Новости

Новости

27 октября 2016, 13:13

Общество

Живая ткань наших культур: планета отмечает День аудиовизуального наследия

Каждый год 27 октября планета отмечает Всемирный день аудиовизуального наследия. Несмотря на то, что сам праздник существует лишь с 2005 года, его основной призыв относится к тому, что непременно сопровождало человечество на всем его пути – восковым дощечкам, первым печатным книгам, виниловым пластинкам, кинопленке и многому другому.

О том, почему генеральный директор ЮНЕСКО призывает всех бережно относиться к кадрам высадки на Луну, и как развивались аудиовизуальные носители – в материале m24.ru.

Фото: ТАСС/Виктор Великжанин и Альберт Тавакалов

Выход из пещеры

Аудиовизуальные источники существуют с момента появления людей на Земле, и являются бесценным свидетельством того, чем человечество занималось с древнейших времен. Благодаря тому, что пещерный человек изобразил с помощью угля на стене, мы знаем о существовании саблезубых тигров, мамонтов и о том, как тяжко, порой, приходилось с копьем идти добывать жене новую шубу.

Позднее копье сменилось более совершенными инструментами, а вместе с ними развивались и источники аудиовизуальной информации.

Самый большой технологический "бум" произошел в начале XX века – он привел к появлению огромного числа различных форматов, позволяющих хранить и воспроизводить фото, музыку и видео.

Именно их сохранностью и обеспокоилась ЮНЕСКО в 2005 году. Соответствующая резолюция включает в список аудиовизуального наследия фильмы, радио- и телепрограммы, а также различные аудио- и видеозаписи. В ЮНЕСКО уверены, что эти элементы нашей культуры являются важнейшим способом преодоления языковых и культурных границ нашего мира.

Сохранение  этого  наследия  зависит от осознания его подлинной  ценности. К сожалению, значительная его часть уже безвозвратно погибла в результате непонимания его ценности, химического распада или технологической отсталости. Но можно ли себе представить утрату таких запечатленных нами судьбоносных моментов, как первая высадка человека на Луне или выход на свободу Нельсона Манделы?
Ирина Бокова
Генеральный директор ЮНЕСКО

С чего все начиналось: первые аудио- и видеоформаты

Фото: YAY/ТАСС

Итак, большой прорыв в развитии аудиовизуальных источников произошел в конце XIX – начале XX века, когда уровень технологического развития позволил инженерам начать экспериментировать с новыми способами записи, хранения и воспроизведения звука или картинки.

С тех самых пор и до появления цифровых носителей информации наиболее важными открытиями стали граммофонная запись и виниловые пластинки, а также магнитные ленты, которые, помимо музыки, позволяли записывать и воспроизводить кино- и фото- хронику.

Первая граммофонная запись относится к 1860 году – тогда французский изобретатель Эдуард Ленон Скотт де Мартенвиль записал и воспроизвел на своем фонографе отрывок из французской народной песни.

В 2008 году исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили ее в парижском архиве – эта запись была начерчена на листе бумаги с помощью масляной лампы.

Виниловые пластинки. Фото: m24.ru/Александр Лесных

Спустя почти сто лет одна из старейших американских звукозаписывающих компаний Columbia изобрела формат long play (сокращенно – LP), с которым каждый, но хоть раз встречался. Это 12-дюймовая виниловая пластинка, которую слушают на специальном проигрывателе. О том, что из себя представляет виниловая запись и почему в наши дни ажиотажный спрос на виниловые пластинки вернулся можно прочитать в нашем материале.

Параллельно винилу появилась и стала развиваться еще одна технология, а именно – магнитная запись. Как формат магнитные ленты стали активно развиваться в 1930-е годы в Германии. Тогда химический концерн BASF и производитель электроники AEG, каждый со своей стороны, стали заниматься продвижением магнитофонов и магнитной пленки как источника звука. BASF начал производство бумажной ленты, на которую напылял оксид железа, а AEG представил свой "Magnetophon-K1". Чем прослушивание таких лент напоминает поездку на раритетном "Ягуаре" мы также рассказывали в одной из статей.

Одна из первых фотокамер компании Kodak

Что касается фототехники, ее развитие несколько опередило появление аудиоформатов. Так, в 1853 году изобретение фотозатвора и сухих желатиносеребряных фотопластинок позволило сделать фотографию гораздо более простым и массовым занятием.

Огромным прорывом стало изобретение Джорджа Истмена, который в 1888 году выпустил первую бокс-фотокамеру Kodak.

Камера была заряжена рулонной фотопленкой на гибкой бумажной подложке. Это избавило фотографа от самостоятельной проявки фотопленки и каждый мог за 10 долларов отправить по почте свою камеру в компанию Kodak, а затем получить обратно проявленные снимки вместе с перезаряженной камерой.

Одна из перых видеокамер Parvo производства французской компании Debrie. Фото: wikimedia.org

Наконец, зарождение кинематографа пришлось на 1895 год, когда пионеры видеотехники начали собирать в своих мастерских первые киносъемочные и кинопроекционные аппараты.

Промышленный выпуск первых кинокамер начался в 1897 году благодаря стараниям Шарля Паре и Леона Гомона. Кинопленка же производилась фабриками "Люмьер" во Франции и все той же "Истмен Кодак" в США.

Тем не менее, кино в те времена обходилось без звука и цвета и, несмотря на то, что еще с конца XIX века существовали технологии ручной раскраски видеопленки, настоящая цветная съемка появилась уже во втором десятилетии XX века.

Кадр из фильма "Броненосец Потемкин"

Первым российским цветным фильмом можно считать "Броненосец Потемкин", хотя единственным его цветным элементом был разукрашенный красным цветом советский флаг. Существует легенда, что во время его премьерного показа 5 декабря 1925 года в Первом Госкинотеатре, в момент появления цветного флага на экране, у Иосифа Сталина изо рта выпала трубка.

От больших бобин к маленьким кассетам

Фото: YAY/ТАСС

Благодаря тому, что во второй половине XX века началось зарождение класса компактной и доступной бытовой видео- и аудиотехники, большие бобины магнитной пленки стали укладывать в гораздо меньшие корпуса – так появились первые аудио- и видеокассеты.

Масштабное производство аудиокассет (или компакт-кассет) начала компания Phillips в 1965 году, а серьезный прорыв в качестве их звучания пришелся уже на 1971 год, когда фирма Advent Corporation решила использовать для напыления не оксид железа, как BASF, а оксид хрома.

В Советском Союзе массовая история магнитофонов началась с аппарата "Десна", который производил харьковский завод "Протон" с 1969 года. Примерно тогда же началось и производство кассет – самый ранний экземпляр, найденный коллекционерами, был произведен на том же "Протоне" в 1967 году.

Фото: YAY/ТАСС

Переход к от бобин к видеокассетам произошел в 1971 году с появлением формата "Ю-митек", благодаря которому появилась и внестудийная журналистика. В домашнем использовании видеокассеты закрепились на пять лет позже, когда японская компания JVC изобрела формат VHS с пленкой шириной 1/2 дюйма (12,7 миллиметра).

Эпоха VHS

В России даже существует такое понятие, как "эпоха VHS" – с ней связывают самые популярные голливудские блокбастеры, которые жители нашей страны смотрели взахлеб в 80-е и 90-е годы прошлого века. Именно на этих кассетах впервые можно было увидеть такие фильмы, как "Терминатор", "Кикбоксер", "Разрушитель", "Без лица", "Один дома", "Фантазм", "Кошмар на улице Вязов", "Чужой" и многие другие.

Цифровая революция

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Появление компьютерной техники стало важнейшей вехой в истории аудиовизуальных форматов. С этим этапом технического прогресса связан абсолютно новый принцип хранения данных, а именно – в цифровом виде.

Основным отличием цифровых источников от аналоговых является абсолютная универсальность медианосителя, который позволяет хранить текстовые, аудио-, фото- и видеофайлы в одном корпусе.

Фото: YAY/ТАСС

Первыми массовыми носителями информации стали магнитные дискеты, большая часть которых выпускалась в форматах 5,25 и 3,5 дюйма. Последние имели совсем небольшой для современной цифровой техники объем хранения данных – 1,44 и 2,88 Мегабайта.

Современный компьютер с памятью 1 Терабайт может хранить информацию, записанную одновременно на 728 тысяч дискет. При том, что вес дискеты примерно равнялся 15 граммам, их общий вес составил бы порядка 11 тонн.

Малый объем памяти на дискетах не позволял хранить большие видео- или фотофайлы, поэтому параллельно магнитным дискам продолжали жить и аудио-видеокассеты. Кстати, совсем недавно последняя фирма, производившая видеомагнитофоны объявила об окончательном закрытии производства.

Фото: YAY/ТАСС

Ситуация кардинально изменилась с появлением оптических дисков, представленных компаниями Sony и Phillips. Их емкость равнялась примерно 700 Мегабайтам, что уже позволяло записывать на один диск до 80 минут аудио в хорошем качестве или поместить на него фильм.

Фото: ТАСС/Мария Лысцева

Дальнейшее развитие видеотехники привело к серьезному росту качества изображения, а значит – необходимо было придумывать новые форматы, которые позволили бы их вмещать. Так появились сначала DVD объемом до 4,7 Гигабайта (4700 Мегабайт), а затем и двухслойные DVD (DVD-DL) объемом до 9 Гигабайт.

Фото: YAY/ТАСС

В наши дни отпала и необходимость использования оптических дисков – им на смену пришла флэш-память, основанная на технологии полупроводников. И если первые "флешки" имели сравнительно небольшой объем, то сейчас память некоторых из них достигает целого Террабайта (1024 Гигабайта).

В заключение

Кадр из фильма "Эквилибриум"

Тема сохранения нашего аудиовизуального наследия находит живой отклик и в массовой культуре. Больше всего на эту тему любят порассуждать антиутописты – здесь можно вспомнить роман Рэя Бредбери "451 по Фаренгейту" или же фильм Курта Уиммера "Эквилибриум". Несмотря на очевидную разницу в сюжете, оба произведения говорят нам о недопустимости уничтожения нашего культурного наследия и показывают, какой хаос наступит в обществе, если мы будем сжигать картины Леонардо да Винчи и граммофонные записи Бетховена.

Так что если вы решили избавиться от старых виниловых пластинок или кинолент – не спешите складывать их в мусорный мешок, а лучше предложите коллекционерам. Сейчас в интернете существует огромное число сообществ, где люди бесплатно раздают ненужные вещи. Воспользовавшись одним из них вы запросто можете найти своей коллекции новый дом и "добрые руки", а вместе с тем – сделаете большой шаг навстречу спасению нашего культурно-исторического наследия.

Александр Лесных

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика