Новости

Новости

03 августа 2016, 19:35

Общество

700 лет рублю: история российской валюты после 1917 года

Фото: ТАСС/Павел Смертин

Деньги не любят суеты. И уж совсем не терпят потрясений. Эта аксиома обретает силу всякий раз, когда вчитываешься в страницы истории рубля после двух русских революций 1917, судорожных действий советского правительства 1990 и провалившейся попытки госпереворота 1991 года. M24.ru продолжает серию материалов об истории отечественной валюты.

После революции

Скинув царя-императора по весне 1917 года, революционные массы водрузили в стране Временное правительство. Одно из самых первых его решений – смена денег. Мера, в общем-то, вынужденная. Потому как, если во второй половине XIX века, следуя выводам великого русского сатирика и крупного государственного чиновника Михаила Салтыкова-Щедрина, "за рубль и так ничего не дают, а скоро будут давать в морду", то во второй половине второго десятилетия ХХ века, за предложение рубля запросто могли "порешить".

На "керенках" (так в просторечии звались выпущенные достоинством в 250 и 1000 рублей бумажные деньги новой России – по фамилии председателя Временного правительства Александра Керенского) изобразили Таврический дворец – здание тогдашней Госдумы и двуглавого орла, с коего сбросили корону, державу и скипетр. Т.е лишили всей атрибутики царской власти, за что гордая птица на новых купюрах была тут же прозвана общипанной.

С таким же пренебрежением россияне того времени отнеслись и к самим "керенкам". Но, волею обстоятельств, эта, как бы сказали современные финансисты "промежуточная валюта", оставалась в обращении и после прихода к власти большевиков, и во время долгой Гражданской войны, и после ее окончания – вплоть до 1922 года, в конце которого был создан Союз Советских Социалистических Республик.

Свои деньги в 1917–1922 годах кто только не выпускал. Советский писатель Всеволод Иванов, автор знаменитой повести "Бронепоезд 14-69", любил рассказывать, как в 1919 году в Омске устроил пир для друзей на деньги, которые нарисовал сам.


Да и как было не разгуляться фальшивкам в такое время, если сама новая власть шла на выпуск потешных региональных денег. Госбанк РСФСР в Архангельске отпечатал банкноты с изображением моржа – в народе их тут же нарекли "моржовками". На территории нынешней Карелии некий народный банк резал на 4 части "керенки", сверху приклеивал к ним свои бланки и венчал эту аппликацию печатью с императорским двуглавым орлом.

Но едва ли не самыми знаменитыми в первые годы советской власти были деньги Якутии. Там отделение Наркомфина пустило в обращение огромнейшую коллекцию винных этикеток своего шефа. На каждой он оставлял подпись и своей рукой проставлял сумму. Так, этикетка от мадеры (их было больше всех в коллекции) означала 1 рубль, от кагора – 10 рублей. В самой большой цене были этикетки от портвейна с надписью "Натуральное лечебное вино Порто". На них рисовали 25 рублей.

Ленин и его соратники пытались узаконить собственную денежную систему. В феврале 1919 года были выпущены "расчетные знаки Р.С.Ф.С.Р." отдельными купюрами в 1,2 и 3 рубля. Однако, к новому, 1920 году номинал печатной бумаги пришлось подрастить – появились банкноты в 15,30, 60, а месяцем позже – в 100, 250, 500 и 1000 рублей. На тысячной купюре на семи языках (русском, английском, немецком, французском, китайском и арабском) напечатали: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

1920-е

К концу 1920 года, когда Гражданская война близилась к завершению, цены в стране, по сравнению с последним предвоенным,1913, годом поднялись в 30 тысяч раз.

Столько это стоит:

  • пуд (16,38 кг) ржаной муки – 140 тысяч;
  • пуд картошки – 20 тысяч рублей;
  • одна остановка на трамвае – 500 рублей, две остановки – 900 рублей.

  • Познавший вкус многолетней жизни в ведущих государствах Европы, ее темного и светлого пива, ветчины, сыра, сладких булочек, а также, разумеется, и цену ее денег, склонный к издевке, вождь советского государства Владимир Ленин в декабре 1922 года (за неделю до образования СССР) на IV конгрессе Коминтерна произнес: "Я думаю, что можно русский рубль считать знаменитым хотя бы уже потому, что количество этих рублей превышает квадриллион".

    Чуть раньше этого заявления в обиходе страны появилось слово "лимон". Так в 1921 году, задолго до 90-х, стали называть новые советские деньги. Купюры, образ которых еще каких-то лет 8–10 назад не смогли бы представить даже самые крупные промышленники, банкиры и торговые люди России, выпустили 15 сентября 1921 года номиналом в 1, 5 и 10 миллионов рублей.

    Чуть позже коммунисты решились сделать откат в сторону чуждого им капитализма. Объявили о НЭП – новой экономической политике. С нее началась стабилизация рубля. Провели деноминацию по схеме 1 новый – 10 тысяч старых рублей. Отпечатали и новые денежные знаки: в 50 копеек, 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500, 1000 рублей. Отчеканили серебряные рубли. Их сначала хотели назвать на древнерусский лад гривнами или целковыми, но официально стали именовать червонцами. Так при Петре I звалась монета из чистого золота, весом в 3,47 грамма.

    С 11 октября 1922 года начался массовый выпуск золотых червонцев. За два года Госбанк СССР зафиксировал их на общую сумму 557,5 миллиона рублей. В общей сложности на 241 миллион рублей советские червонцы были обеспечены золотом и платиной в слитках, золото в монетах, американской, английской и шведской валютой. Остальная сумма (а это – почти половина) – "ценными товарами", как сказано в официальном документе. Опять не помогло. И с 1923 года, первого года существования СССР, по еще одной деноминации, один рубль приравняли к одному миллиону рублей, изъятому из обращения, и к 100 рублям в купюрах 1922 года.

    Реформу, направленную на укрепление советского рубля, сильно осложнял так называемый разменный кризис, вызванный массовым выпуском червонцев. Всюду на предприятиях время от времени вспыхивали волнения. Рабочие, получавшие зарплату в червонцах, нигде не могли их разменять. Новые советские ростовщики брали за размен 10, а то и все 20 процентов от суммы. В столовых, магазинах, кинотеатрах, на транспорте, как правило, не было сдачи.

    Разменный кризис смогли ликвидировать только к началу 1925 года. Но тут же возникла другая проблема: вес монет. 1 рубль металлическими копейками тянул почти на фунт – 328 граммов. А, кроме копейки, чеканились монеты в ее половину – полушки. Прикинув на весах, Монетный двор выбрал сплав: 95 процентов меди, 5 – алюминия. В таком соотношении монеты достоинством в 1, 2, 3 и 5 копеек чеканили до 1958 года. Сброс веса мелочи был приличным: старый пятачок весил 16,38 грамма, новый – ровно 5.

    Реформы финансов продолжались. Но стабильность денежной системы СССР сильно зависела от накоплений граждан. В 1931 году ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление – одна из "предтеч" ГКБ СССР, политический сыск) представила Иосифу Сталину аналитическую записку. В ней, в частности, было сказано, что на руках у населения остается золота, других драгоценностей на 200 млн. рублей. Их требовалось изъять.

    С задачей справились магазины срочно образованного в том же году Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами (Торгсин). В этой структуре советским гражданам позволялось в обмен на золото и драгоценности покупать дефицитные промышленные и продовольственные товары. Курс обмена был драконовским.

    За $ 1 в 1931 году в элитарном парижском магазине можно было купить 600 граммов отборного сливочного масла. В магазинах Торгсина на ту же сумму – всего 250 граммов.

    К 1936 году прообраз валютных магазинов "Березка" успешно справился с поставленной партией и правительством задачей, "выгреб" у населения все золотые запасы и был в одно утро удален с игрового поля советской торговли.

    В 1937 году в СССР появились новые банковские билеты. Они впервые вышли с портретом Ленина. А вот текст на купюрах "Банковый билет подлежит размену на золото" вскоре убрали. Потому как обмен рублей на валюту запретили, а за нелегальные операции с ней расстреливали. Тем не менее, именно в этом году власть, что на каждом шагу бахвалилась успехами построения социализма и культивировала невиданных размеров патриотизм, прочно и, в сущности, навечно привязала рубль к доллару США.

    Один "зеленый" в то время стоил 5 рублей 30 копеек. Но эта арифметика простым гражданам была не нужна – действовала только для Госбанка СССР и избранных страны Советов. К тому же, связка рубль-доллар приносила государству приличные доходы.

    В 1937 году наполнение советского валютного рубля соответствовало 0,167674 граммам золота. В 1950 году, несмотря на пережитую разрушительную войну, уже 0,222168, а с 1960 до 1990 - 0,987412 граммам. Иными словами, в недрах Госбанка СССР инвалютный рубль дорожал, по покупательной способности в отдельные годы опережал доллар. И очень выручал ЦК КПСС, который регулярно через доверенных лиц открывал латентные валютные счета на предъявителя в ведущих мировых банках Швейцарии, Великобритании, США и других стран. Эти деньги шли на прокорм присмотренных Кремлем в других странах революционеров, на организацию ими митингов, демонстраций протеста, террористических актов, а то государственных переворотов. С этих же денег обеспечивалась достойная жизнь лидеров малочисленных компартий, их отдых и лечение, издание газет.

    Имевшийся на руках советского населения рубль не имел с такими операциями ничего общего. Перед войной зарплата слесаря третьего, т.е. самого низкого разряда, 600 рублей в месяц. Это, так сказать, твердый заработок при соблюдении дневных норм выработки. Однако перевыполнение планов поощрялось не только морально, но и материально. "Многотиражка" московского завода "Серп и Молот" сообщила в июне 1939 года о бригадире сверловщиков Николае Иванове, который заработал одну тысячу рублей. По норме он должен был сдавать за смену 6 готовых деталей, но на деле, работая без перекуров, изготавливал 10 деталей. И, тем самым, выполнял план на 166 процентов. За это и получал больше остальных.

    В то же время, извещают сталинские статистические сборники, средний заработок инженера на производстве - полторы тысячи рублей. А средняя зарплата рабочих и служащих по РСФСР – 339 руб.
    На что тратились эти деньги

    Сколько это стоит?

    Хлеб

  • французская булка – 2 рубля 50 копеек
  • хала – 2.35
  • ситный с изюмом – 3.30
  • сухари ванильные – 6.70
  • Все цены указаны за 1 килограмм первого сорта продукции по "Прейскуранту цен", изданному для предприятий советской торговли в 1937 году.

    Крупа и мясо

  • пшено – 1 рубль 85 копеек
  • гречневая крупа ядрица – 4.05
  • манная крупа – 4.30
  • рис – 6.50
  • говядина – 9 рублей 20 копеек
  • баранина – 7.20
  • свинина - 10.20
  • телятина – 10.50

  • Гастрономия

  • корейка – 18 рублей 50 копеек
  • грудинка копченая – 16.50
  • колбаса вареная любительская – 11.60
  • ветчинно-рубленая и чайная по одной цене – 9.60
  • копченая московская – 26 рублей
  • полукилограммовая банка говяжьей тушенки – 6.40
  • литр подсолнечного масла 14, конопляного - 13 рублей
  • сельдь (залом) – 7.50, на 1.20 дешевле осетра, что по 8.80
  • бутылка водки 0,5 л – 11.20

  • Оплата коммунальных услуг – в среднем от 28 до 35 рублей в месяц
  • Проезд в городском транспорте – до 40 рублей в месяц.
  • Евгений Кузнецов

    О том, что было с рублем во время Великой Отечественной войны читайте на m24.ru в четверг, 4 августа

    закрыть
    Обратная связь
    Форма обратной связи
    Прикрепить файл

    Отправить

    закрыть
    Яндекс.Метрика