны она захватывает Принца и пытает его, чтобы узнать, где находятся пещеры с сокровищами, в которых живут гномы.

Между тем Белоснежке вот-вот исполнится 16 лет, и она сможет вступить в свои королевские права. Поэтому коварная ведьма отправляет девушку со своим Исполнителем королевских желаний на болота, "собирать клюкву на королевский кисель". Исполнитель должен убить Белоснежку, но та волею случая спасает его из топи, и он отпускает ее.

Фото: М24.ru/Мария Сальхани

В лесу Белоснежка знакомится с гномами, однако Королева узнает об обмане, меняет обличие и подсовывает девушке отравленное яблоко. Спасти девушку от вечного сна помогают гномы и Принц. В конце дети смехом помогают Белоснежке, ее верным друзьям, Кактусу и Ромашке, и гномам побороть Королеву, обещающую устроить своей нерадивой падчерице "Майдан Незалежности".

В заключение гномы напутствуют: "Помните, ребята, главное в жизни – не мириться со злом". Это еще один момент, над которым подумать стоит не только детям, но и взрослым.

"Дети – очень непосредственная публика, которая выражает свои эмоции, комментирует время от времени. Взрослые смотрят с большим наслаждением – всем хочется вернуться в детство", – говорит Анастасия Фурса. И правда, после просмотра спектакля ощущение сказки остается даже у взрослых. Спектакль радует хорошим юмором и прекрасной игрой актеров.

Фото: М24.ru/Мария Сальхани

Отдельно хочется отметить образ Королевы. Неожиданно, но ее играет мужчина, Филипп Ситников, и играет великолепно. Об этой роли актер рассказал в интервью M24.ru.

Скажите, почему так получилось, что Королеву в спектакле играет мужчина? Мне кажется, это очень интересный, эксцентричный ход.

– Это дает нестандартное прочтение образа и добавляет ему разных черт – эксцентрических, гротесковых и комических. Таким образом, само зло высмеивается. Ну и, конечно, это стародавняя традиция, когда колдуний и ведьм играют мужчины. В балете это просто повсеместно. Если брать ведьм в "Сильфиде" и "Спящей красавице", эти партии танцуют мужчины, например - ведьму Карабос.

Вам интересна эта роль?

– Да, безусловно. Вообще зло всегда интереснее, чем добро. Здесь больше возможностей, богаче актерская и пластическая палитра. И есть над чем подумать.

Детей какого возраста в основном приводят на спектакль "Белоснежка и семь гномов"?

– Абсолютно разного, от четырех до 10-12. Это спектакль для всех возрастов, каждый может что-то свое "выцепить". Мои знакомые взрослые, например, которые приходили на спектакль, вдруг стали ассоциировать это с нашей современной политической жизнью: узурпация трона, Белоснежка – оппозиция, ее в болото, то есть на Болотную площадь, и так далее.

Одна из ваших ролей в театре – роль Коровьева в спектакле "Мастер и Маргарита" по роману М.А. Булгакова. Ходит множество слухов о мистических историях, происходящих с актерами после участия в этом спектакле. С вами случилось что-то подобное?

– Меня это как-то обошло стороной, тьфу-тьфу-тьфу. У меня мистическая история была связана с ведьмами из "Макбета". В прошлом сезоне, 19 октября, я потерял крест, а на следующий день мне позвонили и сказали, что приглашают на читку. Как это сочетается, я не знаю, но креста нет до сих пор, и до сих пор предлагают роли такого плана... Эта мистическая структура, которая направляет человеческую жизнь и приводит ее к какому-то знаменателю, – и есть самое интересное.

Следующий спектакль "Белоснежка и семь гномов" в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского состоится 17 февраля в 12:00.

Мария Аль-Сальхани

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика