26.06.2016
19:29

просмотров2818

Источник:
M24.ru

Разделы:
Отдыхать, Читать

Рубрики:
Премьеры, Культура

Метки:
AES+F, Психоз, Электротеатр Станиславский, художники

Распечатать

AES+F: "В "Психозе" мы вернулись к теме телесного в формате новых технологий"

Фото предоставлено пресс-службой

"4.48 Психоз" – знаковая пьеса британского драматурга Сары Кейн, которую режиссер Александр Зельдович поставил на сцене Электротеатра Станиславский. Художниками-постановщиками и соавторами спектакля стала одна из главных российских арт-групп AES+F. Художники Татьяна Арзамасова и Лев Евзович рассказали m24.ru о работе над "Психозом" и своих последних проектах Inverso Mundus и Allegoria Sacra.

– Ваши художественные видеопроекты тоже содержат элемент театральности. Там есть определенное действие, актеры, сюжет. Почему в этот раз вы решили работать с реальной театральной сценой?

Татьяна Арзамасова: В какой-то момент наши герои должны были оторваться от экрана и воплотиться на сцене в виде 19 актрис, создавших образ несчастной Сары Кейн.

– И это не первая совместная работа с Александром Зельдовичем

Т.А.: Совершенно верно. У нас был спектакль "Отелло" в 2003 году, где тоже было использовано наше видео.

Лев Евзович: Но с того момента технологии очень изменились. Во многом мы ориентировались на видеоигры и культуру сериалов, которая играет большую роль в современном мире. Это и "Карточный домик", и "Больница Никербокер", и "Игра престолов", и "Салем".

Фото предоставлено пресс-службой

– Для сценографии "Психоза" вы создали достаточно агрессивные образы. К примеру, отрубленные груди – это какой-то символ? Вообще вы оговаривали графику с Александром Зельдовичем?

Л.Е.: Образы были придуманы в основном, конечно, нами. С режиссером мы обсуждали, куда они войдут. Некоторые из них до последних репетиций не находили своего места и потом получали какую-то неожиданную интерпретацию. Их агрессивность связана с духом и смыслом пьесы. Я бы сказал, что во многом это религиозные образы. Потому что там есть тема саморазрушения и темы жертвы. Те же отрубленные груди – образ мученицы Святой Агаты. И в живописи существует много интерпретаций этого образа девушки, которую палачи, как из душа, поливают кровью из ее отрезанных грудей. И в живописи существует много интерпретаций этого образа девушки, которую палачи, как из душа, поливают кровью из ее грудей. И в самом тексте "Психоза" есть много метафор, идущих через тему телесного, которой мы тоже занимались и которая была популярна в искусстве 1990-х годов. Сейчас мы для себя сформулировали, что вернулись к этой теме в формате современных компьютерных технологий.

Фото предоставлено пресс-службой

– А тараканы, которые заполняют собой все пространство декораций?

Л.Е.: Это образ безумия. Тараканы – это образ, который присутствует у самой Сары Кейн. В русской культуре таракан – это все-таки маскулинный образ, с усами, как тараканище у Чуковского. А в английской культуре – это символ женского.

Т.А.: Не женский, а, скорее, женственный, феменинный.

Л.Е.: Про насекомых англичане говорят It, но про тараканов сказали бы She.

Фото предоставлено пресс-службой

– А грибы-вагины?

Л.Е.: Это чисто сюрреалистический образ, сюрреалистические образы не нужно объяснять.

Т.А.: Хотите – смотрите на него как на один из образов Сальвадора Дали, потому что это – классический сюрреализм. Но тем не менее это не Дали, а AES+F.

Л.Е.: И вообще сюрреалистические образы не нужно объяснять.

Т.А.: Лучше подумайте о том, что именно вам показалось.

Л.Е.: Когда мы работали, тоне привязывали их ни к каким сценам, они никак их не иллюстрируют, но сочетания получились очень интересными.

Т.А.: Вообще, как и все у Сары Кейн, это спектакль об одиночестве. И в данном случае – о любви к женщине, которой нет. И в конце действия происходит блистательный диалог Елены Морозовой с пустотой, которая покоится на прозрачном стуле.

Проект Inverso Mundus/aesf-group.com

– Свой визуальный язык вы начали вырабатывать еще с начала 1990-х годов, когда не было такой техники, которая есть сейчас. Вы стараетесь сохранять определенную стилистику или она полностью зависит от компьютерных возможностей?

Л.Е.: Каждые полтора года компьютерные мощности увеличиваются в два раза. Конечно, между тем, что было в 90-е и тем, что есть сейчас, существует колоссальная разница. И свои идеи мы тогда могли реализовывать только в самом простом и доступном варианте. Но интересно то, что в то время компьютерные технологии воспринимались как чудо, и когда мы сделали свой "Исламский проект", в котором пристроили минареты к Собору Парижской Богоматери, то люди верили этим фотографиям. Это был шок для зрителя. зрителя. А сейчас мы все уже привыкли к виртуальной реальности, это общий современный визуальный язык.

Т.А.: Но искушенного участника пространства всегда будет волновать достоверность фактов. Художникам и в 90-е хватало существующих медиа-инструментов и технологий. Это всего лишь инструменты, как кисти или карандаши.



– Вы сами работаете над всей графикой и видео?

Л.Е.: Нет, у нас есть команда ассистентов. Но мы знаем, как это сделать, и внимательно отслеживаем каждый шаг и каждую стадию реализации эскиза.

Т.А.: Благодаря общению с поколением, которое чувствует себя свободно в этих технологиях, мы знаем, по какому пути нам идти дальше.

Проект Inverso Mundus/aesf-group.com

– Актерская группа, которая участвует в ваших проектах – это одни и те же люди?

Л.Е.: Есть костяк любимых актеров, но если смотреть на все последние видеопроекты, то постоянных актеров не так много, остальные меняются.

– То есть, начиная с "Последнего восстания"? Вы же представляли его на Биеннале в Венеции.

Л.Е.: Да, это была история о том, как нам не дали награду. Но проект был действительно довольно известным и привлек много внимания профессионалов.

Т.А.: По ходу событий изменились правила получения приза.

Л.Е.:В Италии мы получили приз Pino Pascali в прошлом году. Этот известный приз дается международным художникам за инновации в искусстве.

Проект Inverso Mundus/aesf-group.com

– Есть ли какие-то художники на международной арт-сцене, за которыми вы следите, творчество которых вам интересно?

Т.А.: Художники всегда немножко соперники. Но взаимоуважение, конечно, существует.

Л.Е.: С одной стороны, мы со всеми нашими особенностями принадлежим к поколению 90-х, с их любовью к экстремальной визуальности и телесности. Наверное, это нас как-то роднит с Young british artists (прим.ред. – группа британских художников, получивших признание в 1990-х годах, среди которых были такие мастера, как Демьен Херст, Джейк и Динос Чепмены и Марк Куинн), который сегодня уже совсем не young. С другой стороны, появилось новое поколение видеоарта, например Натали Дюйсбург, Райан другой стороны, появилось новое поколение видеоарта, например Натали Дюйсбург, Райан Трикартин и другие, которые нам интересны.



– Ваши последние проекты Allegoria Sacra, Inverso Mundus и другие – у них есть какая-то объединяющая идея, сериальный принцип, о котором вы говорили, или каждый сам по себе?

Л.Е.: С одной стороны, каждый художник говорит об одном и том же всю жизнь. Но в то же время каждый проект имеет свою очень ясную тему. "Последние восстание" – о виртуальном насилии, "Пир Трималхиона" – об обществе потребления и наслаждения и депрессии, AllegoriaSacra – о глобализмае, а InversoMundus – про инверсию мужского и женского, смену гендерных ролей и смену ценностей в обществе.

Т.А.: Это вообще портрет общества.

Проект Allegoria Sacra/aesf-group.com

– Как вы подбираете музыку к проектам? Это же классика – Бетховен, Бах, Моцарт. У вас есть какой-то список любимых композиторов?

Л.Е.: В новом проекте появились еще Лист и Равель. Мы подбираем музыку сами и работаем с Павлом Кармановым. Кстати говоря, в "Пире Трималхиона" был кусок и его собственных сочинений, так называемая "Музыка пивных бутылок"

– Сейчас вы работаете над какими-то проектами?

Л.Е.: Да. Но пока предпочтем держать это в секрете.

Спектакль "Психоз" идет с возрастным ограничением 18+



Екатерина Кинякина

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть