Новости

Новости

20 июня 2016, 00:00

Общество

Владимир Макаров: "90% москвичей довольны обслуживанием в поликлиниках"

Фото предоставила пресс-служба ЕМИАС

В Москве электронные карты заведены у 970 тысяч человек. Сейчас в столице около 150 медучреждений, где хотя бы один врач работает с электронной картой. Слепому набору на клавиатуре обучено 10 тысяч столичных докторов. Всего в Москве по ОМС получают медицинскую помощь 9,5 миллиона горожан, еще 500 тысяч человек прикреплены к федеральным поликлиникам. Через ЕМИАС можно записаться к врачу, а также отметить свой визит по SMS. О том, как развивается электронная система, в интервью m24.ru рассказал заместитель руководителя ДИТ Владимир Макаров.

– Владимир Владимирович, сколько поликлиник перешли на ведение электронной медицинской карты в 2015 и в первом квартале 2016?

– Сейчас в столице около 150 медучреждений, где хотя бы один врач работает с электронной картой, порядка 60-70 поликлиник уже работает "плотно". Электронные карты заведены на 970 тысяч человек. Они создаются по мере обращения москвичей в поликлиники. Можно было сразу сделать карты на два миллиона человек, но мы такую задачу не ставим.

– Многие врачи заполняют электронную карту медленно, потому что не имеют навыка работы на клавиатуре. Их планировалось обучать слепому набору, чтобы повысить скорость заполнения электронных карт. Сколько врачей обучили быстро заполнять карты? Есть ли цель обучить всех?

– Обучили порядка 10 тысяч врачей – это около половины от всего персонала. Сейчас эту историю приостановили, потому что надо понять, какой есть эффект. На обучение в поликлиники выезжало около 20 мобильных классов. Это были абсолютно добровольные, а также бесплатные занятия для медицинских работников, кто хотел – тот и учился. Честно говоря, мы желающих набирали с трудом, а учиться из-под палки невозможно. На данном этапе нам нужно понять, полезно ли такое обучение для медицинского работника или нет, для этого должно пройти время. Если это позволяет лучше справляться с компьютером и работать в ЕМИАС, тогда у необученных появится мотивация. Они увидят, что те коллеги, которые прошли курсы, быстрее справляются с заполнением электронных карт.

Электронные карты заведены на 970 тысяч москвичей

– А если врач сейчас захочет обучиться быстрому набору, то вы ему поможете или он должен это делать самостоятельно?

– Понятно, что точечно мы помогать не будем – это слишком затратно. Но, если есть желание, то медработник может зайти на обучающий сайт и самостоятельно научиться слепому набору. Если главный врач считает, что это важно, то, соответственно, медучреждение должно компенсировать своему работнику обучение. Кроме того, руководство клиники при приеме на работу должно брать человека, который на "ты" с компьютером.

9,5 миллиона москвичей обслуживаются в городских поликлиниках по ОМС

– В Москве помимо городских поликлиник есть еще федеральные и частные, к которым могут быть приписаны москвичи. Подключат ли федеральные или частные клиники к системе ЕМИАС?

– Необходимые правовые нормы для такого взаимодействия уже сегодня сформированы. Они прописаны в постановлении правительства, по которому предусмотрена обязательность информационного взаимодействия медицинских учреждений и пациентов, вовлеченных в столичную программу ОМС. Вместе с тем надо понимать, что это не очень простой вопрос. Необходима помощь федерального Министерства здравоохранения.

– А почему не получается взаимодействия?

– Всего в Москве в федеральных поликлиниках по системе ОМС обслуживается 500 тысяч человек, сравните эту цифру с 9,5 миллионами, которые обслуживаются в городских поликлиниках. Так что в первую очередь, это вопрос приоритетов.

"Москва в цифрах": Бесплатное медобследование - 2016

– С какими проблемами при внедрении ЕМИАС в столице вы столкнулись?

– Да вы, наверное, и так знаете. В феврале этого года мы благополучно "легли". Несмотря на практически круглосуточную работу инженеров и программистов, из "состояния комы" систему выводили месяц. Перебои существенно затронули дистанционные каналы записи, в меньшей степени коснулись работы врачей. Причин у этого сбоя достаточно много, но основополагающая – существенная динамика развития системы, постоянно добавляются новые сервисы и дорабатываются существующие, что создает нагрузку на систему. По всей вероятности, окончательно нас "положил" новый сервис для пациентов – возможность отменить запись к врачу через SMS или перенести на другое число. В течение нескольких недель программисты переписывали кусками код, который формирует основной поток запросов. В результате нам удалось преодолеть кризис.

– Как развивается сейчас электронная регистратура? Пациенты уже могут через электронные носители или по телефону отменить прием у врача?

– Да, могут. Есть возможность отменить посещение через SMS, только это очень неудобно. Пациенту, как минимум, нужно знать номер своей записи к врачу. Это кажется просто: отправил SMS и все, но самом деле это не так. Гораздо проще сейчас отменить запись через интернет или мобильное приложение.

– Лабораторные исследования будут переводиться в электронную форму?

– Это одна из главных задач, стоящих перед нами. Мы берем на себя обязательства перевести большую часть лабораторных исследований до конца следующего года. Массовое тиражирование начнется уже в этом году, начиная с Северо-Западного административного округа. Обкатываем проект уже несколько лет.

Результаты анализов мы планируем отправлять по электронной почте

Изначально мы думали, что будет несложно, но в реальности оказалось далеко не так просто. Лаборатории используют разное оборудование и разные методики. В итоге результаты анализов (например, общий анализ крови) в двух лабораториях могут сильно отличаться. Конечно, есть обязательная часть показателей, но часто результат зависит от функциональных возможностей того прибора, на котором делается анализ. Наша задача в первую очередь методологическая – сделать универсальный справочник лабораторных тестов, а для этого нужно четко определить, что должно входить в параметры исследований.

"Москва сегодня": Как развиваются столичные больницы и роддома

Мы в свое время сами осилили вместе с одним из федеральных институтов 76 видов исследований по венозной крови и поняли, что одни без лабораторной службы департамента здравоохранения Москвы дальше не сможем тянуть эту историю. Главный внештатный специалист по лабораторной диагностике нас поддержал, собрал команду, которая год занималась нашей методологической поддержкой.

– Когда результаты анализов начнете отправлять пациентам на электронную почту?

– Безусловно, некоторые результаты отправлять будем. Только предостерегу от иллюзий: эта практика не станет всеобъемлющей. В отправлении анализов по почте много сложных аспектов, связанных с медицинской этикой. Отправлять в лоб человеку анализы, где среди прочего заметен повышенный уровень онкомаркеров, без соответствующих комментариев специалиста – это не гуманно. Я бы этого, как эксперт в области электронного здравоохранения, не хотел. Есть и другие аналогичные анализы, имеющие такую же этическую окраску. По-хорошему, надо советовать человеку анализы пересдать, если что-то у кого-то найдено, а вот так в лоб "радовать" нельзя. По электронной почте точно не будут отправлять анализы на онкологию, за исключением тех случаев, когда больного уже ведут и нужно определить степень эффективности терапии. Скорее всего, не будут отправлять анализы на венерологию. Самое главное – предстоит еще решить вопрос, каким образом люди будут выражать свое деятельное согласие на их получение.

– ДИТ планировал организовать систему взаимодействия со школами, которая позволила бы перейти от бумажных справок для освобождений от физкультуры к электронным оповещениям. Начался ли в какой-нибудь из московских школ пилотный проект?

– Проект пока обсуждается. Школы переводить на электронную систему оповещений можно, но к этому надо еще идти. Нужно понимать, что оснастить компьютерами придется пять тысяч медицинских кабинетов в школах. Это немало, и стоит приличных денег. Вообще, что касается детей, возникает методологическая проблема не только городского уровня, но и федерального: каким образом выстроить систему так, чтобы удостовериться, что от имени этого ребенка действует кто-то из его законных представителей? Этот вопрос до сих пор не решен.

С 1 июля 2015 года начала работу система получения обратной связи. Мы получили 4,5 миллиона писем от пациентов

– Может быть, использовать при входе в систему ЕМИАС данные официальных документов, например, свидетельства о рождении ребенка?

– Можно, но при этом никто не гарантирует, что у родителя нет судебного решения о лишении родительских прав. Вот когда станет более-менее понятно прописано, кто от имени ребенка может действовать в системе, то тогда мы сможем подключить к ЕМИАС электронные карты детей и начать взаимодействие со школами. Если этого не будет, то вся эта история продлится ровно до первой ситуации конфликтующих родителей. Сейчас вкладывать какие-то серьезные инвестиции в информационное взаимодействие между поликлиниками и школами, переводить в электронный вид карты, меняя традиционный документооборот, нецелесообразно. Пока правовой фундамент очень зыбкий и все усилия могут быть разрушены одним таким случаем враждующих родителей.

"Город в твоих руках": Как работает система ЕМИАС

– Социальная карта москвича будет привязана к сервисам ЕМИАС? Например, появится ли возможность прикрепить электронную карту к соцкарте или записать на нее электронный рецепт?

– Это технически невозможно, потому что размер памяти на чипе настолько мал и измеряется максимум килобайтами, что туда ничего не запишешь, кроме идентификаторов. Но, например, на карте записан номер полиса ОМС, и это позволяет москвичу через социальную карту записаться на прием к врачу.

– Среди проектов Минздрава, размещенных на портале нормативных правовых актов, есть законопроект о легализации с 2017 года услуг телемедицины. Как отразится телемедицина на работе ЕМИАС?

– С первого дня обсуждения закона о телемедицине мы говорим, что для мегаполиса с высокой концентрацией населения и высокой плотностью медицинских организаций телемедицина – слишком дорогая и неэффективная вещь. Телемедицина актуальна для больших территорий с низкой плотность населения, когда нет возможности посадить врача-онколога, врача-уролога в каждое конкретное село.

На самом деле, телемедицина в некоторых местах есть уже и в Москве. Например, больницы взаимодействуют с целым рядом наших медицинских ВУЗов, транслируют операции. В этой части телемедицину можно поддержать. А вот в том ключе, в котором сейчас обсуждается – прием врачей пациентов по скайпу в массовом порядке и переход на дистанционную работу – в столице для телемедицины нет необходимости.

– Может быть врачам нужно консультировать своих хронических пациентов по скайпу?

– Это правильное направление. Врач должен отвечать за состояние здоровья своих пациентов. Но перед тем, как доктора начнут вести хронических пациентов по скайпу, необходимо выровнять их рабочую нагрузку, сбалансировать участки. У врача должно появиться рабочее время для дистанционного консультирования. Если медиков просто наделить этой функцией и не выделить время, то они не смогут этим заниматься.

Департамент здравоохранения соответствующие шаги предпринимает. Скоро будет уже год, как в Москве есть проект для хронических больных, который называется "Хроники". По этому проекту оказание медицинской помощи людям с множеством хронических заболеваний строится иначе, у них есть контакты врача. Правда, у врача в этом случае на участке не 2,5 тысячи человек, а всего 350. У него есть возможность выстраивать индивидуальную работу с пациентом.

– В прошлом году москвичи получили возможность через ЕМИАС оценивать визит к врачу через заполнение анонимной анкеты. Сколько обращений было получено от пациентов? Насколько горожане удовлетворены обслуживанием в поликлиниках?

– У пациентов медицинского образования нет, как правило. Оценить адекватность лекарственных назначений, своевременность диагностически-лечебных мероприятий они не могут. Но это абсолютно не отменяет необходимость обратной связи. Если пациент не верит и ставит своему врачу "двойку", вероятность того, что он не будет следовать медицинским назначениям, очень высока.

Еще с 1 июля 2015 года начала работу система получения обратной связи. Если человек зарегистрирован на портале госуслуг и посещает врача, то на следующий день ему по электронной почте может прийти письмо, где предлагается ответить на три вопроса. Как вы оцениваете результаты обращения к врачу? Как вы оцениваете вежливость и работу другого медицинского персонала (сотрудников регистратуры, медсестры и т.д.)? И третий – как вы оцениваете чистоту и порядок в поликлинике?

Мы будем делать рассылку о необходимости диспансеризации

Всего отправили 4,5 миллиона таких писем, прошли анкетирование 726 тысяч человек, то есть примерно 20 процентов. И мы получили неожиданный результат: оказалось, что почти 90 процентов москвичей удовлетворены обслуживанием в поликлиниках.

В столице создадут электронный радиологический архив

– Возможно ли появление новой функции ЕМИАС – массовое оповещение работающих горожан о необходимости пройти диспансеризацию?

– Для того, чтобы оповещать горожан о чем бы то ни было, в том числе о прохождении диспансеризации, нужно с каждого взять письменное согласие. Просто в какой-то момент желающих оповестить о чем-либо стало так много, что в федеральное законодательство были внесены поправки, позволяющие штрафовать операторов связи за спам-рассылки.

– Вы намерены это вопрос с операторами связи решить?

– Договариваться с операторами связи, чтобы отправлять SMS вряд ли будем, потому что подобная рассылка слишком дорогая. А вот делать рассылку о необходимости пройти диспансеризацию с помощью мобильных приложений или электронной почты – да, будем. Но для этого надо решить вопрос, какие формы коммуникации с пациентами мы выбираем, насколько это должно быть быстро, кто этим должен управлять. Кроме того, у пациента должна быть возможность отписки. Это наша задача на этот год – выстроить коммуникацию с пациентом.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика